Еще посмотрим

Новое зрение фотографа Аннелизе Кречмер

Алексей Мокроусов 4 ноября 2016
Поделиться

Аннелизе Кречмер

Кельн, музей Кете Кольвиц, до 27.11.2016

В межвоенное время имя и снимки Аннелизе Кречмер (1903–1987) хорошо знали читатели иллюстрированной немецкой прессы. Ее вдохновленные «новой вещественностью» портреты и ландшафты публиковались во многих журналах, в том числе профессиональных, их выставляли по всей Европе, от Вены и Граца до Берлина и Парижа. Кречмер увлекалась идеями «нового зрения», направления в фотомысли, теоретики которого сближали фотографию с архитектурой и кино, видели в ней возможность приобщиться к новому переживанию пространства, иначе взглянуть «на окружающую среду и на свою жизнь», избавиться от традиционных живописных форм выражения. В ходу был поэтичный термин «архитектура света», точно определявший стоявшие перед новым искусством задачи.

Аннелизе Кречмер. Дочь Нина. 1943

Одной из первых среди немецких женщин‑фотографов Кречмер открыла собственное ателье — в родном Дортмунде. Но с приходом нацистов начались проблемы из‑за еврейства отца. Тот был фронтовиком, но это не уберегло дочь от анонимных доносов и нападений на ателье. На какое‑то время, когда Кречмер вступила в Немецкий рабочий фронт, ее оставили в покое, хотя и исключили в 1933‑м из Союза немецких фотографов. В итоге она была вынуждена надолго оставить профессию, уехав с семьей к друзьям в Ворпсведе, где провела несколько лет.

Большая часть 80 снимков из архива наследников и собрания эссенского музея Фолькванг впервые предстала перед публикой. Они происходят из открытого в 1950 году второго ателье Кречмер — портреты ее отца и детей, городские, в том числе парижские виды предвоенной поры, а также снимки послевоенного времени, включая замечательный двойной портрет вдовы художника Хуана Гриса и знаменитого галериста Даниэля‑Анри Канвайлера (1884–1979; см.: Еще посмотрим).

После Кельна выставку покажут в бременском музее Паулы Модерзон‑Беккер (с 12 февраля по 21 мая 2017‑го), а в 2018 году в городской галерее Изерлона.

Вилли Флекхаус — дизайн, бунт, радуга

Кельн, Музей прикладного искусства, до 11.12.2016

Творчество Вилли Флекхауса (1925–1983) известно каждому, кто связан с немецкой культурой, даже если сам зритель об этом не подозревает. Художник, которого прозвали «самым дорогим карандашом Германии», не только делал лучшие журналы 1960–1980‑х годов, включая знаменитый молодежный «Twen», где иллюстрации давались на полтора разворота, но и оформлял престижные серии издательства «Зуркамп», книги которого есть в каждом немецкоязычном доме. На ретроспективе в Кельне показывают, в частности, обложки к произведениям Шницлера и Кафки, не забыты и таланты Флекхауса‑фоторедактора, работавшего с лучшими авторами. Показывают, например, сделанный в 1962 году Штефаном Мозесом портрет Бен‑Гуриона — отношения Израиля и Германии как раз переживали очередной кризис, вызванный работой немецких ученых в Египте (выяснилось, что они производили там и химическое оружие). Мозесу удалось передать в этом портрете одновременно и силу, и бессилие политика перед лицом реальности. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Показать изнанку

«Фрики — те, кого я часто снимаю, — писала Арбус. — С ними я испытываю особые чувства — смесь стыда и благоговения. Дело в том, что многие из нас идут по жизни, пытаясь избежать травм и потрясений. Фрики рождаются с травмой. Они уже прошли это испытание. Они от рождения — аристократы».

Герман Гессе и евреи

В 1941 году, обсуждая выбор имени для внука, Гессе писал: «Я не хочу вмешиваться, но все‑таки хочу напомнить, что ветхозаветные имена, как Давид и т. п., могут сегодня осложнить жизнь ребенку. Есть, правда, забавным образом, и противоположные случаи, когда имя с еврейским звучанием приносило пользу нееврею. Я знал по крайней мере одного эмигранта, у которого не было ни капли еврейской крови, но его звали Давид, и он долгое время получал поддержку от одной еврейской кассы взаимопомощи».

Евреи в ЮАР живут 175 лет

Достаточно сказать, что в Йоханнесбурге сегодня около 50 синагог и девять еврейских школ. С момента основания города в 1886 году евреи стабильно составляли здесь около 10 процентов населения, сейчас их тут более 55 тыс. человек, больше половины всех южноафриканских евреев.