Аннелизе Кречмер
Кельн, музей Кете Кольвиц, до 27.11.2016
В межвоенное время имя и снимки Аннелизе Кречмер (1903–1987) хорошо знали читатели иллюстрированной немецкой прессы. Ее вдохновленные «новой вещественностью» портреты и ландшафты публиковались во многих журналах, в том числе профессиональных, их выставляли по всей Европе, от Вены и Граца до Берлина и Парижа. Кречмер увлекалась идеями «нового зрения», направления в фотомысли, теоретики которого сближали фотографию с архитектурой и кино, видели в ней возможность приобщиться к новому переживанию пространства, иначе взглянуть «на окружающую среду и на свою жизнь», избавиться от традиционных живописных форм выражения. В ходу был поэтичный термин «архитектура света», точно определявший стоявшие перед новым искусством задачи.
Одной из первых среди немецких женщин‑фотографов Кречмер открыла собственное ателье — в родном Дортмунде. Но с приходом нацистов начались проблемы из‑за еврейства отца. Тот был фронтовиком, но это не уберегло дочь от анонимных доносов и нападений на ателье. На какое‑то время, когда Кречмер вступила в Немецкий рабочий фронт, ее оставили в покое, хотя и исключили в 1933‑м из Союза немецких фотографов. В итоге она была вынуждена надолго оставить профессию, уехав с семьей к друзьям в Ворпсведе, где провела несколько лет.
Большая часть 80 снимков из архива наследников и собрания эссенского музея Фолькванг впервые предстала перед публикой. Они происходят из открытого в 1950 году второго ателье Кречмер — портреты ее отца и детей, городские, в том числе парижские виды предвоенной поры, а также снимки послевоенного времени, включая замечательный двойной портрет вдовы художника Хуана Гриса и знаменитого галериста Даниэля‑Анри Канвайлера (1884–1979; см.: Еще посмотрим).
После Кельна выставку покажут в бременском музее Паулы Модерзон‑Беккер (с 12 февраля по 21 мая 2017‑го), а в 2018 году в городской галерее Изерлона.
Вилли Флекхаус — дизайн, бунт, радуга
Кельн, Музей прикладного искусства, до 11.12.2016
Творчество Вилли Флекхауса (1925–1983) известно каждому, кто связан с немецкой культурой, даже если сам зритель об этом не подозревает. Художник, которого прозвали «самым дорогим карандашом Германии», не только делал лучшие журналы 1960–1980‑х годов, включая знаменитый молодежный «Twen», где иллюстрации давались на полтора разворота, но и оформлял престижные серии издательства «Зуркамп», книги которого есть в каждом немецкоязычном доме. На ретроспективе в Кельне показывают, в частности, обложки к произведениям Шницлера и Кафки, не забыты и таланты Флекхауса‑фоторедактора, работавшего с лучшими авторами. Показывают, например, сделанный в 1962 году Штефаном Мозесом портрет Бен‑Гуриона — отношения Израиля и Германии как раз переживали очередной кризис, вызванный работой немецких ученых в Египте (выяснилось, что они производили там и химическое оружие). Мозесу удалось передать в этом портрете одновременно и силу, и бессилие политика перед лицом реальности.