Выставки

Музей Библии в Вашингтоне показывает Свитки Мертвого моря

Подготовил Александр Ицкович 28 ноября 2025
Поделиться

Как пишет Менахем Векер в JNS, новая выставка в вашингтонском Музее Библии — это не просто экспозиция древних текстов, а попытка перенести зрителя из столицы США в сердце Иудеи времен Второго храма, попытка дать ему увидеть и ощутить тот мир, в котором жили авторы и хранители Свитков Мертвого моря.

Экспозиция, подготовленная тремя кураторами Управления древностей Израиля — Навит Попович‑Геллер, Рисой Левитт и Джо Узилем, — стала одним из самых амбициозных проектов по истории иудаизма эпохи II века до н. э. — I века н. э. путем воссоздания пространства, предметов быта и, конечно, самих свитков.

Кувшин и масляные лампы. Город Давида, Иерусалим. 70 г. н. э.

В одном из залов посетителя встречает на первый взгляд скромная витрина: медный котел, две масляные лампы, кувшин. Попович‑Геллер объясняет: в этой простоте — история выживания. Иосиф Флавий писал о повстанцах, скрывавшихся от римлян в резервуарах и дренажных каналах Иерусалима. Эти горшки и лампы — то, что люди приносили туда с собой: свет, пищу, надежду.

А рядом, всего в нескольких метрах — фрагменты Свитков Мертвого моря.

Фрагменты храмового свитка представлены на выставке Свитков Мертвого моря в Музее Библии. Вашингтон. 21 ноября 2025

Чтобы избежать очередей, как это случилось в библиотеке Рональда Рейгана в Калифорнии, где экспозицию показывали ранее, витрины расположили по кругу, тексты сориентировали для чтения снаружи, посетители движутся вокруг них свободно, не упираясь в толпу.

Рена Оперт, директор выставок Музея Библии, говорит, что нынешняя экспозиция включает «эффектные объекты», заставляющие посетителей останавливаться и буквально замирать. Таков, например, камень с дороги паломников времен Второго храма: по нему можно пройтись, прикоснуться, почувствовать под ногами ту же поверхность, по которой шли иудеи 2000 лет назад.

Есть и лодка I века н. э. — точнее, фрагменты оригинала, найденные в 1986 году, помещенные в художественную реконструкцию.

Тируйский шекель

Особое место занимает камень из Магдалы: реликвия из синагоги I века н. э., украшенная резьбой по мотивам Храма, включая самое раннее известное изображение меноры. По словам Оперт, этот объект буквально «заставляет людей плакать».

Экспозиция включает десятки предметов: сандалии, игральные кости, льняные ткани, тируйский шекель, высохшую финиковую косточку. Отдельный зал посвящен Массаде.

Сушеный финик и косточка рядом с деревянной чашей. Кумран. Римский период

Но главное, конечно, сами свитки.

Первая версия экспозиции (до февраля 2026 года) включает фрагменты Бытия, Псалмов, Еноха, Иова, «Войны сынов света» и других текстов. Одна из витрин показывает фрагмент Бытия с самыми первыми словами: «В начале сотворил Б‑г небо и землю».

В экспликации подчеркивается: стабильность текста поразительна — он почти идентичен масоретским рукописям, созданным тысячу лет спустя.

Многое читается только лишь с помощью мультиспектральной съемки, которая выявляет чернила там, где глаз уже не различает букв.

Камень из Магдалы

В финале выставки можно видеть камень весом три с половиной тонны: это камень из Западной стены, куда посетители могут вкладывать записки, как у настоящего Котеля. Рядом демонстрируется прямой эфир от Стены (который временно останавливается, когда в Израиле наступает шабат).

Куратор Попович‑Геллер говорит: «Был Храм. Мы находим его следы. И сегодня нельзя переписывать историю так, будто евреев там не было».

Камень из Западной стены с записками

А главный куратор музея Бобби Дьюк добавляет: «Свитки Мертвого моря — самое значимое археологическое открытие всех времен. Они не просто древность — они продолжают жить в том тексте, который в Израиле дети читают так же, как читали 2000 лет назад».

Экспозиция будет работать до сентября 2026 года, свитки сменятся в ней еще дважды (короткий период экспонирования обусловлен задачей сохранить их от разрушения). Но уже теперь ясно: это не просто музейная выставка, а подлинный мост между древним Иерусалимом и современностью, между археологией и живой памятью, между историей и теми, кто сегодня читает Писание.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Jerusalem Post: Софер из Бейт‑Шемеша сидит в Музее Библии в Вашингтоне

Раввин Элиэзер Адам пишет свиток Торы. Но трудно сказать, когда он сможет закончить свою работу, ведь люди все время его отрывают. Эти люди — посетители недавно открывшегося Музея Библии в Вашингтоне, где Адам будет сидеть весь год. «На каждые двадцать минут письма приходится по меньшей мере полчаса разговора с посетителями, — рассказал Адам газете The Jerusalem Post. — Люди останавливаются рядом с моим столом и спрашивают — сначала о том, что такое сефер Тора, свиток Торы, а потом и о других вещах».

От Маккавеев до Мишны. Сектантское и нормативное

Между эпохой Маккавеев и разрушением Храма в 70 г. н. э. в иудаизме существовало гораздо больше школ и сект. Даже Иосиф Флавий выделяет наряду с ними “четвертую философию” и еще ряд антиримских группировок. Единожды он даже упоминает “племя христиан” (если, конечно, это не поздняя вставка). Он неоднократно говорит о самаритянах, правда, не как о секте или школе. Филон Александрийский описывает группу египетских евреев, которую он называет терапевтами.

Молитва о Яакове и Израиле из свитков Мертвого моря

Мы сосредоточились на том, как различные мотивы вырастали из постоянного анализа библейского текста и как изобретательны иные из них: например, объяснение, что делал Яаков в Бейт‑Эле, из Юбилеев хитроумно использует мимолетное упоминание в Библии о смерти Дворы; мотив «подъем и падение империй» точно передает все подробности сна Яакова и превращает их в послание надежды; или то, как в Завете Иуды из единственной фразы Тамар получаются две разные сцены.