Толстой на иврите, или Хождение театра в народ

Евгения Гершкович 15 июля 2014
Поделиться

В десятый раз в Москве прошел Международный театральный фестиваль студенческих и постдипломных спектаклей «Твой шанс». Зарубежье в этом году представляла Студия актерского мастерства Йорама Лёвенштейна из Тель-Авива. Студенты играли «Анну Каренину».

«Твой шанс» вполне оправдывает свое название. Фестиваль дает возможность, во-первых, сохранить и перевести в медийную плоскость лучшие студенческие спектакли, во-вторых, художникам, режиссерам и актерам показать себя широкой пуб­лике, продюсерам же обнаружить новые таланты. В этом году свой шанс получила студия, основанная Йорамом Лёвенштейном в Тель-Авиве в 1988 году.

Квартал Шхунат а-Тиква имеет репутацию неблагополучного, но славится одноименным рынком. Вот прямо тут, между овощными и мясными рядами стоит белое здание, где под звонкие крики зазывал и торговцев фалафелем за окном начинающие актеры отрабатывают монологи из «Макбета» и «Чайки». К слову сказать, у домика имеется история, касающаяся театра: в 1950‑х стройку финансировала Ханна Ровина, ученица Станиславского и Вахтангова, легендарная дива театра «Габима», игравшая на иврите, по воспоминаниям, с тяжелым русским акцентом. Однако актриса оставила по себе память и как благотворительница. В построенном ею доме прежде размещался детский сад. А Лёвенштейн, придя сюда, обнаружил убежище для местных наркоманов. Выходец из семьи немецких евреев, выпускник театрального факультета Тель-Авивского университета, успевший попреподавать актерское мастерство престарелым любителям театра и не поступившим в престижную театральную школу «Бейт-Цви» молодым людям, он искал место для собственной студии. И нашел.

lech267_081При отсутствии финансирования это было рискованное предприятие. Тем не менее шестнадцать лет прошло, а студия, располагающая театральным залом, неплохо себя чувствует. Трехлетняя программа обучения позволяет студентам стать профессиональными актерами кино, театра и телевидения. Задача, поставленная Лёвенштейном, однако, шире ремесла. Большое внимание режиссер уделяет ежедневному контакту с общиной и жителями района: «Мало быть актером, надо еще быть человеком». Второкурсники и третьекурсники работают с новыми репатриантами, инвалидами, пенсионерами и трудными подростками, ставят с ними спектакли, строят декорации. Студия пополняет репертуар новаторскими пьесами актуальных драматургов вроде Аготы Кристоф, Джошуа Соболя, Винтера Миллера, но здесь инсценируют и Фассбиндера и Башевиса Зингера. А в 2013-м театр обратился наконец к русской классике. Режиссер Айя Каплан поставил со студентами третьего курса — среди них Авив Карми, Авигайл Харари, Алон Рабинович и Гал Корен — толстовский шедевр. Текст «Анны Карениной» силами Ривки Мешулах был переведен на иврит и вольно интерпретирован Хелен Эдмондсон. Даже те, кто вдруг не в курсе сюжета, сообразят, что вещь о любви. Именно о ней и ее играют актеры, некоторые сразу по две-три роли (такую возможность им обеспечила художник Йеудит Аарон, создав костюмы, трансформируемые быстро и легко), и играют страстно.

Основу спектакля составляет незримый диалог двух любящих персонажей: влюбленной во Вронского Анны и страдающего по Китти Левина. Они то и дело появляются в разных концах сцены, сверяя друг с другом временные и географические координаты. Реально же, пройдя каждый через страдания, страхи, отчаяние, измены, унижения, порицания обществом, они встретятся уже перед трагическим финалом, оригинально решенным пластически, в отсутствие декораций. Режиссер, впрочем, не стал проводить над романом особых сценических экспериментов, уделив максимум внимания психологии героев и тексту.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Зеркало еврейской жизни

Фестивалю пришлось перейти от реальных проблем к реальной трагедии: отдельная программа короткометражек была посвящена событиям 7 октября 2023 года. Документальная «Семейная средиземноморская лихорадка» — видеодневник времен Второй ливанской войны, а в нем будни Сдерота — города на границе с Газой. Сирены, бомбоубежища, страх — то, что гонит одних членов семьи из Израиля, а других, напротив, побуждает остаться.

Как слова и действия папы Римского посеяли сомнения в его поддержке евреев

«Папа повторяет грехи папы Пия XII из нацистской эпохи, тайно поддерживая силы зла, которые стремятся уничтожить еврейский народ». Предположение папы о том, что Израиль может быть виновен в геноциде, прозвучало спустя более чем год после того, как для еврейских лидеров, участвующих в диалоге с католической церковью, наступило разочарование. Раздражение в нынешней ситуации усугублялось тем, что понтифик не впервые неудачно выстраивал свои отношения с мировым еврейским сообществом

The New York Times: Памяти Шалома Нагара, которому выпал жребий казнить Адольфа Эйхмана

Его назначили палачом, который должен был привести в исполнение приговор беглому нацистскому преступнику — это был единственный случай смертной казни в истории Израиля. Нагар признавался, что Эйхман, живой или мертвый, производил устрашающее впечатление. Рассказывая о казни, Нагар вспоминал Амалека — библейского врага древнего Израиля: Б-г «повелел нам уничтожить Амалека, “стереть память его из-под неба” и “не забывать”. Я выполнил обе заповеди»