Археология

Силоамская надпись и сложности репатриации древностей

Подготовил Семен Чарный 6 апреля 2022
Поделиться

Около 2700 лет назад, во времена царя Иудеи Хизкияу, две группы землекопов, работая с противоположных сторон, прорубили в каменной скале туннель, по которому вода из источника Гихон, за пределами Иерусалима, стала поступать в водоем Шилоах внутри города, обеспечивая жителей города водой, пишет журналистка The Jerusalem Post Джудит Судиловски.

Это великое свершение описано в стихе 20:33 Второй книги «Диврей а-ямим»: «Сей же Хизкияу запер истоки вод верхнего Гихона и направил их прямо вниз, к западной стороне города Давида. И преуспел Хизкияу во всех делах своих».

В 701 году до н. э. ассирийский царь Синаххериб попытался в ходе того, что сегодня назвали бы психической атакой, захватить Иерусалим: он осадил город, но так и не смог его захватить, потому что, согласно Библии, ангел, посланный Б-гом, поразил солдат, военачальников и полководцев его армии. Другие источники сообщают, что военный лагерь охватила чума.

Силоамская надпись



Спустя тысячи лет, в 1880 году, два мальчика нашли надпись на камне, оставленную строителями, в нескольких метрах от южного входа в туннель. Мальчики сообщили о находке своему учителю, немецкому ученому, архитектору, протестантскому миссионеру и будущему археологу по имени Конрад Шик, который жил в Иерусалиме и исследовал местные окрестности.

К счастью, он сделал копию этой надписи до того, как вандалы вырезали ее, разбив на несколько частей, впоследствии проданных торговцам древностями. По настоянию британских и немецких исследователей османские власти, которые тогда управляли в Иерусалиме, выследили воров, вернули куски камня с надписью и доставили их в Археологический музей Константинополя (ныне Стамбула).

Копия неповрежденной еще надписи осталась в Иерусалиме и сегодня выставлена ​​в Музее Израиля.

Эпиграфический памятник рассматривается большинством археологов как важнейшая находка, когда-либо сделанная в Израиле.

«Надпись является очень важной частью культурного наследия еврейской истории. Она рассказывает о грандиозном событии. Без преувеличения, это самая важная надпись железного века, — заявляет профессор археологии из Университета Бар-Илан Арен Мейр. — Она очень драматична и отображает известные события, описанные как в Библии, так и в одном из ассирийских текстов. У нас не так много надписей того времени, а эта, к тому же, очень длинная».

«Она важна в нескольких аспектах, — соглашается Ронни Райх, почетный профессор археологии Хайфского университета. — С археологической точки зрения это сообщает нам дату создания туннеля, <которую можно определить> по форме букв, по сравнению с другими надписями».

Израиль несколько раз пытался вернуть себе оригинал надписи на камне. 

На днях турецкая пресса, со ссылкой на турецкие дипломатические источники, опровергла более ранние сообщения израильской прессы о том, что после встречи президента Израиля Хаима Герцога с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом ведутся переговоры о возвращении эпиграфического памятника Израилю.

Согласно информации турецких СМИ, Анкара заявляет, что надпись была найдена на территории – в то время – Османской империи, которая, к тому же, «в настоящее время является частью палестинских территорий», поэтому о ее возвращении в Израиль не может быть и речи.

Силоамская надпись, начертанная древнееврейским шрифтом, отмечает завершение работ в туннеле, но не упоминает ни имени царя, ни даты. Люди той эпохи никогда не видели ее, поскольку туннель предназначен был стать каналом для воды, а сегодня туристы проходят насквозь пространство, которое стало называться «туннелем Хизкияу».

Ведутся споры, сколько времени ушло на строительство туннеля и был ли он построен в рамках подготовки к неминуемой атаке и возможной затяжной осаде Синаххериба. 

По словам Райха, ранние библеисты датировали туннель временем Хизкияу, поэтому подсчитано, что на его строительство ушло несколько месяцев. 

Однако сегодня большинство ученых считают, что на его строительство ушли годы.
Многие из них высказывают мнение, что Хизкияу построил туннель, укрепляя оборону Иерусалима в рамках подготовки к неизбежному нападению ассирийцев после того, как выступил инициатором восстания против Ассирийской империи.

По мнению Райха, нелогично все-таки было бы полагать, будто царь Иудеи заранее знал о том, что ассирийский царь намеревается вести военную кампанию против его царства. Райх говорит, что ассирийцы с таким же успехом могли готовить нападение на финикийцев, египтян или моавитян.

«Каждый год ассирийские цари отправлялись в военный поход, чтобы привести рабов для строительства своих огромных городов. Это и было причиной изгнания народов: рабочая сила. Сами ассирийцы были заняты военными кампаниями, и им нужны были пленники для строительства городов», — рассказывает Райх, участвовавший в многочисленных раскопках в Иерусалиме, в том числе в Городе Давида. Именно здесь и была найдена Силоамская надпись – на территории сегодняшней палестинской деревни Сильван в Восточном Иерусалиме. 

«Откуда в Иерусалиме могли знать, что Синаххериб нацелился на город, прежде чем он пересек границу в 20 километрах от Иерусалима?.. На мой взгляд, на строительство туннеля ушло несколько лет, и строительство не было подготовкой к нападению».

Что известно наверняка, — благодаря надписи, оставленной землекопами после того, как они завершили свой монументальный труд, — так это то, как именно две группы рабочих встретились на последних метрах 533-метрового туннеля.

«Закончен туннель. И вот история пробития его. Когда ещё каменоломы ударяли киркой, каждый навстречу товарищу своему, и когда ещё оставалось три локтя пробить, слышен стал голос одного, восклицающего к товарищу своему, ибо образовалась пробоина <или трещина> в скале <идущая> справа налево. И в день пробития его <туннеля> ударили каменоломы, каждый навстречу товарищу своему, кирка к кирке. И пошли воды от источника к водоёму двести и тысяча <1200> локтей. И сто локтей была высота скалы над головами каменоломов».

Надпись на камне была одной из множества древностей, привезенных в тогдашний Константинополь османами. Они управляли территорией Израиля до тех пор, пока после Первой мировой войны не утратили контроль в пользу британцев.

«Согласно международному праву, страна, которая подчиняет себе другую, тем не менее не имеет права вывозить древности или объекты культурного наследия, — говорит профессор Мейр. — Но если бы этому праву следовали, большинство крупных музеев Лондона, Парижа и Берлина вынуждены были бы вернуть все свои экспонаты».

Самая известная просьба о репатриации древностей поступала от Греции, когда она потребовала от Британского музея вернуть коллекцию классических греческих мраморных скульптур из Парфенона, известных как «мраморы Элджина»: они были вывезены во время османского правления, и британцы считают, что законно, в то время как греки говорят, что «они были украдены».

Пергамский музей в Берлине


«Существуют веские доводы в пользу репатриации. Но ведь претензии могут быть выдвинуты в обе стороны», —  продолжает Мейр, отмечая, что Пергамский музей в Берлине имеет в своей коллекции классических древностей монументальный Алтарь Зевса 2 века до н.э., который был вывезен в Германию из Пергамона (территория Турции) в 1910 году. 

«Турция, вероятно, могла бы потребовать вернуть его. Турки — это и те, кто может утверждать, что у них отобрали древности, и те, кому можно предъявлять претензии».

Он отмечает, что западные страны заявляют о необходимости репатриации древностей, в большей степени требуя этого от частных коллекционеров, таких как американский филантроп и коллекционер, еврей Майкл Стейнхардт и норвежский бизнесмен и коллекционер Мартин Шойен. От музеев этого не требуют.

По словам Мейра, чтобы избежать гипотетической репатриации, музеи указывают на неустойчивую политическую ситуацию в таких местах, как Багдад, Бейрут или Дамаск, как на причину не подвергать опасности памятники всемирного наследия.

«Это утверждение не относится, вроде бы, к Афинам и Турции, но все же мы не видим, чтобы древности туда возвращались, — замечает он. – Официально колониальная эпоха закончилась, но на самом деле она далека от завершения».

Райх отмечает, если говорить о ситуации с репатриацией древностей «ближе к дому», то палестинцы заявили права на Свитки Мертвого моря, поскольку они были обнаружены в спорном районе Иудейской пустыни на Западном берегу, который палестинцы считают своим. Поскольку сама Силоамская надпись была найдена в районе Восточного Иерусалима, на нее также претендуют палестинцы.

«Это научное начинание не такое простое, —  заявляет он. — Но все же, я думаю, было бы хорошо, если бы надпись на камне попала в Израиль. И если она действительно попадет сюда, надеюсь, это не будет использовано в националистических целях, как это часто случается с археологическими находками».

Тем не менее, отмечает Райх, он благодарен туркам за те «реальные усилия», предпринятые в свое время османскими властями с целью найти камни с надписью после того, как они были украдены. Воров тогда посадили в тюрьму и доставили эпиграфический памятник в главный музей в столице империи, Константинополе, ныне Стамбуле.

«В те дни нашего государства не существовало, — подчеркивает Райх. — С тех пор памятник находится там, в Стамбуле, и я благодарю турок за сохранность находки, которая сама по себе важнее, чем ее демонстрация».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться