Зрительный зал

Самая важная история о Холокосте, которая так и не была рассказана

Леонард Фельсон. Перевод с английского Юлии Полещук 11 августа 2021
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Из этого фильма мы узнали об истории архива группы Эммануэля Рингельблюма «Ойнег шабес» — сокровищницы документов о жизни Варшавского гетто.

Семьдесят с лишним лет спустя мир узнал, пожалуй, о самой важной, но так и не рассказанной ранее истории Холокоста — из документальной драмы, которую показали в 2018 году на Фестивале еврейского кино в Сан‑Франциско.

«Кто напишет нашу историю?» — фильм о мужчинах и женщинах, собравших архив подпольной группы «Ойнег шабес», настоящую сокровищницу некогда спрятанных документов, статей и репортажей, которые в режиме реального времени фиксировали то, как выглядели жизнь и смерть в гетто оккупированной нацистами Варшавы. Звезда фильма, если можно так выразиться, — историк Эммануэль Рингельблюм, еврей из Польши, который организовал группу и возглавил секретный проект, полностью осознавая сакральность этой миссии.

Кадр из фильма «Кто напишет нашу историю?»

Мировая премьера фильма, состоявшаяся тогда же, в 2018 году, в Музее истории польских евреев «Полин» в Варшаве, в рамках торжеств в честь 75‑летней годовщины восстания в гетто, не привлекла внимания широкой публики. В 2007 году критики с восторгом встретили одноименную книгу («Кто напишет нашу историю?») историка Сэмюэла Д. Кассова, на которой основан фильм, однако бестселлером она не стала. Но однажды кинорежиссер Роберта Гроссман прочла в журнале The New Republic рецензию на книгу и решила снять фильм по ее мотивам.

Рингельблюм сотоварищи отыскал в гетто и привлек к участию в проекте около 60 писателей, ученых, преподавателей, общественников, раввинов, бедных ремесленников, богатых дельцов и даже детей. Поняв, что обречены, они спрятали архив в два больших алюминиевых молочных бидона и почти 20 жестяных коробок.

Кадр из фильма «Кто напишет нашу историю?»

Рингельблюм дал группе кодовое название «Ойнег шабес», в переводе с идиша — «Радость субботы», потому что участники ее обычно встречались в шабат. Вместо того чтобы отмечать день отдыха селедкой и шнапсом — им повезло, у них еще были хлебные объедки, — они тайком обсуждали планы, формулировали вопросы для крупных проектов, просматривали материалы, распределяли задания, подсчитывали расходы и средства, которые удалось собрать для группы.

Кадр из фильма «Кто напишет нашу историю?»

Одной из участниц группы, журналистке Рахели Ауэрбах, авторы фильма уделяют особое внимание. Рингельблюм попросил ее помочь организовать бесплатную столовую для бедняков и записывать наблюдения. Сперва она отказалась, поскольку, как многие еврейские интеллигенты, планировала бежать из разрушенной войной Варшавы. На что Рингельблюм ответил: «Не все могут бежать», — и она осталась.

После войны архив нашли среди варшавских руин, однако рассказать миру правду о случившемся оказалось не так‑то просто. Один из трех тайников отыскать так и не удалось. Многие документы пострадали от воды: чернила расплылись, и прочесть написанное стало невозможно. Из тысяч фотоснимков, хранившихся в архиве, уцелели лишь 70. Документы, статьи, стихотворения, репортажи были написаны от руки на идише, по‑польски, по‑немецки, многие неразборчивым почерком, так что перевод продвигался очень медленно. Возникали и трудности с финансированием проекта.

И тем не менее в 2018 году завершилась и долгожданная публикация 36 томов архива. Первое издание вышло на польском языке, поскольку занимался этим проектом варшавский Еврейский исторический институт, который с 2009 года носит имя Эммануэля Рингельблюма. Однако архив переводят на английский, до окончания работ еще несколько лет.

Документальную драму с польскими актерами, одним из исполнительных продюсеров которой выступила Нэнси Спилберг, сестра Стивена Спилберга, планировали показать на фестивалях еврейского кино более чем в 100 странах мира. Планировался прокат в кинотеатрах Нью‑Йорка, Лос‑Анджелеса и других городов США. Картину также передали телекомпаниям NDR (Германия) и ARTE (Франция): она транслировалась в 2019 году в рамках Дня памяти жертв Холокоста.

Оригинальная публикация: The Most Important Holocaust Story Never Told

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Guardian: Я выжил в Варшавском гетто

Не бывает героического поколения, не бывает героического народа — так же, как не бывает народа, состоящего из одних злодеев. Истина состоит в том, что как поляк и как еврей, как солдат и как беженец я испытал самое разное отношение поляков — одни из них прятали меня, рискуя собственной жизнью, а другие пытались воспользоваться моей уязвимостью. И хотя Третий рейх разрушил мой мир, именно немецкая женщина спасла мне жизнь, познакомив с людьми, которые взяли меня в польское подполье. Ни один народ не обладает монополией на добродетель — и этого до сих пор не понимают многие люди, в том числе мои соотечественники.

Молочный бидон

И действительно, все они — как множество Эстрагонов и Владимиров: они должны действовать, но не могут; не могут действовать, но должны. Удивительно ли, что при попытке повеситься у них спадают штаны? Но даже в 1979 году оказалось, что трагикомедия о Холокосте воспринимается нормально лишь при условии, что в ней нет ничего комического.