Мастер русского пейзажа. Исаак Левитан
Истра, Музей «Новый Иерусалим», до 14.7
Плес, Крым, Подмосковье, включая Саввинскую слободу под Звенигородом и окрестности Нового Иерусалима, — любимые места Левитана изображены на 35 его работах, в основном этюдах, отобранных из коллекций 14 музеев страны: художественных музеев Ярославля и Ульяновска, Нижнего Новгорода и Воронежа, Самары и Чувашии, Музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Костромского историко‑архитектурного и художественного музея‑заповедника, Дома‑музея А. П. Чехова в Ялте, Ростовского кремля, Историко‑художественного и литературного музея‑заповедника Абрамцево, Химкинской картинной галереи им. С. Н. Горшина, Государственного литературно‑мемориального музея‑заповедника А. П. Чехова «Мелихово», а также частных собраний.
«Башня синих коней». Открытки Франца Марка Эльзе Ласкер‑Шюлер
Мюнхен, Новая Пинакотека, до 16.7
Небольшая выставка, разместившаяся в зале № 10 постоянной экспозиции Новой Пинакотеки, собрала 21 расписанную вручную Францем Марком открытку. Все они адресованы Эльзе Ласкер‑Шюлер (см.: Грейнем Ратгауз. Я принесла в мир любовь. Поэзия Эльзы Ласкер‑Шюлер // Лехаим. 2012. № 11). Музею их подарили Софи и Эмануэль Фон. Ценность дара — не только биографическая (художник и поэт дружили), но и художественно‑историческая. Одна из открыток, посланная к Новому году, считается единственным дошедшим до нас цветным эскизом знаменитого полотна Марка 1913 года «Башня синих коней». Сама картина, воспринимающаяся как одно из ключевых произведений экспрессионизма, была конфискована нацистами в 1937 году и с тех пор числится пропавшей без вести.