Макс Бранд
Вена, Венская библиотека, до 13.1
Название выставки «Композитор Макс Бранд» сопровождается длинным, но по‑своему информативным подзаголовком «Видения, излом и неутоленная страсть к электронной опере». Судьба композитора в нем передана верно — у родившегося в Лемберге (Львове) и учившегося у Карла Шрекера в Вене и Берлине Бранда (1896–1980) было свое видение союза между пустой сценой, машиной и звуком. В каком‑то смысле об этом была и его знаменитая опера «Машинист Хопкинс», созданная с учетом эстетики не только Шрекера, но и Арнольда Шенберга, Курта Вайля и Эрнста Кренека; уже в первый год после дуйсбургской премьеры в 1929‑м опера выдержала 134 представления.
Слава не уберегла от эмиграции — еврей Бранд вынужден был бежать из Австрии в Рио‑де‑Жанейро, откуда перебрался в Нью‑Йорк. В Америке он прожил 35 лет, поначалу как успешный композитор классической школы, его ораторию даже исполняли в Метрополитен‑опера. Но вскоре Бранд увлекся разработкой синтезаторов, одну из его моделей, размером с большой книжный шкаф, сейчас показывают на выставке, расположившейся в комнатах Адольфа Лооса (в 1907 году великий архитектор оформил их для семьи еврейского предпринимателя Фридриха Босковица). В 1950‑х музыка Бранда была востребована в основном авторами фантастических фильмов, некоторые ее примеры можно сейчас услышать в Вене, равно как и другие опусы, например фрагменты «Пяти баллад», написанных на тексты «Еврейских баллад» Эльзы Ласке‑Шюлер. А 13 декабря музыку Бранда прямо в выставочных залах исполнят вживую.
К выставке вышел каталог.
Германия. Английский взгляд
Берлин, Мартин‑Гропиус‑Бау, до 9.1
Британский музей предлагает свой взгляд на историю Германии. Двести экспонатов, созданные за последние 600 лет и отобранные английским куратором и историком Барри Куком, описывают самые разные стороны немецкой жизни, от политики до культуры. Много внимания уделено жизни еврейской общины. В Священной Римской империи евреи составляли максимум один‑два процента, но преследовали их, не скупясь на формы дискриминации. Альбрехт Альтдорфер запечатлел в 1519‑м синагогу в Регенсбурге, разрушенную в феврале того же года в ходе погромов, начавшихся после смерти императора Максимилиана.
Ситуация для немецкоязычных евреев улучшилась в XVIII веке, когда австрийский император Франц II издал «Патент толерантности», он датирован 1781‑м, касавшиеся евреев дополнения последовали год спустя. К той эпохе относится портрет Мозеса Мендельсона, дедушки великого композитора. Хранящийся ныне в Еврейском музее Берлина портрет скопирован с оригинала Антона Граффа (около 1771) Августом Козеловским в 1855 году — Мендельсон, переведший на немецкий язык Тору, почитался и после смерти.
«Как дружно все выходят на конечной…»
Москва, ВДНХ, до 8.1
В павильоне № 67 «Карелия» рассказывают о городском транспорте в СССР. Кроме моделей легковых автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев и машин специального назначения показывают фотографии и живопись таких авторов как Яков Халип, Марк Марков‑Гринберг, Наум Грановский, Александр Лабас (картину последнего «В метро» 1935 года предоставил Ярославский художественный музей). Выставлено и полотно Григория Шегаля «Снова за книгу» (1948).