Проверено временем

Гарольд Пинтер: первый после Хичкока

Борис Шмулин 24 декабря 2018
Поделиться

Десять лет назад ушел из жизни английский поэт и драматург, кавалер ордена Британской короны и лауреат Нобелевской премии в области литературы Гарольд Пинтер. “Нью-Йорк таймс” назвала когда-то Пинтера “одним из двух жителей лондонского Ист-Энда, которые оказали огромное влияние на мировой кинематограф”. Вторым был Хичкок.

Если подумать, то сегодня невозможно говорить об английской драматургии или английском театре, не упоминая имени Гарольда Пинтера. Своим творчеством ему удалось совершить, казалось бы, невозможное для одного человека: изменить подход к драматическому искусству в стране в целом. Драматургия и театр разделились надвое – на “до” и “после”, и точкой отсчета новой эпохи английского театра стали произведения Гарольда Пинтера. Его драматургия, которую критики и театроведы попеременно называют то “комедией угроз”, то “драмой абсурда”, оказалась совершенно новым и уникальным явлением, после которого писать по-старому стало просто невозможно. Творчество Пинтера во многом сформировало – и продолжает формировать – тот театр, который мы сейчас знаем.

Гарольд Пинтер появился на свет 10 октября 1930 года в одном из беднейших районов лондонского Ист-Энда – Хэкни в семье еврейского портного, перебравшегося когда-то в Британию из Одессы. В Хэкни проходило детство драматурга, здесь он, окончив школу, устроился на свою первую работу и несколько лет зарабатывал на жизнь тем, что разносил еду и мыл полы в дешевых закусочных. Денег едва хватало, чтобы сводить концы с концами, и Пинтеру пришлось бросить Королевскую академию драматического искусства, обучение в которой он пытался совмещать с работой. Несколько лет будущий Нобелевский лауреат под именем Дэвида Бэрона колесил по английской провинции в составе различных театральных трупп, но совершенно безуспешно: его актерский талант, о котором критики отзывались крайне прохладно, не снискал Пинтеру славы. Да и постановки были не из тех, что делают из простого человека мегазвезду. В конце концов, молодой человек понял, что занимается не своим делом, и оставил театральные подмостки. Но не театр.

В конце 1950-х годов имя Гарольда Пинтера вдруг как-то сразу зазвучало. Это произошло благодаря первой же его работе в драматургии: в 1957 году в бристольском театре поставили его пьесу “Комната”. Спектакль имел поистине оглушительный успех, и этот успех перевернул судьбу молодого человека, утвердив его в намерении стать драматургом. Несколько месяцев спустя “Комната” уже собирала аншлаги в Лондоне.

В жизни часто случается так, что за первым успехом следует провал. Так было и с Пинтером: после благосклонного внимания к его первой пьесе критики и публики неудача “Дня рождения”, продержавшегося в репертуаре всего неделю, была крайне обидной. Но не стала фатальной. Уже в начале следующего десятилетия Гарольд Пинтер один за другим выдает шедевры, ставшие сегодня классикой мировой драматургии и принесшие своему автору признание.

За тридцать шесть лет, с 1960 по 1996 год, по сценариям Гарольда Пинтера было снято множество известных кинофильмов во многих странах мира, начиная со знаменитой трилогии Джозефа Лоузи (“Слуга” – “Несчастный случай” – “Посредник”). Сегодня пьесы Гарольда Пинтера переведены на десятки языков и на карте мира нет такой страны, где его имя не встречалось бы на театральных афишах. В последние годы жизни Гарольд Пинтер несколько отошел от драматургии и посвятил все свое время поэзии.

Пинтер умер 24 декабря 2008 года, оставив нам свои замечательные пьесы, которые еще не одно десятилетие будут вызывать смех и слезы у отзывчивого зрителя.

(Опубликовано в №202, февраль 2009)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Викторианский снимок

Эта картина — такой оммаж еврейству, который, кажется, никто больше никогда не снимал. И достойный ответ британским антисемитам, еще недавно, каких-нибудь двадцать-тридцать лет назад скрытым, но в последнее время все чаще поднимающим голову и открывающим рот.