Место, где религия встречается с политикой: еврейское паломничество в Тунис

Подготовил Семен Чарный 19 мая 2022
Поделиться

Еврейский праздник в исторической синагоге на острове Джерба ​​в Тунисе часто преподносится как успешный пример еврейско-мусульманского сосуществования, пишет журналист Deutsche Welle  Керстен Книпп. Но политическая напряженность все-таки сказывается.

Синагога на Джербе

Сейчас в синагоге тихо. Когда же начнется традиционное еврейское паломничество, здесь, на тунисском острове Джерба, соберутся тысячи иудеев со всего мира.

Впервые за более чем два года с начала пандемии Covid-19 в течение восьми дней большое количество паломников примет участие в <мероприятиях, приуроченных к еврейскому празднику Лаг ба-омер>. В 2020 и 2021 годах паломничество было отменено, доступ на Джербу был очень ограничен.

Но в этом году, рассказывает лидер еврейской общины Перес Трабелси, ожидается от 4 до 5 тыс. посетителей. Трабелси возглавляет организационный комитет паломничества.

Синагога на Джербе — одна из старейших в северной Африке. Как гласит легенда, 2500-летняя синагога, известная также как синагога Гриба, была построена из остатков первого Храма в Иерусалиме. Библия говорит, что Храм был разрушен вавилонским царем, который отправил евреев в изгнание. Предполагается, что эти беженцы принесли с собой на Джербу фрагменты Храма.

Синагога Гриба

Сегодня на Джербе проживает около 1 тыс. евреев, что делает остров крупнейшей еврейской общиной в Тунисе и второй по величине в арабском мире. Только марокканская еврейская община в Касабланке, насчитывающая от 1.5 до 2 тыс. членов, больше, чем община Джербы.

Исход евреев

После того как Тунис в 1956 году стал независимым от Франции, многие тунисские евреи покинули страну. В то время экономическая ситуация в Тунисе была сложной, и после основания Государства Израиль в 1948 году между еврейской общиной и мусульманским большинством Туниса стала нарастать напряженность.

Тунисские евреи оказались маргинализированы и почувствовали необходимость эмигрировать. 

Вторая крупная волна эмиграции тунисских евреев последовала в 1967 году после Шестидневной войны. Ближневосточный конфликт все время влиял на жизнь тунисских евреев: напряженность приводила к насилию, смертям и уничтожению еврейского имущества.

Тунисские лидеры осуждали насилие в отношении религиозного меньшинства, но не предотвратили его исход. Это имело демографические последствия: ведь еще в 1950-х годах в стране насчитывалось около 100 тыс. евреев.

В 2002 году синагога на Джербе ​​стала объектом теракта, когда экстремист протаранил здание грузовиком с жидким пропаном. В результате взрыва погиб 21 человек, в том числе 14 туристов из Германии. Ответственность за нападение взяла на себя «Аль-Каида» (организация запрещена в РФ. – Ред.).

Синагога на Джербе

В январе 2018 года в еврейскую школу на Джербе были брошены бомбы с зажигательной смесью. Пострадавших не было, но школа оказалась повреждена.

Еврейско-мусульманские отношения в Тунисе продолжают оставаться напряженными.


Отражение региональной напряженности

Перед своим избранием в 2019 году действующий президент страны Каис Саид заявил, что более никому с израильским паспортом не позволит въехать в Тунис — даже посетить синагогу на Джербе.

Его заявление стало реакцией на продолжающуюся нормализацию отношений между Израилем и некоторыми арабскими государствами, в том числе соседним с Тунисом Марокко. На вопрос о так называемых «соглашениях Авраама» во время президентских дебатов в 2019 году Саид ответил: «Нормализация – неправильное слово. Мы должны говорить о государственной измене».

Что касается его собственных отношений с Израилем, министерство иностранных дел Туниса летом 2021 года исключило возможность установления дипломатических отношений. Несмотря на это, въезд израильтян в Тунис иногда допускается, при особых обстоятельствах.

Следствием кризиса в области здравоохранения, вызванного пандемией Covid-19, стало то, что за последние два года лишь несколько паломников добрались до Джербы.

Владельцы израильских паспортов, безусловно, приветствуются далеко не везде в стране. Когда в мае 2021 года между израильскими военными и движением ХАМАС вспыхнули боевые действия, многие тунисцы на митингах выразили солидарность с палестинцами.

Синагога на Джербе


Весной уже нынешнего года в Тунисе запретили фильм «Смерть на Ниле», ремейк старой классики, потому что в нем снялась израильская актриса Галь Гадот.

Как и повсюду, в Тунисе далеко не все проводят различие между гражданами Израиля и евреями. Но в некоторых областях предпринимаются попытки оставаться аполитичными и подчеркивать примеры успешного сосуществования евреев и мусульман.


Мирное сосуществование

Главный раввин Туниса Хаим Биттэн рассказывает, что отношения между еврейским меньшинством и мусульманским большинством в стране в основном свободны от напряженности: «Мусульмане, христиане и евреи, живущие в одном районе, всегда без проблем сосуществовали».

Глава еврейской общины Джербы Перес Трабелси также положительно отзывается об этих отношениях и считает, что еврейское паломничество на остров является хорошим тому примером.

Многие тунисские мусульмане вносят свой вклад в успех паломничества, отмечает Трабелси.
«Я сам больше живу среди мусульман, чем среди евреев, — объясняет он. – И большинство людей, с которыми я работаю в синагоге, тоже мусульмане».

Трабелси рассказывает, что многие мусульмане с удовольствием принимают участие в еврейских праздниках, составляя около трети посетителей этих мероприятий. 

«Они приходят посмотреть и поучаствовать в праздновании, — с энтузиазмом рассказывает глава общины. – А потому это действительно уникальное событие».


Проблемы с визой

Пока неясно, повлияют ли трения на Ближнем Востоке или комментарии авторитарного президента Саида на число паломников из Израиля в нынешнем году.

Неясно, приедут ли евреи из Израиля, сообщал Трабелси за несколько дней до начала праздника. Он отмечал, что паломничество должно начаться уже в выходные, а между тем возникли сложности с визами.

Пока не удалось выяснить, смогут ли израильские паломники посетить мероприятия.
«У нас пока нет информации от правительства, — замечал Трабелси. — Было много запросов, но из-за деликатности этой темы мы не хотим сами стать источником хаоса».

В наши дни евреи тунисского происхождения живут во многих странах мира, в том числе в Израиле, продолжает он: «Независимо от политической подоплеки, все они имеют право посещать Джербу и синагогу. Приезжает ли посетитель из Израиля, или из другой страны, это не наше дело. Речь всегда идет о конкретном человеке».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еврейские общины Триполитании

Евреи были частью триполитанского населения. Они говорили на арабском диалекте, сходном с речью мигрантов из внутренних районов Магриба. Восстановление еврейской жизни в XVI веке, после захвата города турками, стало в значительной мере возможным благодаря усилиям раввина Шимона Леви, изгнанного из Испании. Некоторое время он жил в марокканском городе Фесе, затем хотел обосноваться в Палестине, но остался в Триполи.

Еврейские общины Северной Африки

Во II веке евреи обосновались в Карфагене, крупнейшем городе на побережье, их община тогда насчитывала около 30 тысяч человек. Они занимались торговлей. В Алжире сохранились остатки кладбищ со следами древнего культа и надписями на иврите. Очевидно, местные власти оказались достаточно толерантными, благодаря чему община разрасталась и пользовалась влиянием.

Hyperallergic: Крупнейший в мире онлайн‑каталог еврейского искусства

Каталог насчитывает 260 тыс. описаний самых разных объектов, артефактов и мест из 41 страны мира, от античности до самых недавних лет. Примерно треть этих объектов классифицируется как еврейская ритуальная архитектура, включающая синагоги, дворцы и дома, а остальные объекты исследователи поделили на пять категорий: ивритские иллюминированные рукописи, сакральная и ритуальная утварь, еврейские кладбища, древнееврейское искусство и новое еврейское искусство.