Саша Галицкий: «Посмотрите, ваши работы висят в 200 метрах от Кремля!»

Беседу ведет Ирина Мак 9 июня 2016
Поделиться

«Прошедшее продолженное» — проект израильского художника Саши Галицкого, который учит резьбе по дереву стариков. Их средний возраст — за 90. Их работы можно увидеть на выставке «Израиль открывает двери» в ЦВЗ «Манеж» — она проходит в рамках празднования 25‑летней годовщины установления дипотношений между Россией и Израилем. Выставка работает до 12 июня. Лучше ее смотреть, прочитав Сашины комментарии.

Ирина Мак → Хочется сразу объяснить читателям, что работы твоих учеников на выставке — это 80 «ван гогов».

Саша Галицкий ← Я дал им абрис «Дядюшки Танги» и сказал, что, если они сделают эти портреты, мы возьмем их на выставку в Москву. Было 82 портрета, но два авторы забрали с собой — не смогли с ними расстаться.

galicki1

ИМ → Ты помнишь своего первого ученика?

СГ ← Да, он мне запомнился своей смертью. Очень спешил доделать работу, а я должен был куда‑то уехать и понимал, что до моего отъезда он не успеет. Я шел на занятие и думал, как бы это ему потактичнее объяснить. Пришел — а мне говорят, что он умер. И избавил меня от необходимости произносить слова.

Когда они умирают, их работы передают семьям — если есть кому. Но если нет, и недоделанная работа остается у меня, я ее дорисовываю, по‑своему. Рисую, что в голову взбредет, чтобы таким образом закончить свой диалог с этим человеком. У меня есть проект «Неуспевающие», с этими вещами.

ИМ → Когда старики приходят к тебе на первое занятие…

СГ ← Я сразу пытаюсь узнать, есть ли у них какие‑то документы или, может быть, кассеты, из которых можно узнать об их прошлом. В Израиле есть такие проекты, связанные с памятью: к пожилым людям приходят и записывают их рассказы о себе. Когда я понимаю, кто передо мной, мне легче установить с этим человеком духовный контакт. Я начинаю понимать, почему он выбирает ту или иную тему. И в какой‑то момент знаю о нем больше, чем кто‑либо еще.

Пока я жил в СССР, мне не приходилось видеть людей с номером на руке. А в Израиле, где я живу почти 26 лет, я сразу стал их встречать. И среди моих учеников они есть. У нас никто не говорит о доживании — все живут. Вот, например, Элиягу Петрушка — ему в 100 лет поменяли хрусталик в глазу, которым он с 30 лет почти ничего не видел (и поэтому второй глаз он за 70 лет совершенно посадил). Сейчас Петрушке 101, и он видит. Врачи говорят, что эти старики для них — полигон. У меня была Мирьям, которой почти в 100 лет поставили искусственный бедренный сустав с гарантией на 12 лет. Я ей говорил — давай испытывать, надо же носить. Она, кстати, была исключением из правил — работала сама, ей не надо было помогать.

ИМ → Скоро должна выйти книжка «Мама не горюй», в которой ты собрал рассказы о своих учениках. Но пока я читаю эти истории в твоем Фейсбуке и не могу оторваться.

СГ ← Эти люди фантастические! Моше Абрамович, например, выжил только потому, что в Аушвице немец, записывая его номер, сделал ошибку. Девятка выглядела, как семерка, и это спасло его от печи. Моше живет в Ришон‑ле‑Ционе, ему 92. Он режет со мной жанровые сценки. У меня среди учеников есть люди, пережившие Хрустальную ночь. Один был из списка Шиндлера. А одна дама говорит: «Я не хочу вырезать людей, я буду вырезать животных. Я боюсь людей в плащах и высоких сапогах». И понятно, почему. galicki3

Был у меня такой персонаж — Цви, который в лагере заболел тифом, и его отправили в тифозный барак. Когда барак переполнился, немец в белых перчатках велел всем выходить и в каждого стрелял. Цви выдавил слуховое окошко, вылез на снег и попал снова в общий барак к отцу. Была большая радость — «отец уже не рассчитывал увидеть меня в живых». Наутро он как ни в чем не бывало пошел со всеми на работу и был здоров. Этот же Цви Айзенманн в 1950‑х, когда в Германии шли процессы над нацистами, был приглашен на один из них свидетелем. Но выдержал недолго. И вот что его добило: в конце каждого дня процесса участники его получали деньги. И как‑то раз перед ним получал деньги обвиняемый, который был еще подследственным, вина не была доказана. Цви посмотрел на это, взял чемодан и уехал в Израиль.

ИМ → Что это за дома, где живут твои ученики? Это же не дома престарелых?

СГ ← Нет, это совсем не богоугодные заведения. Это очень дорогие дома, их называют «диюр муган» — защищенное жилье, люди выбирают его, потому что там, где они жили раньше — в пятикомнатных квартирах или на виллах, — им стало трудно жить. А тут у каждого своя квартира, внизу — спортзал, бассейн, ресторан, транспорт, медицинское обслуживание, экскурсии. Когда приезжают дети, можно снять дополнительную квартиру. Каждый день их обзванивают: «Моше, доброе утро». На эту тему есть анекдот. Человек, поселившийся в таком доме, рассказывает другу: «Все хорошо, но ко мне пристала какая‑то проститутка. Каждое утро звонит и спрашивает, как мое здоровье».

Вот такие дома. И однажды, очень давно, директор по культуре одного из них, увидев детскую студию, которую мы создали вместе с моей бывшей женой Яной, позвонила мне и предложила заняться с его обитателями резьбой по дереву.

Художник Саша Галицкий. Предоставлено БФ «Джойнт»

Художник Саша Галицкий. Предоставлено БФ «Джойнт»

ИМ → А ты занимался дизайном. И искусством.

СГ ← С 1970‑х работал как графический дизайнер, потом в Израиле много лет был арт‑директором в очень крупной фирме. Параллельно выставлялся как художник в Израиле (в том числе в Музее Израиля) и за границей. В Москве было несколько выставок. Но с 14 лет я учился резьбе по дереву в Художественно‑промышленном училище имени Калинина. Почему‑то мама решила, что я хочу быть скульптором.

ИМ → Сколько сейчас этих домов, где ты работаешь?

СГ ← Семь, в разных городах Израиля. Самое тяжелое — работать там, где живут очень успешные люди.

ИМ → Как я понимаю, все они более или менее успешны.

СГ ← В общем, да. Все много пережили, приехали в эту страну без копейки и очень высоко поднялись. Переборов свои психологические проблемы, — хотя я не представляю себе, как это возможно. Кто‑то из них строил дорогу до Эйлата, кто‑то открыл первый в Израиле завод по производству электроники. Они добились признания и материального благополучия, увидели правнуков, и сейчас у них коммунизм. У меня была ученица, которая ездила на Sotheby’s покупать Шагала и Пикассо. А у меня на уроках вырезала собачек с граммофоном. Я говорю: «Зачем, когда есть Шагал?» А она: «Шагала же не повесишь дома».

Но один такой дом, где жили мультимиллионеры, я оставил — с ними было очень трудно. Приходя ко мне, эти люди четко знали, что им надо, и они это получали. Их не волновало, что происходило за столом справа, слева. Они не общались, не пели.

ИМ → А остальные поют?

СГ ← И поют тоже. Это же такие спектакли, на которые надо приехать со своей декорацией, все разложить, создать атмосферу. Быть агрессивно веселым. Я привожу телегу инструментов — когда‑то родители моих учеников что‑то мастерили такими инструментами в Польше, Бессарабии. Многие приходят ко мне из‑за запаха дерева — романтика стамесок и молотков.

ИМ → Со стариками бывает трудно иметь дело.

СГ ← Они при этом друг друга отлично понимают. А я получаю эти удары по башке часто. Мне, например, звонят: «Моше вышел к тебе на урок». — «Так он через пять минут придет!» — «Нет, но если через 20 минут не дойдет, позвони». Встать, пройти до двери, открыть, потом дойти до лифта, спуститься — тоже работа. Когда я это понял, мне стало легче. И я понял, что каждый из них — герой.

ИМ → Я даже не о физической немощи, а скорее о трудностях перевода.

СГ ← Ну, понятно, что каждый раз я должен объяснять, какой инструмент взять и с чего начать. И все показать. И ответить на одни и те же вопросы. Это компьютеры без жесткого диска. А я, как стюард в самолете, — надо долететь со всеми и сказать «шалом».

ИМ → Как у тебя хватает терпения?

СГ ← Надо научиться отрицательную энергию перерабатывать в положительную и нормально реагировать на агрессию, которая направлена не на тебя, а на себя, потому что человек недоволен собой. Я спрашиваю Петрушку: «Ты уезжал в пятницу?» А он мне: «Я приехал в Израиль за день до объявления независимости в 1948 году». — «Я тебя спрашиваю, ты в пятницу был на спектакле?» — «Я не могу все успеть». На самом деле, он просто не слышит ничего. Так и живем.

Сандо, который пришел, сделал одну работу и сказал: «Я больше не приду. Хоть я и улыбаюсь и делаю вид, что живу, я не зря тут нахожусь, в этом доме. Я овдовел год назад. Она умерла слишком быстро. Не могу привыкнуть. Она оставила меня, как перевернутую черепаху». Мы же рождаемся одни и умираем одни. Бывший владелец газет и пароходов в конце жизни может оказаться владельцем матраца и стенки над кроватью. Это тоже надо понять — на каком этапе я появляюсь и как я могу этим людям помочь.

ИМ → Что ты для себя вынес из этого опыта?

СГ ← Я перестал бояться старости. Я вижу, что жизнь продолжается. И понимаю, что в темах, которые выбирают мои ученики, они доигрывают игры, в которые не доиграли в детстве. Скажем, режем лошадь. Спрашиваю: «В какой цвет ты хочешь ее покрасить?» Отвечает: «Каштан». У отца его в Польше была такая лошадь в 1934 году. Он вернулся в детство и вспомнил. Вообще, когда я понял, что я им нужен больше, чем они мне, я немножко успокоился. Я улетаю в Москву, а меня спрашивают — когда вернешься? Я для них таблетка. Вот ты думаешь, зачем я привез сюда эту выставку? (Спасибо Российскому еврейскому конгрессу, «Джойнту» и ЕКЦ на Никитской, что они все устроили.) Чтобы потом вернуться в Израиль и сказать Моше, Цви, Давиду: «Посмотрите, ваши работы висят в 200 метрах от Кремля. В стране, где живет 140 миллионов человек. Вот такие вы большие художники».

И я надеюсь на продолжение этого проекта, на то, что к 70‑летию Государства Израиль смогу устроить большую выставку. Я уже придумал, что посажу этих ребят за длинный стол, как апостолов, и мы будем с ними резать за этим столом.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес