Книжный разговор

У подножия лестницы, ведущей вниз

Галина Зеленина 11 июля 2021
Поделиться

 

ЗЕЛЬМА ШТЕРН
Придворный еврей. К истории эпохи абсолютизма в Центральной Европе
Пер. с англ. Евгении Смагиной. М.: Книжники, 2020. — 256 с.

Зельма Штерн (1890–1981), одна из трех дочерей в состоятельной еврейско‑немецкой семье, первая девочка, окончившая мужскую гимназию в Баден‑Бадене, затем учившаяся в Гейдельберге и Университете Людвига и Максимилиана в Мюнхене и ставшая одной из первых женщин — профессиональных историков в Германии, сама подходит на роль героини аналогичного ее собственному историко‑биографическому исследованию — «к истории эпохи еврейской и женской эмансипации» (нам известна одна ее биография: Marina Sassenberg. Apropos Selma Stern, 1998). Занимавшаяся сначала сугубо европейскими историческими сюжетами, Штерн, почувствовав рост антисемитизма в Германии, переключилась на изучение истории «своего народа», а столкнувшись с дискриминацией женщин — в Мюнхенском университете ее не допустили к хабилитации на том основании, что хабилитация для женщин не предусмотрена, — стала исследовать судьбы выдающихся женщин. Не имея перспектив университетской аффилиации, она приняла приглашение работать в основанной по инициативе Франца Розенцвейга и Германа Когена Академии науки о еврействе в Берлине и стала самым продуктивным ее сотрудником. После эмиграции, в Америке, она не сразу устроилась на работу, да и устроилась лишь на неоплачиваемые полставки архивиста в Hebrew Union College в Цинциннати, на должность, не совсем соответствующую ее квалификации и таланту. Свои книги она писала, как другой известный историк, «по воскресеньям», используя вывезенные из Германии коробки архивных выписок, и издавала их, по ее собственным словами, из чувства долга и уважения к убитым евреям Германии. Самые известные ее работы — это семитомник «Прусское государство и евреи», начавший выходить еще до войны, и «Придворный еврей», вышедший в Америке в английском переводе в 1950 году. На языке оригинала Der Hofjude im Zeitalter des Absolutismus увидел свет лишь спустя десятилетия после смерти автора, в 1999 году.

 

Книга посвящена эпохе абсолютизма и меркантилизма, в корне изменившей положение европейских евреев, которые из парий средневекового общества превратились в важный нерв богатеющей экономики, из «рабов казны» — в эффективных управленцев. Эпоха описывается через портреты и судьбы этих управленцев, Hoffaktoren, в центральноевропейских монархиях: кланов Оппенгеймеров и Вертхаймеров, Тейшейра и д’Агилар, Давидов и Гумперцев, Леманов и Либманов. Свой фактор в это время становится непременным атрибутом каждого германского двора (ориентировавшегося либо на Берлин, либо на Вену) — как и бюрократия, регулярная армия, тайная агентура. Незаменимые помощники монархов нового типа и проводники новой политики, рушившей косную структуру сословий с их правами и привилегиями, придворные евреи выполняли и другую историческую миссию, положив начало эпохе эмансипации, аккультурации и ассимиляции центральноевропейского еврейства. Крупнейший еврейский социальный историк Яаков Кац в своей книге «Выход из гетто: социальный фон еврейской эмансипации, 1770–1870» (1973) так и назвал их — «предвестники перемен».

В юности с увлечением изучавшая социологию и психологию Штерн в «Придворном еврее», как и во многих своих книгах, демонстрирует биографический подход, однако выстроена книга кроссбиографически и тематически: каждая глава посвящена той или иной функции, должности или аспекту деятельности придворных евреев, которые играли немало ролей: доверенные советники монархов и владельцы мануфактур, лесоторговцы и ювелиры, банкиры и монополисты, интенданты и поставщики двора, табачные фабриканты и арендаторы монетных дворов, основатели и покровители еврейских общин и меценаты.

В завершающих главах, посвященных образу жизни, личности и судьбе факторов, Штерн изображает сильные натуры с ярко выраженными страстями, описывая их как своего рода пассионариев (в терминологии Льва Гумилева): неугомонность, интерес к торговле, властолюбие, жажда успеха и прибыли, политический азарт, авантюризм, высокомерие, алчность — все это побуждало смелых и предприимчивых евреев менять себя и мир вокруг. Штерн сравнивает их с итальянскими кондотьерами или жертвами золотой лихорадки в Северной Америке. Можно сравнить и с еврейскими придворными предшествующих эпох, прежде всего мусульманской Испании. И те, и те подражали нееврейской знати в быту и одежде, языке и культурных запросах, жили в роскоши, окружали себя панегиристами, которые подчеркивали как их величие в целом, так и отеческое участие в жизни родного народа. Они действительно радели о судьбе общины, добиваясь тех или иных законодательных льгот или хотя бы отмены указов об изгнаниях и занимаясь благотворительностью, да и по культурным своим горизонтам и ментальности большинство из них (за явным исключением самого известного представителя этой когорты — Зюсса Оппенгеймера) оставалось традиционными евреями, некоторые даже увлекались каббалой, хотя и коллекционировали европейскую живопись и собирали библиотеки на латыни. Впрочем, и иудейские церемонии — свадьбы, седеры, обрезания — обставлялись с аристократической роскошью. Следы которой прекрасно сохранились: от живописных и гравюрных портретов «еврея Зюсса», Самсона Вертхаймера, Элиаса Хаюма и других до богато иллюстрированной пасхальной Агады Юспы из Гельдерна, от дворца Эфрусси на Рингштрассе в Вене до коллекции фарфора баронессы де Ротшильд.

Несмотря на свой головокружительный успех придворные евреи сохраняли меланхолично‑тревожное мироощущение, ожидая подвоха и унижения (например, многие из них так и не смогли получить разрешения магистратов на строительство спроектированных ими 3–4‑этажных особняков с колоннами и щедрым декором — по мнению городских властей, «избыточно великолепных») или серьезной опасности: банкротства, убийства, падения. И действительно, как рассказывается в главе «Судьбы», биографические траектории героев заканчивались одинаково — трагедией. Их взлет был недолговечным. Все либо разорились, либо не сумели защитить семью, которую после смерти кормильца ждали немилость монарха и разорение, отказ в возврате долгов, проигрыши в суде, изгнание из столиц и т. п. Многие пали жертвой придворных интриг, а Зюсс — скоропостижной смерти своего патрона; кого‑то лишили должности и имущества, кого‑то выслали или заточили в тюрьму пожизненно, а Зюсса повесили внутри позорной красной клетки. Штерн изображает своих героев людьми эпохи барокко: яркими и противоречивыми, обреченными сделать круг на колесе фортуны, пионерами нового порядка, уничтоженными силами реакции, — и в то же время представителями судьбы евреев всех времен, отдавших все силы службе нееврейскому государству — и преданных им.

Это, конечно, романтический подход, а кроме того апологетический. В дискуссии о том, были ли придворные евреи лишь сливками, бесконечно далекими от своего народа, стремительно нищающего за стенами гетто, или же его лучшими представителями, пекущимися о благе и развитии общины и не отделяющими себя от нее, Штерн, безусловно, придерживалась второй позиции.

Исключительную важность для понимания этой книги имеет то, что для Штерн Hoffaktoren — это не просто исторические деятели далекой эпохи, а непосредственные предшественники того немецкого еврейства, частью которого была она сама — наряду с Ханной Арендт, Гершомом Шолемом, Ицхаком Бэром, Мартином Бубером, Вальтером Биньямином, Альбертом Эйнштейном. Придворные евреи эпохи барокко сами вышли из гетто, добившись экономического успеха и политического влияния, и проломили стены гетто для своих единоверцев, проложили евреям путь в немецкое общество и культуру, где до поры до времени Штерн будет чувствовать себя совершенно органично и полагать, как она пишет во введении, что немецкое еврейство сумело достичь культурного синтеза, не отказываясь от своей идентичности. Архивные изыскания для книги проводились в 1920–1938 годах, но сама книга, один из сильнейших историографических продуктов Веймарской республики, как ее охарактеризовала Натали Земон Дэвис в своей биографии Гликль из Гамельна (представительницы состоятельного семейства, породнившегося с Либманами и Гумперцами, описавшей их нравы и благосостояние в своих знаменитых мемуарах — одной из первых женских автобиографий), вышла уже в Америке, куда Штерн эмигрировала, успев покинуть Третий рейх на последнем корабле.

Иллюзия синтеза лопнула, еврейско‑немецкий мир рухнул, и это дало основание беспощадной Ханне Арендт с горьким сарказмом упрекнуть Штерн в том, что та выбрала «легкий путь брать хорошее и опускать плохое», и предположить ее исследовательское и экзистенциальное замешательство: «Похоже, она [Штерн] больше не уверена, чего именно предвестниками были придворные евреи и куда в конце концов завел начатый ими процесс эмансипации».

Впрочем, разгромная по линии Weltbild, мировоззрения, рецензия Арендт (в Jewish Social Studies № 2 за 1952 год) начинается вполне за здравие, и мы в заключение приведем эту справедливую констатацию безупречного качества книги и непререкаемого авторитета ее автора: «Чрезвычайно ценное исследование одной из самых увлекательных сторон еврейской истории является результатом многолетней кропотливой работы в государственных и муниципальных архивах Германии. Авторитет доктора Штерн в этой области неоспорим, и она великолепно знает европейскую историю, на фоне которой следует рассматривать возникновение и роль феномена придворных евреев. Книга содержит немало живо и ярко написанных пассажей, что является редкостью для ученых трудов, и проливает свет на множество доселе неведомых подробностей из жизни даже наименее известных придворных евреев».

Книгу Зельмы Штерн «Придворный еврей» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Доверенное лицо правительства

Йозеф Зюсс Оппенгеймер из Гейдельберга — первый из евреев, кто влиял, хотя и до известных пределов, на ход германской истории. В Германии это первый пример еврея в политике и первый еврей, представляющий новый дух Просвещения. Это первый еврей, который благодаря княжескому фавору вырос из торговца и банкира в политического экономиста, а из политического экономиста — в знаменитого государственного деятеля; первый еврей, взявшийся за преобразование не только экономического, но и политического строя государства.

Придворный поставщик

Что шло на пользу еврейскому торговцу роскошью, то помогало и еврейскому дельцу — связи с Голландией, которая в те времена была банкиром Европы, связи в Лейпциге и Франкфурте, крупных финансовых центрах Германии, а в особенности давние, еще со Средних веков, знания о системе финансов. Многие придворные евреи начинали свою карьеру в качестве ростовщиков и торговцев предметами роскоши, стали известны князьям и знати благодаря этому частному роду занятий.

Придворный еврей

После освобождения Вены, когда австрийские и имперские войска пустились вдогонку за убегающим неприятелем, Оппенгеймер организовал перевозку ручных гранат, пороха, пистолетов и карабинов вниз по Дунаю, на кораблях и плотах, и по суше, на повозках и лошадях. Тогда же он обеспечил плоты, чтобы переправлять войска из империи, перевез армию из Венгрии в Краков, перевел кавалерийские полки из Брауншвейга в Богемию и обеспечил снабжение всех крепостей в Венгрии, Албании, Трансильвании и Сербии.