Книжный разговор

Морис Дрюон. Хронист оренбургского двора

Михаил Майков 14 апреля 2019
Поделиться

Десять лет назад ушел из жизни знаменитый писатель Морис Дрюон

Морис Дрюон родился в Париже в 1918 году. Его отец Лазарь Кессель был выходцем из зажиточной оренбургской еврейской семьи, чьи родители перебрались во Францию задолго до всех катаклизмов XX века, в спокойном 1908 году. В Париже он стал актером, выступал в «Комеди Франсез» под псевдонимом Сибер и, говорят, был особенно хорош в роли Гамлета. В 21 год Лазарь покончил с собой – сыну его тогда не исполнилось и трех лет, и отца он, разумеется, совершенно не запомнил. Вскоре мать будущего писателя вышла замуж за нотариуса Рене Дрюона, и мальчик получил фамилию отчима. Впрочем, он продолжал общаться с дядей, знаменитым прозаиком Жозефом Кесселем, чьи рассказы о минаретах, караванах с восточными сокровищами и золотых куполах оренбургских церквей навсегда поселили в сердце Мориса миф о прекрасной родине его предков.

Дрюон учился на факультете политических наук Парижского университета, затем окончил военную школу и как кавалерийский офицер сражался с вторгшимися во Францию немцами. После поражения французских войск жил в демилитаризованной зоне, а в 1942-м через Испанию и Португалию нелегально уехал в Лондон, где вошел в ближайшее окружение де Голля. Участником движения Сопротивления стал и Жозеф Кессель. Дядя и племянник вместе сочинили гимн французских партизан – песню, чей статус в национальном сознании французов примерно равен русской «Катюше».

Публиковаться Дрюон начал в середине 30-х, а после войны стал профессиональным литератором. В 1948 году он получил Гонкуровскую премию за трилогию «Сильные мира сего», где описал эпоху между двумя мировыми войнами и показал моральный распад политической и финансовой элиты Третьей республики, приведший к национальной катастрофе и позору «странной войны». С 1966 года Дрюон – «бессмертный», член Французской академии. Всего ему принадлежат более 50 романов и пьес, в том числе исторический цикл «Проклятые короли» (имеется в виду проклятие, которое перед смертью наложил на Филиппа IV Красивого и всю династию Капетингов великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле, приговоренный к сожжению на костре). В Советском Союзе произведения этого цикла выходили в так называемой «макулатурной серии», их суммарный тираж превысил 25 млн экземпляров. Несколько поколений россиян знакомились с французской историей по Дюма и Дрюону.

Во Франции, однако, Дрюон едва ли не больше был известен как политический деятель и правый публицист – поклонник де Голля и конституционной монархии, многолетний колумнист газеты «Фигаро», в 1968 году, во время студенческих волнений и всеобщей забастовки, обрушившийся на леваков с яростным памфлетом «Будущее в замешательстве». В 1973–1974 годах, при президенте Жорже Помпиду, Дрюон был министром культуры, а впоследствии избирался депутатом Национального собрания Франции и Европарламента.

В 2003 году писатель побывал в России, подружился с Владимиром Путиным и слетал в компании Виктора Черномырдина (Виктор Степанович по дороге учил Дрюона запивать водку пивом) в Оренбург, где пришел в восторг от посещения синагоги, в которой поженились его бабушка с дедушкой. Еще до этого визита, в 1993 году, Дрюон указом Бориса Ельцина был награжден орденом Дружбы народов, а в 2007-м стал иностранным членом РАН.

На похоронах Дрюона присутствовали ведущие французские политики, представители академического мира, крупнейшие деятели культуры. Президент Франции Николя Саркози, обращаясь к покойному с поминальной речью, сказал: «Все твои битвы, столь непохожие внешне, совпадают в одном: в отказе от низости, отказе от мелочности. В течение всей своей жизни ты не переставал утверждать, что величие человеческой воли противостоит неизбежности судьбы».

(Опубликовано в №206, июнь 2009)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Похороны Симоны Вейль и спор о том, кто во Франции «настоящие евреи»

Вейль — секулярная ашкеназская еврейка — была одной из последних представительниц европейского еврейства, бывшего основной мишенью Гитлера, того европейского еврейства, которое получило гражданское равноправие благодаря Великой французской революции. Попросив, чтобы на ее похоронах читали кадиш, она тем самым признавала себя частью именно этой — европейской еврейской истории.

Двойная экспозиция: Жан‑Пьер Мельвиль

Еврей из Эльзаса, он бежал из оккупированной нацистами Франции, сменил имя, вступил в ряды Сопротивления, воевал. После войны стал одним из самых известных кинорежиссеров, работавших в стиле нуар. Но прошлое неизменно преследовало его. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения французского режиссера и сценариста Жана-Пьера Мельвиля.

Дар

Она была фанатично убежденной участницей самых критических событий нашего времени, пытавшейся проживать их в прямом контакте со сверхъестественным. Самым важным ей виделось любовное внимание ко всему живому в мире, способное поднять человека над природным одиночеством существования. Стремление к этому было сутью ее натуры, ее даром — не только интеллектуальным или этическим, но в высшей степени открытым всему человеческому опыту в самых крайних проявлениях брошенности, бездомья.