Проверено временем

Так где же десять потерянных колен Израиля?

Подготовил Семен Чарный 3 ноября 2022
Поделиться

Главный герой книги Менделе Мойхер-Сфорима «Путешествие Беньямина Третьего» мечтал разбогатеть, обнаружив потерянные колена Израиля, пишет в Ynet журналист Бени Стейнберг. В сатирическом романе юный Беньямин безуспешно ищет реку Самбатион и «Землю красных евреев» (Rote Juden).

Со своим приятелем Сендерлом Беньямин скитается из деревни в деревню, в конце концов плывет на рыбацкой лодке по реке Сирахон и полагает, что это мифическая река Самбатион, упоминаемая в раввинистических источниках.

В книге, написанной в 1878 году, Менделе Мойхер-Сфорим не только пытался развеять мифы, связанные с десятью потерянными племенами, но также хотел привлечь внимание к праздной и вырождающейся культуре, преобладающей в еврейских местечках Восточной Европы. Беньямин, герой Менделе, отправляется на поиски десяти потерянных колен, отторгнутых от еврейского народа 2700 лет назад…

Карта колен Израиля


Тайна, окружающая мечту найти и определить судьбу этих потерянных колен, будоражила воображение многих поколений писателей, исследователей и авантюристов. Время от времени желание найти эти племена вновь и вновь всплывало по мере того, как всплывали рассказы и отрывочные сведения, усугубляемые сообщениями о том, что племена эти жили счастливо, придерживаясь древних еврейских обычаев.

История утраченных колен начинается с разрушения библейского Израильского царства (независимого от Иудейского царства) в 722 г. до н.э. В Шмуэл II рассказывается, как Салманассар, царь Ассирии, изгнал некоторых жителей Израильского царства.

«В девятый год правления Ошеа царь Ассирии захватил Самарию и переселил израильтян в Ассирию. Он поселил их в Галахе, в Гозане при реке Хаборе и в городах Мидийских» (2 Шмуэл, 17:6 и 1 Диврей а-ямим, 5:26). Это изгнание засвидетельствовано и в ассирийских записях, а также в пророчествах библейского пророка Иешайяу, писавшего после падения Израильского царства, что евреи вернутся в Землю Израиля «с севера, некоторые с запада, некоторые с области Синим» ( Иешайяу, 49:12).

Шло время, множились рассказы, как и отчеты смелых людей, которые отправлялись на поиски пропавших колен. Похоже, все, кто занимался поиском, были разочарованы. Они обнаруживали, что одержимо погружены в море источников и не в силах отказаться от мечты. Некоторые пытались искупить вину тех племен, вернув их в лоно еврейского народа. Другие искали своего собственного искупления через племена…

Одно такое искупление связано с историей рабби Меира бар-Ицхака Шаца Нехораи, жившего в 11 веке. Рабби Меир был кантором в Вормсе и более всего известен тем, что написал литургическую поэму «Акдамут», которую по сей день читают в синагогах. История его жизни окутана тайной, некоторые источники утверждают, что он «был за рекой Самбатион».

Во времена раввина Меира великолепная еврейская община Вормса оказалась в опасности из-за некоего монаха, который ненавидел евреев и убедил короля убить их всех, если они не обратятся в христианство. Столкнувшись с перспективой столь трагических последствий, община добилась позволения привести ученого еврея, способного провести диспут с монахом, чтобы отменить решение.

В то время было известно, что спорить с монахом мог только один человек, принадлежавший к десяти потерянным коленам, проживающим за рекой Самбатион. Но никто не знал, где находится река и как ее пересечь.

Истории о загадочной реке появляются в раввинских источниках, относящихся к периоду Второго Храма, а также в трудах Иосифа Флавия и других текстах. Река, сообщают источники, бурлит и швыряет камни шесть дней в неделю, так что ее нельзя перейти. В шабат потоки останавливаются, напоминая о названии реки. Однако реку нельзя пересечь и в этот день из-за галахического запрета переходить реку в шабат. Так, неделю за неделей, река бушует, а за ней живут десять колен, которые не могут воссоединиться с остальным еврейским народом.

Чтобы спасти свою общину от уничтожения, рабби Меир взял на себя задачу найти эти потерянные колена. Он проделал путь из Германии в Иерусалим, чтобы найти мудрых старейшин, которые направят его к реке.

С подробными инструкциями он отправился в путь, сумел дойти до реки, но обнаружил, что она бушует. Дождался шабата, когда река мгновенно успокоилась, превратившись в гладкое озеро. И хотя в шабат запрещено пересекать реку, он получил разрешение на это действие на основании принципа «пикуах нефеш» (спасение жизни).

Когда же рабби Меир перешел реку, в конечном счете он был вынужден пожертвовать собой. Он связался со своими братьями из десяти колен, которые немедленно согласились послать нужного человека, чтобы спасти общину ашкеназов. «Красному еврею» разрешили пересечь реку в шабат, а рабби Меиру, исполнившему свою миссию, — нет.

Итак, рабби Меир был вынужден остаться с десятью коленами. Дав человеку, отправленному в Ашкеназ, указания, он преисполнился Б-жественного вдохновения и составил «Акдамут». «Красному еврею», уехавшему в Германию, он передал также свою поэму. Тот выиграл диспут и спас евреев от крещения. Все это произошло как раз накануне праздника Шавуот – именно в это время поэму до сих пор читают в синагогах…

Даже могила, приписываемая раввину-поэту в Галилее, не умаляет очарования этой истории о самопожертвовании. Можно возразить, что галилейская гробница на самом деле не гробница рабби Меира, тем более что некоторые утверждают, будто он похоронен в Польше. Впечатление, оставленное его деятельностью, заслуживает и более одного места захоронения.

История рабби Меира — лишь одно из звеньев в длинной цепи рассказов о путешественниках, которые находили путь к десяти коленам или обратно. 

Гробница рабби Меира

Еще одна выдающаяся история связана с Эльдадом а-Дани, чья жизнь окутана тайной. Его сочинения были широко распространены, и даже Беньямин Третий Менделе Мойхер-Сфорима увлеченно читал их перед тем, как отправиться в путешествие.

Эльдад жил в 9 веке и утверждал, что происходит из колена Дана. Он описывал жизнь четырех изгнанных колен – Ашера, Гада, Нафтали и Дана – за горами Куша. Эльдад утверждал, что четыре племени жили счастливой и процветающей жизнью, у них были драгоценные камни, серебро и золото, верблюды и крупный рогатый скот. Они выращивали оливки, гранаты, бобовые и арбузы. У них было шесть источников, использовавшихся для полива урожая. Не было нечистых животных, блох и мух. Все они жили в роскошных домах и шили бесконечное количество прекрасной одежды. У них не было ни рабов, ни наложниц, поскольку все в этом обществе были равны. Они не запирали свои дома на ночь, так как среди них не было воров. Все доживали до 100 или 120 лет, и ни один сын не умер раньше отца. У них был белый флаг с надписью «Шма Исраэль» черным цветом, и они никогда не видели язычников. Также представители ни одного другого народа никогда не видели их, поскольку местность, где жили потерянные колена, была окружена рекой Самбатион, которую нельзя пересечь.

Возникает вопрос: если Эльдад происходил из тех народов за рекой, как он перешел ее, чтобы рассказать эту историю евреям Испании и Северной Африки? Эльдад отвечал так.

Он сел в маленькую лодку и отправился в торговое путешествие с евреями из колена Ашера. Посреди ночи бушевал шторм, раскачивавший лодку, пока она не сломалась. Эльдаду и его другу удалось ухватиться за деревянную доску и выплыть на сушу. Они оказались в стране гигантов-людоедов – черных, как вороны. На этом этапе удача его крупного, здорового, хорошо сложенного друга закончилась: каннибалы съели его. На худого и слабого Эльдада надели ошейник и, чтобы откормить его, положили перед ним большое количество еды. Но, понимая свою судьбу в том случае, если он наберет вес, Эльдад почти ничего не ел.

После длительных мук героя Б-г послал ему помощь в виде армии врагов каннибалов, которые победили их в битве. Прибывшие войска также взяли его в плен, но не причинили ему вреда, а возили из одной страны в другую, пока некий еврей не заплатил 32 золотых, чтобы выкупить его.

В конце XIX века исследователь Авраам Эпштейн отредактировал тексты Эльдада а-Дани и критически изучил упомянутые им географические точки. Эпштейн пришел к выводу, что Эльдад прибыл из Восточной Африки, вблизи Аденского залива. Если этот вывод верен, его история о племенах каннибалов, возможно, не столь уж фантастична.

Знаменитый путешественник Вениамин из Туделы также рассказывает смелые истории успеха, связанные с десятью коленами. В середине 12 века он отправился в десятилетнее путешествие. В своей книге «Путешествия Вениамина» он сообщает, что у потомков десяти колен были дома и виноградники, сады и огороды. Они не были угнетены мусульманами и  заключили союз с кочевыми огузами.

Если герой Менделе Мойхер-Сфорима в «Беньямине Третьем» шел по стопам Вениамина из Туделы, который был «первым Вениамином», тогда кто же был «вторым Вениамином»?

А это авантюрист 19 века Исраэль-Йосеф Вениамин из Молдавии, который также отправился на поиски потерянных колен. Он был неудачливым торговцем пиломатериалами, который оставил беременную жену, чтобы путешествовать по Леванту. В своей книге «Восемь лет в Азии и Африке с 1846 по 1855 год» он рассказывал о тех племенах, которые посетил, и описывал положение курдских и марокканских евреев. По возвращении и публикации своей книги он связался с британскими и французскими властями в поисках помощи евреям Леванта…
Еще один драматический рассказ о встрече с представителями потерянных колен оставил путешественник 19 века доктор Джозеф Вольф, высокообразованный еврей, который обратился в христианство, стал миссионером и посвятил себя поиску потерянных колен.

В своей книге «Рассказ о миссии в Бухару» он пишет, как во время путешествия на него напали воры, украли его имущество и планировали убить его самого, для чего вывезли в город Торбад. Войдя в этот город, он увидел большую группу людей и закричал: «Шма Исраэль». Он тут же оказался в окружении толпы, возбужденной его восклицанием. Они освободили его от разбойников и пригласили в свои дома, а также сообщили ему, что являются потомками десяти колен. Будучи миссионером, Вольф пытался убедить их, что Иисус сын Божий. Он был удивлен, узнав, что жители Торбада никогда о таком не слышали. Этот факт, наряду с их обычаями, убедил его, что они действительно были из числа потерянных племен.

Марка с изображением карты колен Израиля


Вениамин из Туделы, как и другие путешественники, ссылается на реку, окружающую место проживания десяти колен. На протяжении поколений легенды о пропавших коленах обязательно включают сюжет о реке и ее чудодейственных свойствах. 

Непроверенная, но широко известная цитата, приписываемая Маймониду, гласит: «Что касается вопроса о коленах, знайте, что это истинный вопрос, и мы ждем их прихода, ибо они сокрыты за горами тьмы и рекой Гозан и рекой Самбатион». Он рассказывал о песке, принесенном из реки, который «движется» шесть дней и отдыхает на седьмой.

На протяжении поколений после Маймонида ходили похожие истории, как старые, так и новые. Одна из таких историй приписывается Менаше бен Исраэлю, писателю 17 века и лидеру еврейской общины Амстердама. Он родился в Лиссабоне в семье конверсо. Менаше бен Исраэль писал: «В моем родном городе жил мужчина-кушит, у которого был стеклянный сосуд, наполненный песком из реки Самбатион. В течение недели песок прыгал в сосуде, а когда наступал шабат, кушиты выходили на улицу, где конверсо тайно исповедовали свою религию, и показывали им, что песок спокоен. Неевреи использовали это чудо, чтобы показать евреям, что святой день начался, помогая им соблюдать шабат».

В 20-м и 21-м веках различные авторы продолжали писать о потерянных коленах. Второй президент Государства Израиль Ицхак Бен-Цви стремился исследовать эту тайну. Он ездил в экспедиции и брал интервью у жителей разных мест. Его книга «Изгнанные и искупленные: странные еврейские «племена» Востока», в которой подробно описываются древние еврейские общины, включая потерянные колена, принесла ему в 1953 году премию Бялика за вклад в еврейскую мысль.

В последние десятилетия также опубликованы книги, в которых собраны истории и легенды о десяти коленах, в том числе бестселлер Авигдора Шахана «Через Самбатион: Путешествие по стопам десяти потерянных колен» (2003) и книга раввина Элиягу Авихаила «Колена Израиля: потерянные и рассеянные» (1987). Раввин Авихаил даже основал фонд «Амишав» с целью помочь перевезти сотни членов общины «Бней Менаше» из северной Индии в Израиль.

В 2018 году министр по делам диаспоры заказал подробный отчет о нееврейских общинах, которые имеют близость к еврейскому народу. Отчет в основном касался потомков конверсо (особенно в Южной Америке), которые заинтересованы в связях с иудаизмом. В отчете также говорилось о «Бней Менаше» и содержался призыв к дополнительным исследованиям и установлению более прочных связей со всеми этими общинами.

К вопросу о том, объединятся ли потерянные колена с еврейским народом и вернутся ли они в Землю Израиля, обращались мудрецы Мишны и Талмуда. Как и следовало ожидать, возникали разногласия: рабби Акива заявлял, что «как этот день проходит и не возвращается, так и они идут и не возвращаются», на что рабби Элиэзер отвечал: «как этот день мрачнеет и   светит, так и десять колен — как погрузил их во мрак, так в будущем и осветит их» (Сангедрин 10:3).

Если мы примем широко распространенное галахическое представление о том, что эфиопские евреи являются потомками колена Дана, а также утверждения общин из северной Индии о том, что они являются коленом Менаше, то некоторые из потомков этих колен уже вернулись. Время покажет, будут ли в дальнейшем обнаружены и проверены на предмет подлинности такие общины и вернутся ли они на родину, откуда были изгнаны их предки 2700 лет назад. В любом случае, их история – на Земле Израиля, и родословные древа дают все новые ветви.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Потерянные колена испанских евреев

Пока в Венесуэле еще уцелели остатки более или менее действующей еврейской общины. В стране все еще проживают около 10 тыс. евреев, посещающих около 20 действующих синагог, говорит Эдгар Бенаим, президент Израильской ассоциации Венесуэлы. По его словам, сейчас правительство дает еврейской общине разрешение на импорт вина и кошерных продуктов.

Потерянные колена, фарисеи и потомки хазар

К концу ХХ века сложилась парадоксальная ситуация, когда одни караимские общины – в Израиле и в Америке – считают себя частью еврейского народа, а другие, живущие в основном в Крыму и в Литве, категорически отрицают свою связь с народом Израиля и даже культивируют тюркские языческие обряды и обычаи, которым они приписывают центральную роль в караимской культуре.

Молитва о Яакове и Израиле из свитков Мертвого моря

Мы сосредоточились на том, как различные мотивы вырастали из постоянного анализа библейского текста и как изобретательны иные из них: например, объяснение, что делал Яаков в Бейт‑Эле, из Юбилеев хитроумно использует мимолетное упоминание в Библии о смерти Дворы; мотив «подъем и падение империй» точно передает все подробности сна Яакова и превращает их в послание надежды; или то, как в Завете Иуды из единственной фразы Тамар получаются две разные сцены.