Вся эта девственная Виргиния — сплошной когнитивный диссонанс.
Мы увидели, что в XXI веке и в США могут гулять под свастикой. Не только в Будапеште, Риге, Киеве, но и в Америчке. Это с одной стороны. С другой стороны, до боли знакомые ребята, будто шагнувшие прямиком из столь привычных нам «русских маршей», стали всемирным скандалом.
Президент Трамп, Нетаньяху‑младший, половина моих израильских друзей угодили, на мой взгляд, в моральную западню. В ту самую, что ранее поглотила президентов гидных республик и их еврейских сторонников. «Комуняку на гиляку!» Кто против комуняк — тот наш. И, всмотревшись в чудные перекошенные рожи виргинских «антифа», они уже размышляют о «двух сторонах». Френдам можно простить. А вот Трамп — всё.
Потому что история, кровь, разум, сердце — все должно вопить: у свастики нет «за» и «против». Нет «с одной стороны» и «с другой стороны».
Любая жаба, когда нападает на свастику, до полуночи превращается в принцессу.
Когда были объявлены выборы в Учредительное собрание, Ребе Рашаб призвал хасидов голосовать. За кого же?
Узнав, что Ребе продемонстрировал такую общественную активность, к нему, одному из влиятельнейших вождей ортодоксального еврейства России, потянулись ходоки из разных партий — благо всюду были говорящие на идише — и принялись его убеждать, что именно их партия в наибольшей мере соответствует духу Торы.
Эсеры объясняли, что вся их теория социализации земли проистекает из стиха: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня; по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли».
Кадеты твердили, что главный пункт их программы, всеобщее равенство, и есть суть Торы: «И сотворил Б‑г человека по образу Своему, по образу Б‑жию сотворил его». И даже социал‑демократы уверяли, что их путь — путь Торы. Ведь уничтожил же Г‑сподь погрязшие в несправедливости богатые Содом и Гоморру!
Когда ходоки разошлись, сын Ребе спросил отца, решил ли тот, за кого агитировать. Рашаб ответил:
— Я понял только, что все хорошее, что есть в программах этих партий, из Торы!
Самый сложный вопрос в жизни, самая тонкая дилемма: где заканчивается «принципиальность», «верность идеалам» и начинается тупое доктринерство и ослиное упрямство?
Мне кажется, что ключ в скромности: когда ты не себя оберегаешь, не свои идеи и свою убежденность, а истину, справедливость. Не рисуя мишень вокруг пули. Не подстраивая реальность под свои доктрины. Не боясь разубедиться и даже разочароваться. Потому что истина есть истина, а не то, что ты за нее принимал.