Летопись диаспоры

Сто тысяч горожан. Как и когда появились евреи в Армении

Георгий Кубатьян 17 мая 2018
Поделиться

Евреи живут в Армении свыше двух тысяч лет. Звучит, спору нет, эффектно, хотя две здешние общины, светская и религиозная, насчитывают от силы человек шестьсот или семьсот. Однако ж из песни слова не выкинешь.

Два тысячелетия – срок столь огромный, что впору засомневаться: чем обосновано громкое заявление и обосновано ли вообще? Покоится ли оно на достоверных источниках или исходит из устной традиции? К примеру, распространена версия, будто в соседней Грузии евреи появились гораздо раньше, две тысячи шестьсот лет назад. Однако датировка носит условный характер и доказывается (вернее, навязывается) лишь умозрительными построениями да предположениями. Какие-либо письменные свидетельства на этот счет отсутствуют.

О том, как образовались еврейские колонии в нашей стране, повествует  «История Армении» Мовсеса Хоренаци (Моисея Хоренского). Мне сразу же возразят: писатель жил в V веке, стало быть, отделен от излагаемых им событий бездной времен. Его фактография напоена народными преданиями, в которых, как известно, эпохи частенько смещаются, а совершенно разные происшествия и персонажи смешиваются воедино. Где же достоверность? И тем не менее…

Мовсес Хоренаци был не летописцем, а подлинным историком. Он утверждал только то, что представлялось ему бесспорной истиной. Он искал и добывал источники, до нас не дошедшие. Он откровенно досадовал на предков, оставивших ему лишь убогие – малочисленные, путаные – свидетельства своих деяний. Он анализировал иноязычных авторов и сопоставлял их показания. Да, случалось, он черпал сведения из преданий, но везде, где возможно, сверял фольклорные данные с данными книг Впрочем, если чужеземный источник откровенно противоречил устной национальной традиции, Мовсес отдавал предпочтение последней. . (Одна из них – «Иудейская война» Иосифа Флавия.) Это чрезвычайно важно. То, что сообщено Мовсесом Хоренаци, нередко подтверждается, напрямую или косвенно, латинскими и греческими памятниками. Словом, у нас нет оснований воспринимать его труд как собрание занятных небылиц. Это в высшей степени авторитетный документ.

Артавазд II. Современный барельеф на основе монеты Артавазда.

Согласно Мовсесу Хоренаци, поселил евреев в Армении царь Тигран II Великий, правивший в 95–55 годах до новой эры, причем сделал это в два приема.

Вот что рассказывает Мовсес в главе «О строительстве храмов и походе в Палестину»: Тигран «направляется в Палестину, чтобы отомстить за преступления против своего отца. Он забирает много пленных иудеев и приступает к осаде города Птолемаиды» (не претендуя на строгую научность, я привожу цитаты с сокращениями). Птолемаида располагалась южнее Тира, на берегу Средиземного моря. Тигран, обратите внимание, пленил иудеев еще до того, как приблизился к ней. А поскольку шел он с севера, то, стало быть, его пленники жили в тогдашней Сирии. Запомним это.

Далее читаем: «Армянский царь поселяет пленных иудеев в Армавире Имеется в виду город, одно время бывший столицей Армении, ныне областной центр. Не путать с одноименным городом в Краснодарском крае, основанным армянскими переселенцами в ХVIII веке.  и в аване (селении. – Г. К.) Вардгеса, что на реке Касах». Еще ниже, вкратце рассказав об этом поселке, Мовсес повторяет: «Тигран же поселил в нем половину иудеев первого пленения, и стал этот аван городским поселением с торжищем».

Что касается второго пленения, то, согласно Мовсесу Хоренаци, армяне вмешались в междоусобные распри двух претендентов на иудейский престол – Антигона и Гиркана. «Армянские войска при помощи сторонников Антигона вступили в Иерусалим и, никому не нанося ущерба, захватили лишь имущество Гиркана… Совершая набеги на окрестные области, они грабили сторонников Гиркана. Взяли в плен жителей города Марисы, поставили царем Антигона, а Гиркана в путах вместе с пленниками повели к Тиграну. Тигран же приказал поселить пленных иудеев в городе Шамирам», то есть в Ване. (Шамирам – армянское имя царицы Семирамиды.) Поскольку известно, что Гиркан лишился престола в 40 году до н. э., легко сделать вывод об ошибке Мовсеса: вторая часть иудеев была переселена в Армению не Тиграном, а его сыном Артаваздом II, который царствовал в 55–34 годах.

Между прочим, это существенно. Коль скоро сын вслед за отцом уводил иноземцев на родину, мы, стало быть, имеем дело не со случайной акцией, но с последовательной политикой. Тигран и Артавазд усиленно развивали в Армении города; городам же  требовались горожане – люди с навыком именно городской жизни.

Много ли евреев осело в Армении? Разобраться с этим помогает «История Армении» другого писателя V века Фавстоса (Фауста) Бузанда. Повествуя о нашествии персов во второй половине IV века н. э., Фавстос почти всякий раз указывает число армянских и еврейских семей, угнанных в плен из того либо иного города. Городов упомянуто восемь, и в шести из них имелись евреи. Скажем, из Ервандашата персы вывели 20 тыс. армянских семей и 30 тыс. еврейских, из Вана – 5 тыс. армянских и 18 тыс. еврейских, из Нахичевана – 2 тыс. армянских и 16 тыс. еврейских. Ученые, правда, полагают, что и процент евреев, и общее число угнанных (около миллиона) сильно завышены. Исходя из примерных данных о населении тогдашних крупных армянских городов, они заключают, что в ту пору в Армении жило несколько десятков (очень возможно, до ста) тысяч евреев. Как бы то ни было, в шести городах население по меньшей мере наполовину состояло из евреев. Интересно, что при ряде разночтений Фавстос и Мовсес излагают одни и те же сведения. Мовсес уже цитировался, теперь очередь за Фавстосом: «Всё это множество евреев, которое увели <персы> в плен из Армянской страны, великий царь Тигран привел из Палестинской страны в древние времена… Великий царь Тигран всех этих евреев в свое время поселил в городах Армении».

Ассимилировались они или нет?

Рассказывая о том же, что и Фавстос, – о нашествии персов на Армению, – Мовсес пишет о приказе персидского шаха «увести в плен иудеев, тех, которые были приведены <в Армению> в дни Тиграна и жили в Ване, оставаясь при своей вере (выделено мною. – Г. К.). Увели в плен также тех иудеев, живших в Арташате и Валаршапате, которые в дни святого Григора и Трдата Имеются в виду Григорий Просветитель и царь Трдат, в самом начале IV века провозгласившие христианство в Армении официальной религией; традиционная дата крещения страны – 301 год.  уверовали во Христа». Таким образом, евреи родом из Иудеи не поддались ассимиляции, тогда как их соотечественники, жившие прежде в Сирии, то есть уже в значительной мере эллинизированные, легче приняли местные порядки, а затем вместе с коренным населением обратились в христианство. При всем том автор отделяет их от армян, а вот о греках и сирийцах – ими Тигран и Артавазд тоже заселяли свои города – Мовсес даже не вспоминает. Их уже не было. Смешавшись с армянами, они, должно быть, ассимилировались и ничем уже не выделялись.

Ван. Древняя крепость.

Между прочим, одному из исследователей этого вопроса, ныне покойному Гагику Саркисяну, академик Иосиф Орбели поведал интересную деталь. Еще в начале ХХ века крестьяне из сел и деревень, окружавших Ван, видели в жителях города евреев, переселенных в Армению Тиграном Великим Г. Х. Саркисян. Тигранакерт. Из истории древнеармянских городских общин. М., 1960. С. 57. . И до сих пор иногда доводится слышать, будто ванцы (выходцы из этого города дали армянской культуре, науке и политике много значительных имен) – потомки евреев. Это, может быть, и забавно, но характерно. Национальная память искажает и преображает реальность, однако же сохраняет ее существенные черты.

Прижились ли евреи в Армении? Трудный вопрос, ибо сколько-нибудь объективных данных об этом нет. Имеет смысл обратить внимание на интонацию двух древних историков; в их рассказе при всем желании не расслышать оттенка недоброжелательства или враждебности. Случайно ли в одном из романов Л. Фейхтвангера об Иосифе Флавии возник эпизод, который я перескажу, не заглядывая в книгу. Рим объявляет Армении войну. Все кругом об этом лишь и толкуют. Иосифа, с головой погруженного в еврейские проблемы, новость нимало не занимает, и на вопрос о его к ней отношении он невпопад отвечает: «Армения? Что Армения? Евреям там живется хорошо».

Такой же вывод следует из исторического романа «Самвел» классика армянской литературы Раффи. В нем изображены перипетии IV века, в частности персидское нашествие. Целая глава романа посвящена угоняемым из Армении в Иран евреям. Она написана с симпатией, сочувствием и проникновенностью. Симпатией и сочувствием пронизана также «История евреев, проживавших в городе Исфахане, а также и других евреев, которые проживали под владычеством персидских царей» писателя Аракела Даврижеци (ХVIII век). Похоже, живописуя страдания товарищей по несчастью, какими выглядят у него евреи, автор держал в уме пассажи Фавстоса Бузанда и Мовсеса Хоренаци.

Сбор винограда. Фрагмент рельефа. IV–V в.

Что часть евреев, успевших достичь в Армении высокого положения, осталась верна религии своих предков, подтверждается рассказом Мовсеса Хоренаци о крупном сановнике Енане. Тому в языческие времена было предъявлено «окончательное требование: либо полностью отречься от иудейской веры, поклоняться солнцу и почитать идолы царя, взамен чего царь вернет ему прежнюю власть», либо погибнуть.

К слову сказать, этот Енан происходил из рода Багратуни, давшего впоследствии две царские династии – армянскую и грузинскую. Вот что сказано у Хоренаци о происхождении этого княжеского, а затем и царского рода: дескать, при мифическом царе Храчия «жил Навуходоносор, царь Вавилона, уведший в плен иудеев. И он (Храчия. – Г. К.), говорят, выпросил у Навуходоносора одного из пленных иудейских вождей, по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране с большими почестями. Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни, и это правда». Заметно, как гордились армянские Багратиды своим еврейским якобы происхождением.

Далее Мовсес рассказывает, «каких усилий стоило нашим царям склонить их (то есть Багратидов, потомков Шамбата) к идолопоклонству и сколькие из них поплатились жизнью за Б-гопочитание». «Узнай, – обращается Хоренаци к своему покровителю, – что твое имя Смбат, которым Багратуни часто нарекают своих сыновей; это по-настоящему, на их прежнем, то есть иудейском, языке – Шамбат». Не знаю, есть ли у евреев имя Шамбат, а вот имя Смбат и производная от него фамилия Смбатян и доныне распространены среди армян.

Остается добавить, что сведения, сообщенные Фавстосом Бузандом, объясняют, отчего в Армении не осталось евреев. Их едва ли не поголовно переселили в Иран. А впрочем… Несколько лет назад в области Вайоц-дзор (она лежит километрах в ста к юго-востоку от Еревана) обнаружено еврейское кладбище ХIII века. Это открытие способно перевернуть устоявшиеся представления. В раскопках активно участвуют израильские специалисты…

Ереван

(Опубликовано в №161, сентябрь 2005)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Участие евреев в политической жизни Ирана

«Мы образовали группу, чтобы показать всему народу Ирана, что мы, евреи, сделаны из того же теста, что и все остальные иранцы, что мы тоже поддерживаем поставленные [новым правительством] цели движения к демократии и свободе. Мы надеялись, что мы сможем получить свободу при новой власти, но в то время мы не могли предвидеть, что новое правительство во главе с муллами станет эксплуатировать иранский народ ради получения экономической выгоды. Мы поддержали это движение, потому что мы искренне верили в его принципы свободы и демократии для всех».

Натан Эйдельман. Историк на грани веков

Исполнилось 90 лет со дня рождения Натана Эйдельмана — писателя, историка, литературоведа, автора трех десятков книг. Благодаря работам Эйдельмана изучение российской истории превращалось в увлекательную игру, не теряя при этом в фактической выверенности.

Главное — остаться евреем

Судьба раввина Симона Якобашвили, грузинского еврея, поначалу складывалась весьма удачно: счастли­вое детство в большой состоятельной семье, учеба в лицее, перспектива продолжить образование за гра­ницей, карьера инженера в будущем... Октябрьская революция в России, затем граждан­ская война грубо вторглись в жизнь Симона, разруши­ли его планы, разбили надежды.