Трансляция

The Times of Israel: «Забытые драгоценности Кубы»: тропическая история о бриллиантах и спасении от Холокоста

Ларри Лакснер 20 августа 2017
Поделиться

Новый фильм рассказывает о забытой эпохе, когда карибский остров на время стал перевалочным пунктом для тысяч европейских евреев, бегущих от Холокоста

Одним жарким и влажным субботним днем в начале июля около пятидесяти евреев собрались в зале собраний крупнейшей на Кубе синагоги, чтобы воскресить в памяти малоизвестный эпизод их собственной истории.

Премьерный показ фильма «Забытые драгоценности Кубы: Убежище в Гаване» не разочаровал. Пронзительный 46‑минутный документальный фильм режиссеров Джуди Энн Крейт и Робина Трусдейла рассказывает малоизвестную историю о тысячах европейских евреев, которые не только спаслись от устроенного нацистами геноцида во время Второй мировой войны, но и завезли на Кубу индустрию огранки бриллиантов; она процветала, но недолго.

Этот фильм — своеобразный контрапункт «Путешествию проклятых», драме 1976 года с Фэем Данауэем и Орсоном Уэллесом в главных ролях. Драма посвящена трагическому плаванию лайнера «Сент‑Луис» — немецкого парохода, который в 1939 году выплыл из Гамбурга в Гавану с 937 еврейскими пассажирами на борту. Эти пассажиры были не в курсе, что кубинские визы, купленные ими у коррумпированных чиновников, недействительны. Из 937 человек по прибытию в Гавану лишь 28 разрешили выйти на берег. Корабль, которому не дали разрешения причалить в Майами и других американских портах, проведя месяц в море, в конце концов вернулся в находящийся под властью нацистов Антверпен. Около 250 пассажиров Сент‑Луиса вскоре были депортированы в концлагеря и погибли там.

Мемориал в крупном кубинском городе Санта‑Клара памяти 6 миллионов евреев, погибших в Холокосте, находится через дорогу от знаменитого на Кубе мавзолея Че Гевары

У «Забытых драгоценностей» финал гораздо оптимистичнее. Здесь рассказывается о том, что Куба, находившаяся под властью генерала Фульхенсио Батисты, приняла около 6 тысяч евреев — огранщиков бриллиантов вместе с их семьями из Бельгии и других стран, тем самым практически удвоив шеститысячное еврейское население острова, состоящее из немецких и австрийских евреев, прибывших раньше, пока двери не закрылись.

«Мы старались затронуть тему Сент‑Луиса, потому что ровно это приходит в голову всем, кто задумывается о Кубе и о том, что всех беженцев развернули и отправили обратно», — сказала Крейт в интервью за чашечкой кофе в Патронато — крупнейшей из трех ныне действующих гаванских синагог.

«Это очень личная история, — начала она рассказывать. — Моя мама Марион Финкельс Крейт приехала сюда в 1941 году. Она родом из Гамбурга. Она пыталась убежать от нацистов на протяжении трех лет. Ее отец, интернированный в лагерь на юге Франции, откуда‑то узнал, что можно достать несколько виз на Кубу, и они получили визы на всю семью. Все герои фильма были в Бельгии, когда нацисты вторглись туда 10 мая 1940 года».

Крейт выросла на рассказах о том, как ее мать прибыла на Кубу в возрасте 14 лет на корабле под названием «Колонист» и вскоре устроилась на работу полировать алмазы на удушающе жаркой фабрике. В те годы в Гаване функционировало от 30 до 50 подобных производств. На короткое время тропический карибский остров стал крупным мировым центром огранки бриллиантов.

Марион Финкельс Крейт в 15 лет, работает на фабрике по огранке алмазов.

«Одни производства были очень маленькие и располагались у людей дома, другие, наоборот, были очень крупные, — сказала Крейт. — Когда Гитлер вторгся в Бельгию 10 мая, бельгийские беженцы, равно как и голландские, взяли с собой все, что могли, но снова начать бизнес им помогли их связи. Они использовали свои связи с алмазными синдикатами в Лондоне и Нью‑Йорке и убеждали кубинские власти поддержать эту индустрию».

Большинство этих евреев видели в Гаване лишь временную остановку на пути в Майами или Нью‑Йорк. Но после Перл‑Харбора у беженцев на Кубе — да и у других беженцев тоже — осталось мало шансов получить американскую визу, и они на долгие годы задерживались на Кубе.

Но к 1948 году, когда война закончилась и Европа возрождалась и отстраивалась, молодая и процветающая алмазная индустрия на Кубе исчезла без следа.

«Как только основные специалисты в этом деле получили свои визы, они тут же покинули Кубу, — сказала Крейт. — Многие отправились в США, некоторые вернулись в Бельгию и кое‑кто поехал в Израиль. Кубинское государство очень хотело сохранить эту отрасль, но без международных связей торговцев бриллиантами и без навыков блестящих экспертов они не смогли сохранить алмазное дело в Гаване».

Мама Крейт уехала в Майами, откуда перебралась в Лос‑Анджелес, где и встретила своего мужа. Пара осела в Боулдоре, штат Колорадо, и там стали воспитывать детей.

По профессии Крейт — учитель танцев. Впервые она приехала на Кубу в 2000 году и увлеклась афрокубинскими танцами. С тех пор она приезжала на Кубу еще как минимум 25 раз, зачастую ее поездки финансировались Советом по искусству штата Аляска. Некоторое время Крейт жила на Аляске. Последние семь лет она собирала материал для своего будущего документального фильма.

«Начала я с разговоров с мамой и попыток выудить всю информацию, какую только можно. Я покупала все книги, какие только могла», включая «Тропическую диаспору» Роберта Левина, рассказала Крейт. «Я начала с того, что стала писать историю и подбирать фотографии. Затем я вновь приехала на Кубу и поговорила с Аделой Дворин [нынешний президент еврейской общины Кубы]. И я поняла, что люди здесь почти ничего не знают об алмазной индустрии».

90‑летняя Марион Финкельс Крейт

Второй режиссер фильма Робин Трусдейл интервьюировала маму Крейт в 2013 году, а затем взяла интервью у других беженцев. Большинству из них сейчас за 80 или даже за 90. Немало материала было отснято на Кубе. «Я поняла, что если мы собираемся делать этот фильм, мы должны сделать его, пока эти люди еще живы, — сказала Крейт, которой сейчас 56. — Моя мама и не подозревала, сколь многое она помнит. И чем больше вы интервьюируете, тем шире двери прошлого открываются вам».

Фильм «Забытые драгоценности» уложился в бюджет 200 000 долларов. Крейт и Трусдейл получили грант в 10 000 долларов на архивный документальный фильм от Американского еврейского распределительного комитета «Джойнт», а также 3500 долларов от нью‑йоркской компании AE Ventures. Не ищущий прибыли спонсор и дистрибьютор фильма — Национальный центр еврейского кино.

«Мы с гордостью признаем выдающийся вклад фильма “Забытые драгоценности” в наше понимание как еврейской истории, так и способности человечества переживать тяжелейшие удары», — говорит член совета «Джойнта» Джейн Свергольд, адъюнкт‑профессор Ферфилдского университета, и Линда Леви, директор архивов Джойнта.

Кроме Патронато фильм показали на данный момент на Еврейском кинофестивале на крайнем севере в Фербанксе, штат Аляска, на Еврейском кинофестивале в Боулдоре, штат Колорадо, и в хайфской синематеке. Отзывы на данный момент поступают только положительные.

Слева направо: режиссеры фильма «Забытые драгоценности Кубы» Джуди Крейт и Робин Трусдейл; Джейн Вейцман, председатель комиссия по архивам Джойнта; Линда Леви, директор архивов Джойнта; Джейн Свергольд, адъюнкт‑профессор в Ферфилдском университете

«Многие торговцы алмазами посмотрели фильм и сказали, что это утерянная часть нашей истории, — сказала Крейт. — Наша мечта — привезти наш фильм в Яд Вашем. Мы хотим, чтобы он стал частью их архивов, и в то же время мы хотим показывать его везде, где только можно».

В частности, они собираются показывать фильм на Гаванском кинофестивале в декабре и на ближайших кинофестивалях в Тель‑Авиве и Иерусалиме.

«Люди готовы слышать истории о выживших, — говорит Крейт. — Тема Холокоста пронизана болью, но я уверена, что сохранять все эти истории абсолютно необходимо. Как ребенок двух еврейских беженцев я чувствую определенную ответственность, потому что я прожила это».

Оригинальная публикация: A tropical story of diamonds and Holocaust survival in ‘Cuba’s Forgotten Jewels’

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Haaretz: Кубинские евреи при Кастро: «Лучше для Кубы — ​лучше для евреев»

76‑летний Луис Шклярц, прихожанин синагоги «Эдат Исраэль», которая находится в Старой Гаване, за забором с колючей проволокой, утверждает, что, пока эмбарго не снимут, евреи продолжат уезжать с острова. «Старики умирают, а молодые делают алию, — говорит он. — Будущего нет».

Associated Press: Музей Холокоста в Вашингтоне собирает средства для сохранения дневников военных лет

«Мы живем в страшные времена. Все громче звучат голоса ревизионистов, отрицающих Холокост. Дневники и другие эгодокументы, рассказы от первого лица — это свидетельства, — говорит Дана Вайнштейн, директор музея по членству и расширению аудитории. — Эти свидетельства могут служить доказательствами того, что Холокост действительно имел место».

The New York Times: Экспонаты Освенцима отправятся в тур

С помощью экспонатов будет рассказана история Освенцима, от расположения лагерей до их значения как воплощения доведенной до инструментализма ненависти и жестокости. В состав экспозиции войдут предметы из собрания музея, в их числе — лагерные бараки, грузовой вагон, использовавшийся для перевозки заключенных, письма и свидетельства, противогаз, жестяная банка с гранулами газа «Циклон Б» и другие мрачные экспонаты из газовых камер.