Музей Библии в Вашингтоне показывает Свитки Мертвого моря
Как пишет Менахем Векер в JNS, новая выставка в вашингтонском Музее Библии — это не просто экспозиция древних текстов, а попытка перенести зрителя из столицы США в сердце Иудеи времен Второго храма, попытка дать ему увидеть и ощутить тот мир, в котором жили авторы и хранители Свитков Мертвого моря.
Экспозиция, подготовленная тремя кураторами Управления древностей Израиля — Навит Попович‑Геллер, Рисой Левитт и Джо Узилем, — стала одним из самых амбициозных проектов по истории иудаизма эпохи II века до н. э. — I века н. э. путем воссоздания пространства, предметов быта и, конечно, самих свитков.

В одном из залов посетителя встречает на первый взгляд скромная витрина: медный котел, две масляные лампы, кувшин. Попович‑Геллер объясняет: в этой простоте — история выживания. Иосиф Флавий писал о повстанцах, скрывавшихся от римлян в резервуарах и дренажных каналах Иерусалима. Эти горшки и лампы — то, что люди приносили туда с собой: свет, пищу, надежду.
А рядом, всего в нескольких метрах — фрагменты Свитков Мертвого моря.

Чтобы избежать очередей, как это случилось в библиотеке Рональда Рейгана в Калифорнии, где экспозицию показывали ранее, витрины расположили по кругу, тексты сориентировали для чтения снаружи, посетители движутся вокруг них свободно, не упираясь в толпу.
Рена Оперт, директор выставок Музея Библии, говорит, что нынешняя экспозиция включает «эффектные объекты», заставляющие посетителей останавливаться и буквально замирать. Таков, например, камень с дороги паломников времен Второго храма: по нему можно пройтись, прикоснуться, почувствовать под ногами ту же поверхность, по которой шли иудеи 2000 лет назад.
Есть и лодка I века н. э. — точнее, фрагменты оригинала, найденные в 1986 году, помещенные в художественную реконструкцию.

Особое место занимает камень из Магдалы: реликвия из синагоги I века н. э., украшенная резьбой по мотивам Храма, включая самое раннее известное изображение меноры. По словам Оперт, этот объект буквально «заставляет людей плакать».
Экспозиция включает десятки предметов: сандалии, игральные кости, льняные ткани, тируйский шекель, высохшую финиковую косточку. Отдельный зал посвящен Массаде.

Но главное, конечно, сами свитки.
Первая версия экспозиции (до февраля 2026 года) включает фрагменты Бытия, Псалмов, Еноха, Иова, «Войны сынов света» и других текстов. Одна из витрин показывает фрагмент Бытия с самыми первыми словами: «В начале сотворил Б‑г небо и землю».
В экспликации подчеркивается: стабильность текста поразительна — он почти идентичен масоретским рукописям, созданным тысячу лет спустя.
Многое читается только лишь с помощью мультиспектральной съемки, которая выявляет чернила там, где глаз уже не различает букв.

В финале выставки можно видеть камень весом три с половиной тонны: это камень из Западной стены, куда посетители могут вкладывать записки, как у настоящего Котеля. Рядом демонстрируется прямой эфир от Стены (который временно останавливается, когда в Израиле наступает шабат).
Куратор Попович‑Геллер говорит: «Был Храм. Мы находим его следы. И сегодня нельзя переписывать историю так, будто евреев там не было».

А главный куратор музея Бобби Дьюк добавляет: «Свитки Мертвого моря — самое значимое археологическое открытие всех времен. Они не просто древность — они продолжают жить в том тексте, который в Израиле дети читают так же, как читали 2000 лет назад».
Экспозиция будет работать до сентября 2026 года, свитки сменятся в ней еще дважды (короткий период экспонирования обусловлен задачей сохранить их от разрушения). Но уже теперь ясно: это не просто музейная выставка, а подлинный мост между древним Иерусалимом и современностью, между археологией и живой памятью, между историей и теми, кто сегодня читает Писание.
The Jerusalem Post: Софер из Бейт‑Шемеша сидит в Музее Библии в Вашингтоне
От Маккавеев до Мишны. Сектантское и нормативное
