аналитика

Лица современной ненависти: Абдулла Костекский

Материал подготовлен аналитическим отделом Департамента общественных связей ФЕОР 1 мая 2025
Поделиться

Абдулла Костекский (Абдуллах Магомедов) РФ объявлен в розыск по линии Интерпола в связи с обвинениями в террористической деятельности. — Ред.
 — дагестанский салафитский проповедник, выступающий на русском языке и известный своими радикальными взглядами и скандальными высказываниями. Он провозгласил себя шариатским судьей (кадием) террористического подполья «Имарат Кавказ» Организация признана террористической и запрещена в РФ. — Ред.
и был объявлен в международный розыск. С середины 2010‑х годов Костекский скрывается за пределами России (предположительно в Турции) и через интернет ведет активную проповедническую деятельность Видеоролики с его выступлениями выкладываются в соцсетях (ОК, ВК и др.), доступны в Яндекс.Дзене, на ютьюбе и рутьюбе. — Ред. . В своих выступлениях он неоднократно допускал экстремистские высказывания, в том числе антисемитского характера. Процитируем их, проанализируем их контекст, а также обсудим реакцию на них со стороны официального мусульманского духовенства России.

Абдулла Костекский

Антисемитские высказывания Абдуллы Костекского

Костекский и ранее был известен своими заявлениями, направленными против евреев и Государства Израиль. Но после эскалации ближневосточного конфликта осенью 2023 года, на фоне войны в секторе Газа он стал публично оправдывать насилие в отношении евреев и призывать к борьбе с Израилем.

Со слов проповедника, Израиль является незаконным образованием, «государством, которого <…> не должно существовать». В своих проповедях Костекский поддерживает вооруженные нападения на израильтян, называя их «справедливым джихадом». Религиоведческие источники отмечают, что он занял «радикальную позицию, доктринально оправдывающую насилие в отношении евреев».

Ярким примером его риторики стала одна из проповедей, опубликованных после нападения ХАМАСа на Израиль. В ней Костекский употребил оскорбительные эпитеты в адрес евреев, назвав их «братьями обезьян и свиней». Подобная фраза отсылает к радикальным трактовкам сюжетов из Корана и широко распространена в экстремистских кругах. Так, имам в Мальмё (Швеция) в свое время был осужден именно за то, что в своей проповеди назвал евреев «потомками обезьян и свиней» и объявил их «врагами ислама».

Костекский использует аналогичную лексику: в его выступлениях израильтяне и евреи изображаются как «нечистые» потомки животных, заслуживающие презрения и агрессии. Подобные высказывания дегуманизируют еврейский народ, оправдывая вражду на религиозной почве.

Проповеди Абдуллы Костекского нередко содержат буквальные призывы к расправе. Помимо антисемитских выпадов, он прославляет жестокость в отношении противников ислама. Ранее, комментируя убийства во Франции, проповедник заявлял, что «головы [неверных] можно и нужно отрезать, это правильно, и это джихад». Тот же дух насилия прослеживается в его обращениях на ближневосточную тему: Костекский поддерживает идею уничтожения тех, кого считает врагами ислама, будь то израильтяне, иудеи или последователи других конфессий. В одном из выступлений он провозглашает: «притеснители будут уничтожены», намекая на израильские власти и евреев в целом. Такие лозунги, подкрепляемые радикальными интерпретациями Корана и хадисов, вписываются в классическую риторику исламского антисемитизма.

После печально известных антисемитских беспорядков в Махачкале в октябре 2023 года Абдулла Костекский не только не осудил нападения на еврейских пассажиров, но и попытался оправдать погромщиков. Он заявил, что вспышка насилия в Дагестане объясняется многолетними притеснениями местных жителей со стороны государства. Иными словами, вместо осуждения антисемитизма проповедник переложил ответственность на «репрессивную политику» властей.

Беспорядки в аэропорту в Махачкале. 29–30 октября 2023

Подобная реакция говорит о его позиции: Костекский рассматривает агрессию против евреев как допустимую, а то и закономерную в рамках столкновения цивилизаций. Ни сочувствия к пострадавшим, ни призывов к межнациональному миру в его словах не звучит.

Итак, Абдулла Костекский отрицает право Государства Израиль на существование, демонизирует евреев как общность и легитимирует насилие в их отношении религиозными причинами. Все это он сопровождает агрессивной риторикой и ссылками на радикальные толкования исламских текстов.

Эволюция взглядов Костекского

Чтобы понять истоки подобных идей, необходимо знать о духовной эволюции Абдуллы Костекского. Он родился в 1975 году в селе Новый Костек Хасавюртовского района Республики Дагестан в семье потомственного имама. Несмотря на суфийское окружение в детстве (а его дед был известным шейхом), в молодости Абдулла примкнул к салафитскому течению. В 1990‑х годах он обучался исламским наукам на Ближнем Востоке (в частности, в Сирии) и там впитал идеи фундаментализма. Позже Костекский жил в Иордании и Египте. Вернувшись в Дагестан, он присоединился к подполью «Имарат Кавказ». В начале 2010‑х стал одним из идеологов северокавказского джихадистского подполья.

Уже тогда взгляды Костекского отличались крайней нетерпимостью к инакомыслию и другим религиям. В 2016 году он прославился скандальной фетвой, в которой призывал мусульман уничтожать христианские иконы в жилье, арендуемом последователями ислама См.: https://von‑hoffmann.livejournal.com/2386381.html
. Этот эпизод показателен: проповедник отвергает мирное сосуществование с христианами, требуя искоренять любые проявления «ширка» («многобожия» и «идолопоклонства»), вплоть до порчи чужого имущества. Подобные идеи вывели его за рамки традиционного для России ислама, вызвав резкое неприятие со стороны официальных духовных лидеров.

В 2014–2015 годах, во время подъема ИГИЛ ИГИЛ (ИГ, «Исламское государство») — организация, признанная террористической и запрещенная в РФ. — Ред. , Костекский оставался верен «Имарату Кавказ», отговаривая северокавказских боевиков от присяги «Исламскому государству». Он выступал с позиций глобального джихада, но под собственным флагом: и против «далекого врага» (Запада, Израиля), и против «близкого врага» (России). С 2018 года Абдулла Костекский ведет в ютьюбе и Телеграме проповеднический канал «Голос Истины», где безо всякой цензуры транслирует собственные взгляды. Его медиапроект позиционируется как отражение «чистого ислама», «свободного от влияния официальных муфтиятов».

В своих проповедях Костекский затрагивал разные темы — от теологии до политики, — но неизменно через призму ультраконсервативного ислама. До 2020 года его основными мишенями были российские власти (особенно Рамзан Кадыров, которого он критиковал за «неисламское» правление), суфийские официальные духовные лидеры и Запад в целом.

Антисемитская составляющая в его текстах усилилась на фоне событий 2021–2023 годов (рост напряженности вокруг Иерусалима, война в Газе). Вероятно, эти темы стали для него поводом, чтобы связать локальную повестку (о якобы притеснении мусульман в России) с глобальной (борьба с Израилем и поддержка Палестины). Таким образом риторика ненависти к евреям стала логическим продолжением идеологии Костекского: неприятие светских властей, враждебность к немусульманским общинам и оправдание насилия в качестве «божественного наказания» для противников ислама.

В мае 2022 года турецкие власти задерживали Абдуллу Костекского по запросу России. Однако, судя по всему, он избежал выдачи и продолжил свою медийную активность. На родине проповедник заочно обвинен в экстремизме и участии в террористической деятельности. Российские правоохранители и эксперты называют его «псевдоученым» и идеологом терроризма. Критики внутри уммы утверждают, что Костекский не имеет серьезного богословского образования и противоречит канонам ислама, выдавая собственные радикальные суждения за истину. То есть, с точки зрения традиционного исламского сообщества, он выглядит маргинальной фигурой, эксплуатирующей религию в политических целях.

Антисемитизм Абдуллы Костекского представляет собой одну из граней его деструктивной идеологии. Проповедник издавна и последовательно культивировал образ врага — сначала в лице «неверных» вообще, затем конкретизировал их до христиан и «тиранов» (светских лидеров), а далее расширил до «евреев и сионистов», якобы стоящих за мировым злом. И подобная эволюция идей характерна для многих радикальных исламистских лидеров: со временем их дискурс все больше смещается к теории заговора, где еврейство демонизируется как главный оппонент ислама.

В случае Костекского это проявилось со всей ясностью в 2023 году, когда его проповеди стали неотличимы по тональности от выступлений ближневосточных экстремистов.

Реакция мусульманского духовенства России

Официальное мусульманское духовенство Российской Федерации резко осудило и экстремизм Абдуллы Костекского, и его антисемитские выпады. Российские муфтии подчеркивают: подобные проповедники не представляют традиционный ислам, а их идеи противоречат многовековым традициям толерантности народов России.

После всплеска антисемитских акций на Северном Кавказе в октябре 2023 года сразу несколько авторитетных исламских организаций выступили с заявлениями, противопоставив свою позицию риторике экстремистов.

Так, Координационный центр мусульман Северного Кавказа (в который входят муфтии всех республик) заявил: «Антисемитизму нет места в многонациональном Северном Кавказе <…> Мусульмане Северного Кавказа, как и предписывает нам наша религия, не могут быть на стороне ненависти и нетерпимости к другим народам и религиям».

Муфтий Дагестана Ахмед Абдулаев

Муфтии подчеркнули, что искажение позиции мусульман в интернете и провокационные призывы к насилию — дело «деструктивных сил», которым верующие не должны поддаваться. Эти слова явно были направлены против агитации таких деятелей, как Костекский, хотя его имя не упоминалось.

Схожую точку зрения выразил и первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов. Он призвал верующих не верить радикальным призывам в соцсетях, отметив, что «недруги России играют на чувствах [мусульман] и пытаются посеять рознь», а сила страны — в единстве народов.

То есть официальное мусульманское духовенство России рассматривает разжигание межрелигиозной ненависти как антироссийскую провокацию, вредную для всех конфессий. В подобном контексте проповеди Костекского — это чуждая, импортированная идеология, которая используется для дестабилизации.

Духовные лидеры стремились нейтрализовать последствия экстремистской агитации. Так, муфтий Дагестана Ахмед Абдулаев в разгар беспорядков записал обращение к толпе в махачкалинском аэропорту, убеждая людей разойтись и «проявить терпение». Он заявил погромщикам: «Вы ошибаетесь <…> Таким путем этот вопрос не решается», имея в виду, что самосуд над предполагаемыми израильтянами недопустим.

Муфтий подчеркнул, что «понимает возмущение верующих событиями в Газе», но насилие в отношении мирных лиц на территории России противоречит исламу.

Такое вмешательство показало разницу между позицией официального ислама и радикалами: первые сочувствуют палестинцам, но призывают к миру, вторые (как Костекский) подстрекают к расправам над евреями и сеют смуту.

Российские мусульманские лидеры дистанцировались и персонально от Абдуллы Костекского. После сообщений о его задержании в 2022 году представители духовенства фактически одобрили эту меру, назвав Костекского «опасным экстремистом» и «лжешейхом». В религиозных кругах его имя ассоциируется с разжиганием розни. Председатель Духовного управления мусульман Санкт‑Петербурга имам Равиль Панчеев отмечал в интервью, что радикальные блогеры‑«богословы» из зарубежья пытаются подорвать межнациональный мир в России, их проповеди необходимо блокировать и отвергать. Наверняка подразумевались деятели вроде Костекского.

Вообще, традиционный ислам в России исторически миролюбив и настроен против антисемитизма. Мусульманские богословы напоминают: пророк Мухаммед жил бок о бок с общинами иудеев и христиан, заключал с ними договоры, и Коран требует справедливости по отношению к «людям Писания», если они не воюют против мусульман. Поэтому экстремистская риторика Абдуллы Костекского нарушает дух и букву исламского учения, признанного в России. Официальное духовенство, включая Совет муфтиев и Духовное управление мусульман России, едино во мнении, что подобные проповеди должны пресекаться, а их авторы — изобличаться как лжеучители, наносящие вред и межрелигиозному миру, и исламскому сообществу.

Аналогичные высказывания других мусульманских проповедников

Антисемитские высказывания со стороны исламских религиозных лидеров — явление отнюдь не уникальное.

Радикальные исламистские проповедники на Ближнем Востоке. Риторика, схожая с высказываниями Костекского, давно присутствует в пропагандистских материалах экстремистских организаций. Например, ряд палестинских имамов, связанных с ХАМАСом, называют евреев «обезьянами и свиньями» и призывают к джихаду против них. В 2008 году председатель Лиги палестинских ученых Марван Абу Рас заявил: «Мы осаждены <…> братьями обезьян и свиней», имея в виду израильтян. Это повторяет риторику Костекского. Различие лишь в том, что на Кавказе подобные идеи являются привнесенными и маргинальными, тогда как на Ближнем Востоке питаются затяжным военным конфликтом. Идентичный набор антисемитских клише на религиозной основе доказывает, что Костекский транслирует импортированную идеологию глобального джихадизма.

Исламистские проповедники в Европе. В Европе также фиксировались случаи, когда имамы в своих проповедях распространяли антисемитские теории заговора. Вновь вспомним дело имама Басема Махмуда в шведском городе Мальмё. В 2020 году он во время пятничной проповеди назвал евреев «потомками обезьян и свиней, врагами ислама и мусульман». Из‑за этих слов шведские власти привлекли его к ответственности за разжигание ненависти. Случай показательный: даже в толерантной Европе подобная риторика в радикальных общинах получает жесткую правовую оценку. В России, где законодательство против экстремизма довольно строгое, Костекский избежал наказания, укрывшись за рубежом. Однако и его материалы должны быть включены в списки запрещенных (экстремистских) публикаций.

*  *  *

Антисемитские проповеди Абдуллы Костекского представляют серьезную опасность, поскольку способны радикализировать часть мусульманской молодежи. В своих высказываниях Костекский апеллирует к самым мрачным предрассудкам, оправдывая насилие религиозными догмами. Его деятельность получила резкий отпор со стороны официального мусульманского руководства России, которое подтвердило верность традициям мирного сосуществования и осудило любую форму ксенофобии. Авторитетные богословы называют его лже‑шейхом, порицаемым за поверхностность и экстремизм.

Но деятельность Костекского напоминает о важности просветительской работы. Противостоят ненависти знание и взаимоуважение: только так можно защитить общество от «ядовитых проповедей».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Лица современной ненависти: Схиигумен Гавриил

Анализ публичных выступлений и публикаций схиигумена Гавриила (Георгия Виноградова‑Лакербая) показывает, что обвинения в антисемитизме имеют под собой реальную почву. Начиная с 2023 года его проповеди содержат буквальные выпады против евреев (как в религиозном, так и в этнически‑историческом ключе), подкрепленные конспирологическими теориями

Межидеологический антисемитизм в Америке

Сегодня антисемитизм скрепляет воедино многочисленные разномастные идеологии, отравляющие умы во все более поляризованном американском обществе. Новые кризисы, такие как пандемия ковида, или боевые действия на Украине, становятся дополнительными поводами для разрастания и распространения межидеологической антисемитской пропаганды. В этой обстановке нет ничего необычайного в том, что неонацисты «болеют» за ХАМАС всякий раз, когда в секторе Газа обостряется напряженность, а исламисты хвалят сторонников превосходства белой расы, когда те совершают нападения на синагоги.