Трансляция

Commentary: Спасти корабли, давшие течь

Роберта Розенталь Куал. Перевод с английского Любови Черниной 28 ноября 2019
Поделиться

 

Джек Вертхаймер
The New American Judaism
[Новый американский иудаизм]

Если вы ищете максимально полное изложение состояния американского еврейства в XXI веке со всеми его противоречиями и сложностями, далеко ходить не нужно — у вас есть новая книга Джека Вертхаймера, получившая награду «Еврейская книга» в номинации «Американская иудаика». «Новый американский иудаизм» (The New American Judaism) представляет собой анализ религиозной жизни американских евреев и их религиозных общин. Исследование основано главным образом на личных беседах автора со 160 раввинами, представляющими различные деноминации.

Вертхаймер изучает верования и ритуалы простых евреев и показывает, как и почему слабеет религиозная культура неортодоксальных евреев, сдвигаясь на обочину жизни или к «ключевым» ее моментам. Он демонстрирует существование нового уровня творческого и духовного развития в синагогах всех видов. К концу книги читателю становится ясно, что, хотя Вертхаймер ценит усилия, стоящие за этими нововведениями, он полагает, что большинство из них неэффективно, а некоторые просто неверно направлены.

Вертхаймер начинает с описания всего спектра религиозных паттернов, верований и практик, существующих среди современных евреев. Затем он подробнее останавливается на «упадке еврейских деноминаций» и объясняет, как реформистский и консервативный иудаизм «дали течь». Его поражает, как мало раввинов, за исключением приверженцев Хабада, «испытывают особенную гордость от лидерства своего движения на национальном уровне».

Для Вертхаймера иудаизм — это мелкие детали еврейской традиции, которые необходимо соблюдать упорно и сознательно на ежедневной основе. Хотя он не отрицает потребности в обновлении для сохранения актуальности религиозной традиции, он оспаривает подход «евреев золотого правила», составляющих основной костяк неортодоксальных евреев. Для них «ключевой религиозный императив» состоит в том, чтобы относиться к другим людям по‑человечески. По мнению Вертхаймера, версии иудаизма, основанные преимущественно на обобщенных, универсальных принципах, не могут стать заменой контркультурного мировоззрения и особых ритуалов, характерных для традиционного иудаизма.

Честное признание Вертхаймера, что консервативный иудаизм потерпел поражение, производит особенное впечатления, учитывая, что автор несколько десятков лет проработал в центральном учреждении этой деноминации — Еврейской теологической семинарии. Он также выражает недовольство решениями, принятыми и реформистским, и консервативным движением, негативно повлиявшими на качество и распространение еврейского образования. Он обсуждает несколько направлений сближения двух движений за последние годы — феномен, который, по‑видимому, продолжится, учитывая процент смешанных браков среди неортодоксальных евреев в целом. Книге не повредило бы более пристальное внимание к вопросу, есть ли будущее у консервативного и реформистского движений в качестве отдельных деноминационных и организационных структур.

Последний раздел — о новой версии еврейской религиозной жизни указывает на три основные точки, где проходит возрождение: активные экспериментальные стартапы, обычные синагоги и деятельность ортодоксов, которая носит название «кирув». Вертхаймер точно улавливает, как кирувники приводят нерелигиозных евреев к соблюдению еврейских традиций. Он пишет: «Учителя пытаются избежать авторитарности, но они вполне готовы в открытую говорить о Б‑жьей воле». Эта уверенность кирувников насчет того, чего хочет Б‑г от евреев, и их четкие директивы в отношении требований иудаизма отличают их от священнослужителей более либеральных деноминаций. Рассуждения автора наводят на размышления о том, есть ли здесь чему поучиться неортодоксальным религиозным деятелям?

Синагога «Адас Исраэль», консервативная синагога в Вашингтоне, округ Колумбия.

Вертхаймер также фиксирует то влияние, которое кирув оказал на еврейскую жизнь в Америке, и показывает его невероятную гибкость. Он отмечает, что, хотя в результате усилий кирувников лишь небольшая часть евреев стала ортодоксами, сами они часто считают своим успехом активизацию еврейской деятельности в реформистских и консервативных кругах и даже в Еврейской федерации, а также желание вступить в брак с евреем или еврейкой и завести «еврейскую семью любого рода».

Вертхаймер описывает еврейские религиозные практики и тенденции в параметрах положения религии в Соединенных Штатах в целом и показывает, что происходящее с американским иудаизмом вовсе не уникально. Многочисленные интервью с раввинами делают «Новый американский иудаизм» богатым и доступным источником информации. Благодаря своему статусу в структуре высшего образования Вертхаймер смог собрать мнения авторитетов, которые не захотели бы разговаривать с другими исследователями. Единственная проблема такого подхода состоит в том, что он проливает недостаточно света на непосредственный опыт значительной части евреев, которые либо не принадлежат ни к каким общинам, либо принадлежат, но гораздо сдержаннее делятся своими проблемами с раввинами. К чести Вертхаймера надо сказать, что он с самого начала признает это упущение.

Увлекательная, полезная и важная книга, «Новый американский иудаизм» вносит существенный вклад в корпус литературы об этой вечно переменчивой общине.

Оригинальная публикация: Saving the Leaky Vessels

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Haaretz: Кошерный контингент: раввин служит в элитном подразделении армии США

Мы, военные раввины, можем выглядеть иначе, чем стереотипные евреи 150‑летней давности. Но если подумать, то бней Исраэль всегда стояли на страже своей страны: Маккавеи выступали против угнетателей и, конечно, Государство Израиль. Израиль не был основан слабыми людьми. Я верю, что мы, евреи, должны быть сильными. И это полностью соответствует Торе — быть сильным и способным позаботиться о себе и об окружающих. Если у тебя есть такая возможность, используй ее и помоги другим.