Трансляция

The New York Times: Нужны ли израильским подросткам поездки в Освенцим?

Шмуэль Рознер 15 февраля 2018
Поделиться

Недавно Польша решила объявить вне закона утверждения о соучастии поляков в Холокосте. По всему миру это решение встретило вполне справедливое неодобрение. По понятным причинам радикальнее прочих отреагировал Израиль — еврейское государство и защитник еврейских интересов.

«Этот закон бессмыслен, я категорически протестую против него, — заявил премьер‑министр Биньямин Нетаньягу. — Нельзя просто так изменить историю». Оппозиция, которая вообще‑то редко соглашается с Нетаньягу, в данном случае разделила его негодование. Ципи Ливни, экс‑министр иностранных дел, назвала закон плевком в лицо Израилю. Яир Лапид, депутат кнессета и сын человека, выжившего в Холокосте, написал, что сотни тысяч евреев погибли, не увидев при этом ни одного немецкого солдата, то есть не от рук немцев.

Поляки остались безучастны к праведному гневу заморских политических лидеров. Чтобы еще яснее обозначить свою позицию, Варшава даже отменила запланированный визит израильского министра образования Нафтали Беннета, который особенно критично высказывался о новом законе. («Это большая честь для меня, — заявил Беннет в ответ на отмену его визита. — Кровь польских евреев вопиет от земли, и никакой закон не в силах заглушить этот вопль».) До недавнего времени вполне теплые отношения между Польшей и Израилем сейчас испортились.

Но этот кризис дает шанс сделать что‑то новое. Разумеется, Израиль должен еще попытаться убедить Польшу, что этот закон приносит больше вреда, чем пользы. Но что важнее, Израиль должен использовать этот шанс, чтобы изменить свое отношение не к Польше, а к Холокосту. Дебаты о польском законе и о роли Польши в Холокосте высвечивают проблему поддержания памяти о геноциде в современном Израиле.

Ежегодно десятки тысяч молодых израильтян (преимущественно школьников, но также и солдат) посещают Польшу, и этот визит становится кульминацией их образования на тему Холокоста. Во время этих поездок, которые всячески поощряет министерство образования и куда отправляются, согласно подсчетам, около трети всех израильских школьников‑евреев, подростки посещают места гетто, кладбищ и лагерей смерти. Они видят остатки некогда великого центра еврейской жизни и узнают о машине смерти, которая была запущена, чтобы положить конец этому центру. Зачастую они заворачиваются в израильские флаги, нередко плачут. Как можно пройти по Освенциму и не заплакать?

Туристы с израильскими флагами фотографируются после экскурсии по концентрационному лагерю Аушвиц‑Биркенау

Эта поездка, ставшая своего рода обрядом инициации в нынешнем Израиле, мощный прием (первоклассное образование, как сказал Нафтали Беннет), закрепляющий у подростков память о том, что случилось с евреями Европы, и осознание необходимости этой памяти. И тем не менее настало время прекратить эти поездки. А также, пожалуй, настало время прекратить участие Израиля в ежегодном Марше живых, когда евреи со всего мира собираются в Аушвице и идут в Биркенау. Израилю нужно прекратить участие в этих программах не для того, чтобы спасти свои отношения с Польшей, а для того, чтобы спасти израильтян.

Нет сомнения в том, что эти поездки — очень достойное мероприятие. Благодаря им израильские подростки осознают масштабы и ужасы Холокоста. Кроме того, они позволяют юным израильтянам собственными глазами увидеть, что может случиться с народом беззащитным и ненавидимым, и этот урок сегодня не менее важен, чем когда бы то ни было.

Так зачем же прекращать эти поездки? Во‑первых, потому что они способствуют заблуждению, разделяемому многими израильтянами, будто память о Холокосте — это главный компонент иудаизма. Во‑вторых, потому что они поддерживают миф о том, что сам Израиль вырос лишь из европейского пепла.

То, что память о Холокосте стала главным выражением преданности иудаизму, подтверждают разные данные. Так, Исследовательский центр Пью (The Pew Research Center) выяснил, что 73% американских евреев полагают, что помнить о Холокосте необходимо для того, чтобы быть евреем, и гораздо меньше процентов считают центральным компонентом своей еврейской идентичности соблюдение традиций или лояльность Израилю.

Среди израильтян 65% утверждают, что память о Холокосте — неотъемлемая часть их еврейской идентичности, это оказывается важнее, чем жить в Израиле или стремиться к справедливости и равенству. Израильские подростки уделяют немало своего школьного времени подготовке к поездке по польским лагерям смерти, и из этого можно сделать вывод, что следующее поколение будет думать так же.

Здоровое общество не должно цементироваться памятью о трагедии. Здоровая культура не делает основным направлением паломничества то место, где ее чуть не уничтожили. Было бы лучше, если бы израильские подростки сосредоточили свою энергию на том месте, куда отправлялись в паломничество многие поколения евреев, — на Иерусалиме. Не нужно из Освенцима делать святыню.

Корректировка израильского исторического образования также поможет изменить представление о том, что еврейское государство возникло только из‑за трагедии, учиненной нацистами. Образование Государства Израиль не должно видеться исключительно как компенсация за геноцид, устроенный в Европе. Но паломничества в Польшу, призванные укрепить преданность юных израильтян собственной стране, сообщают им именно эту мысль. Там, в Польше, была трагедия, а потом здесь, в Израиле, возрождение.

Но в буквальном смысле возрождения, воскрешения, не бывает. Мертвые по‑прежнему мертвы. Еврейская культура, уничтоженная в Польше и по всей Европе, никогда не возродится снова. Израиль — не компенсация за Освенцим, и все эти марширующие подростки со своими флагами, песнями и лозунгами вроде «мы всё еще тут» могут разозлить лишь призраков.

В 1970‑е годы, годы моего детства, не было никаких поездок в Польшу. Мое холокостное образование в старшей школе не включало в себя душераздирующего посещения Освенцима. И тем не менее я хорошо помню об уничтожении европейского еврейства нацистами. Как и многие израильтяне, я думаю об этом почти каждый день. И когда я говорю, что нам пора прекратить эти подростковые туры в Польшу по местам Холокоста, я не призываю к забвению. Я не хочу обесценить эту историю, умалить ее значение или предложить евреям ее «преодолеть».

Я лишь считаю, что нам, израильтянам, нужно перестроить свое отношение к Холокосту. Мы должны помнить о трагедии, не забывая мертвых и не прощая убийц. Мы должны вынести из Холокоста правильные уроки, и один из них в том, что в гибели нет никакой заслуги и евреи должны быть дальновидны в своей борьбе за выживание. Так что давайте не будем сбивать себя с толку, делая Освенцим осью нашей культуры и гражданской религии. Давайте проводить Марш живых там, где его следует проводить: в Израиле. 

Оригинальная публикация: Do Israeli Students Need to Visit Auschwitz?

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Собиборский скандал: русофобия? бюрократия? провокация Кремля?

В 2013 году Россию пригласили принять участие в проекте обновления музея на месте лагеря смерти Собибор, находящегося на территории Польши. Переговоры затянулись на несколько лет. Наконец в середине июня этого года члены комитета по созданию нового мемориала решили не включать в комитет представителя России. Корреспондент «Лехаима» попросил прокомментировать эту ситуацию польских официальных лиц, а также крупнейших специалистов по истории Второй мировой войны.

Партизаны-евреи в Польше, 1942–1945

Тысячи евреев приняли участие в антинацистском и антифашистском сопротивлении своих стран – в особенности в партизанских движениях – в Югославии и СССР, Греции и Италии, Франции и Болгарии. Во всех этих странах евреи были бойцами общенационального партизанского движения, даже если иногда в его рамках создавались чисто еврейские воинские единицы.

The New York Times: Карусель: иски по реституции для переживших Холокост в Польше

«На каком основании Польша должна решить, что потомки евреев заслуживают компенсации, в то время как белорусы, поляки, украинцы, немцы, крымские караимы или татары ее не заслуживают?» — вопрошает Ярослав Качиньский, лидер правящей партии. «Разве может Польша повернуть время вспять и компенсировать убытки всем, кто пострадал в этих трагических событиях? Означает ли это, что потомки бедных поляков должны выплачивать потомкам тех, кто тогда был богат? Похоже, что все сводится к этому».