Еще посмотрим

Санкт-Петербург, квартира № 5

7 октября 2016
Поделиться

Квартира № 5

Санкт‑Петербург, Русский музей, до 11.11

Университетская набережная, дом 17 — в середине 1910‑х этот петербургский адрес хорошо знали люди искусства, собиравшиеся здесь в квартире № 5. Она принадлежала Академии художеств, а жил здесь отчим братьев Николая и Льва Бруни. Среди постоянных гостей квартиры были художники Петр Митурич, Николай Тырса, Петр Львов, Натан Альтман, а также искусствовед Николай Пунин, оставивший мемуары о жизни Петербурга времен Первой мировой и первых революционных лет.

Для выставки отобрали около 150 картин и листов графики из собрания Русского музея, Третьяковки, Театрального музея им. А. А. Бахрушина, музея Академии художеств, московских и петербургских частных собраний. Среди экспонатов три портрета, выполненных в 1915 году, — Анны Ахматовой кисти Натана Альтмана, Осипа Мандельштама и Артура Лурье работы Петра Митурича.

Петр Митурич. Портрет композитора Артура Лурье. 1915

Творчество композитора Артура Лурье (имя при рождении Наум Лурия, 1897–1966) плохо известно в России. Возможно, этому помешал поздний отъезд из страны (заведующий музыкальным отделом Наркомпроса, он в 1922‑м не вернулся из европейской командировки), публикации в журнале евразийцев или не самая удачная карьера в Америке как композитора (Набоков дважды отказывался писать для него либретто, так же повела себя ранее Ахматова). В Старом Свете музыка Лурье была куда популярнее. Количество записей невелико, а главное сочинение, опера «Арап Петра Великого», либретто которой написано по‑русски со вставками на французском, итальянском, латинском и греческом языках, так до сих пор и не поставлено на сцене. А кто видел оперу «Нос» по Гоголю и оперу‑балет «Пир во время чумы» по тому же Пушкину? У культуры, как обычно, хватает долгов по возвращению полузабытых имен.

 

Давид Тартаковер

Тель‑Авив, Художественный музей, до 24.10

73‑летний художник показывает плакаты, а также рисунки и эскизы, связанные с культурной и общественной ситуацией в стране. Хотя автор считает себя лишь «сейсмографом», его политически заостренные работы выставлялись по всему миру, от Франции и Германии до Финляндии и Японии, не раз получали призы на международных биеннале. Вручая Тартаковеру в 2012 году очередную награду — Премию Израиля в области дизайна, жюри отметило, что лауреат выбран, в частности, за мастерство соединять в своем творчестве высокую и массовую культуру, слово и образ, личный взгляд и коллективное сознание.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Венеция, евреи и Европа

Само слово «гетто» появилось благодаря Венеции, оно возникло в Каннареджо, где прежде лили пушки — на итальянском gettare означает «лить металл», а getto — «отливка». Жизнь и деятельность гетто, которое во многом было издательским лидером Старого Света, воссозданы при помощи архитектурных эскизов и редких книг, архивных документов и предметов культа, а также неизбежной на таких выставках живописи. Беллини и Карпаччо, Балла и Шагал…

Сады мира

Одна из самых красивых выставок сезона рассказывает о садах языком искусства. Здесь не только старинные гравюры и редкие книги, но и живопись, от европейской до китайской — работы Огюста Родена и Клода Моне, произведения наших дней, включая золоченые головы животных Ай Вэйвэя.

Молодогвардейцы Исаака Каплана

Фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия», снятый по роману Александра Фадеева на Центральной студии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, стал одним из знаковых для своей эпохи. Музей кино предоставил для выставки около 20 экспонатов, включая эскизы декораций и костюмов, киноплакаты, а также зарисовки рабочих моментов.