Десять лет назад ушел из жизни английский поэт и драматург, кавалер ордена Британской короны и лауреат Нобелевской премии в области литературы Гарольд Пинтер. “Нью-Йорк таймс” назвала когда-то Пинтера “одним из двух жителей лондонского Ист-Энда, которые оказали огромное влияние на мировой кинематограф”. Вторым был Хичкок.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2018/12/pinter.jpg)
Если подумать, то сегодня невозможно говорить об английской драматургии или английском театре, не упоминая имени Гарольда Пинтера. Своим творчеством ему удалось совершить, казалось бы, невозможное для одного человека: изменить подход к драматическому искусству в стране в целом. Драматургия и театр разделились надвое – на “до” и “после”, и точкой отсчета новой эпохи английского театра стали произведения Гарольда Пинтера. Его драматургия, которую критики и театроведы попеременно называют то “комедией угроз”, то “драмой абсурда”, оказалась совершенно новым и уникальным явлением, после которого писать по-старому стало просто невозможно. Творчество Пинтера во многом сформировало – и продолжает формировать – тот театр, который мы сейчас знаем.
Гарольд Пинтер появился на свет 10 октября 1930 года в одном из беднейших районов лондонского Ист-Энда – Хэкни в семье еврейского портного, перебравшегося когда-то в Британию из Одессы. В Хэкни проходило детство драматурга, здесь он, окончив школу, устроился на свою первую работу и несколько лет зарабатывал на жизнь тем, что разносил еду и мыл полы в дешевых закусочных. Денег едва хватало, чтобы сводить концы с концами, и Пинтеру пришлось бросить Королевскую академию драматического искусства, обучение в которой он пытался совмещать с работой. Несколько лет будущий Нобелевский лауреат под именем Дэвида Бэрона колесил по английской провинции в составе различных театральных трупп, но совершенно безуспешно: его актерский талант, о котором критики отзывались крайне прохладно, не снискал Пинтеру славы. Да и постановки были не из тех, что делают из простого человека мегазвезду. В конце концов, молодой человек понял, что занимается не своим делом, и оставил театральные подмостки. Но не театр.
В конце 1950-х годов имя Гарольда Пинтера вдруг как-то сразу зазвучало. Это произошло благодаря первой же его работе в драматургии: в 1957 году в бристольском театре поставили его пьесу “Комната”. Спектакль имел поистине оглушительный успех, и этот успех перевернул судьбу молодого человека, утвердив его в намерении стать драматургом. Несколько месяцев спустя “Комната” уже собирала аншлаги в Лондоне.
В жизни часто случается так, что за первым успехом следует провал. Так было и с Пинтером: после благосклонного внимания к его первой пьесе критики и публики неудача “Дня рождения”, продержавшегося в репертуаре всего неделю, была крайне обидной. Но не стала фатальной. Уже в начале следующего десятилетия Гарольд Пинтер один за другим выдает шедевры, ставшие сегодня классикой мировой драматургии и принесшие своему автору признание.
За тридцать шесть лет, с 1960 по 1996 год, по сценариям Гарольда Пинтера было снято множество известных кинофильмов во многих странах мира, начиная со знаменитой трилогии Джозефа Лоузи (“Слуга” – “Несчастный случай” – “Посредник”). Сегодня пьесы Гарольда Пинтера переведены на десятки языков и на карте мира нет такой страны, где его имя не встречалось бы на театральных афишах. В последние годы жизни Гарольд Пинтер несколько отошел от драматургии и посвятил все свое время поэзии.
Пинтер умер 24 декабря 2008 года, оставив нам свои замечательные пьесы, которые еще не одно десятилетие будут вызывать смех и слезы у отзывчивого зрителя.
(Опубликовано в №202, февраль 2009)
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2016/01/lech286_Stranitsa_085_Izobrazhenie_0001-400x300.jpg)
Имена забытых авторов
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2015/12/lech284_Stranitsa_63_Izobrazhenie_0001-e1449711109724-400x300.jpg)
Выживший и осужденный
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2018/04/governesss.jpg)