Зрительный зал

The New York Times: В «Вальсе Вальдхайма» народ осмысливает свое нацистское прошлое

Бильге Эбири 12 ноября 2018
Поделиться

Вальс Вальдхайма
режиссер Рут Бекерман
Австрия. 2018

Что нужно сделать, чтобы нация переосмыслила представление о себе? Этот вопрос ставит познавательный и пугающий документальный фильм австрийского режиссера Рут Бекерман «Вальс Вальдхайма». Используя преимущественно современный материал — телевизионные репортажи и сводки новостей, а также документальные материалы, снятые ею самой, создательница фильма изучает президентскую гонку 1986 года с участием австрийского политика Курта Вальдхайма, избирательная кампания которого погрузилась в хаос после сообщений о его нацистском прошлом.

Вальдхайм изображал себя честным солдатом, призванным в вермахт во время Второй мировой войны и вернувшимся домой после ранения на Восточном фронте. Хотя слухи о его сотрудничестве с нацистами ходили еще в 1972–1981 годах, когда он занимал пост генерального секретаря ООН, самые изобличающие улики появились позднее, когда Вальдхайм стал бороться за высокий пост на родине. Стало известно о его участии в резне югославских партизан в Козаре в 1942‑м и в депортации евреев из греческого города Салоники в 1943‑м.

Кандидат заявил, что стал жертвой международного заговора, в котором участвуют американские политики, Всемирный еврейский конгресс и многие другие. Кадры, сделанные самой Бекерман в те годы, свидетельствуют, что многие избиратели не только встали на его защиту, но даже пошли дальше, открыто отпуская саркастические антисемитские замечания.

Курт Вальдхайм в документальном фильме «Вальс Вальдхайма» режиссера Рут Бекерман.

По мнению режиссера, избирательная кампания Вальдхайма пришлась на тот момент, когда Австрия уже не могла больше считать себя невинной жертвой нацистов. Известно, что страна часто представляла себя «первой жертвой Гитлера», а таких людей, как Вальдхайм, — честными солдатами, оказавшимися не на той стороне. Однако похоже, что истина гораздо сложнее и неприятнее.

Бекерман в роли рассказчицы не претендует на объективность. Она с самого начала говорит, что участвовала в протестах против Вальдхайма. Целый ряд самых сильных фрагментов фильма показывает, как все сильнее и многочисленнее становились активисты, поставившие своей целью воспрепятствовать его избранию. В результате «Вальс Вальдхайма» порой балансирует между ярким и современным изложением политической истории и более вдумчивым осмыслением личной истории создательницы фильма.

Но крен в сторону политики ощущается сильнее. Бекерман хочет не столько вписать историю Вальдхайма в контекст, сколько быть услышанной, — возможно, в надежде, что, оказавшись в гуще споров, мы создадим новый контекст. Действительно, наблюдая за кампанией Вальдхайма, трудно не думать о сегодняшнем дне : возрождение полузабытой ненависти, сплочение элит вокруг своих, вооруженный национализм против истины. Может быть, действие фильма и заканчивается в 1986 году, но тьма тех лет до сих пор не развеялась. 

Оригинальная публикация: Review: In ‘The Waldheim Waltz,’ a Nation Reckons With Its Nazi Past

КОММЕНТАРИИ
Поделиться