Лица современной ненависти: Абдулла Костекский
Абдулла Костекский (Абдуллах Магомедов) — дагестанский салафитский проповедник, выступающий на русском языке и известный своими радикальными взглядами и скандальными высказываниями. Он провозгласил себя шариатским судьей (кадием) террористического подполья «Имарат Кавказ» и был объявлен в международный розыск. С середины 2010‑х годов Костекский скрывается за пределами России (предположительно в Турции) и через интернет ведет активную проповедническую деятельность . В своих выступлениях он неоднократно допускал экстремистские высказывания, в том числе антисемитского характера. Процитируем их, проанализируем их контекст, а также обсудим реакцию на них со стороны официального мусульманского духовенства России.

Антисемитские высказывания Абдуллы Костекского
Костекский и ранее был известен своими заявлениями, направленными против евреев и Государства Израиль. Но после эскалации ближневосточного конфликта осенью 2023 года, на фоне войны в секторе Газа он стал публично оправдывать насилие в отношении евреев и призывать к борьбе с Израилем.
Со слов проповедника, Израиль является незаконным образованием, «государством, которого <…> не должно существовать». В своих проповедях Костекский поддерживает вооруженные нападения на израильтян, называя их «справедливым джихадом». Религиоведческие источники отмечают, что он занял «радикальную позицию, доктринально оправдывающую насилие в отношении евреев».
Ярким примером его риторики стала одна из проповедей, опубликованных после нападения ХАМАСа на Израиль. В ней Костекский употребил оскорбительные эпитеты в адрес евреев, назвав их «братьями обезьян и свиней». Подобная фраза отсылает к радикальным трактовкам сюжетов из Корана и широко распространена в экстремистских кругах. Так, имам в Мальмё (Швеция) в свое время был осужден именно за то, что в своей проповеди назвал евреев «потомками обезьян и свиней» и объявил их «врагами ислама».
Костекский использует аналогичную лексику: в его выступлениях израильтяне и евреи изображаются как «нечистые» потомки животных, заслуживающие презрения и агрессии. Подобные высказывания дегуманизируют еврейский народ, оправдывая вражду на религиозной почве.
Проповеди Абдуллы Костекского нередко содержат буквальные призывы к расправе. Помимо антисемитских выпадов, он прославляет жестокость в отношении противников ислама. Ранее, комментируя убийства во Франции, проповедник заявлял, что «головы [неверных] можно и нужно отрезать, это правильно, и это джихад». Тот же дух насилия прослеживается в его обращениях на ближневосточную тему: Костекский поддерживает идею уничтожения тех, кого считает врагами ислама, будь то израильтяне, иудеи или последователи других конфессий. В одном из выступлений он провозглашает: «притеснители будут уничтожены», намекая на израильские власти и евреев в целом. Такие лозунги, подкрепляемые радикальными интерпретациями Корана и хадисов, вписываются в классическую риторику исламского антисемитизма.
После печально известных антисемитских беспорядков в Махачкале в октябре 2023 года Абдулла Костекский не только не осудил нападения на еврейских пассажиров, но и попытался оправдать погромщиков. Он заявил, что вспышка насилия в Дагестане объясняется многолетними притеснениями местных жителей со стороны государства. Иными словами, вместо осуждения антисемитизма проповедник переложил ответственность на «репрессивную политику» властей.

Подобная реакция говорит о его позиции: Костекский рассматривает агрессию против евреев как допустимую, а то и закономерную в рамках столкновения цивилизаций. Ни сочувствия к пострадавшим, ни призывов к межнациональному миру в его словах не звучит.
Итак, Абдулла Костекский отрицает право Государства Израиль на существование, демонизирует евреев как общность и легитимирует насилие в их отношении религиозными причинами. Все это он сопровождает агрессивной риторикой и ссылками на радикальные толкования исламских текстов.
Эволюция взглядов Костекского
Чтобы понять истоки подобных идей, необходимо знать о духовной эволюции Абдуллы Костекского. Он родился в 1975 году в селе Новый Костек Хасавюртовского района Республики Дагестан в семье потомственного имама. Несмотря на суфийское окружение в детстве (а его дед был известным шейхом), в молодости Абдулла примкнул к салафитскому течению. В 1990‑х годах он обучался исламским наукам на Ближнем Востоке (в частности, в Сирии) и там впитал идеи фундаментализма. Позже Костекский жил в Иордании и Египте. Вернувшись в Дагестан, он присоединился к подполью «Имарат Кавказ». В начале 2010‑х стал одним из идеологов северокавказского джихадистского подполья.
Уже тогда взгляды Костекского отличались крайней нетерпимостью к инакомыслию и другим религиям. В 2016 году он прославился скандальной фетвой, в которой призывал мусульман уничтожать христианские иконы в жилье, арендуемом последователями ислама . Этот эпизод показателен: проповедник отвергает мирное сосуществование с христианами, требуя искоренять любые проявления «ширка» («многобожия» и «идолопоклонства»), вплоть до порчи чужого имущества. Подобные идеи вывели его за рамки традиционного для России ислама, вызвав резкое неприятие со стороны официальных духовных лидеров.
В 2014–2015 годах, во время подъема ИГИЛ , Костекский оставался верен «Имарату Кавказ», отговаривая северокавказских боевиков от присяги «Исламскому государству». Он выступал с позиций глобального джихада, но под собственным флагом: и против «далекого врага» (Запада, Израиля), и против «близкого врага» (России). С 2018 года Абдулла Костекский ведет в ютьюбе и Телеграме проповеднический канал «Голос Истины», где безо всякой цензуры транслирует собственные взгляды. Его медиапроект позиционируется как отражение «чистого ислама», «свободного от влияния официальных муфтиятов».
В своих проповедях Костекский затрагивал разные темы — от теологии до политики, — но неизменно через призму ультраконсервативного ислама. До 2020 года его основными мишенями были российские власти (особенно Рамзан Кадыров, которого он критиковал за «неисламское» правление), суфийские официальные духовные лидеры и Запад в целом.
Антисемитская составляющая в его текстах усилилась на фоне событий 2021–2023 годов (рост напряженности вокруг Иерусалима, война в Газе). Вероятно, эти темы стали для него поводом, чтобы связать локальную повестку (о якобы притеснении мусульман в России) с глобальной (борьба с Израилем и поддержка Палестины). Таким образом риторика ненависти к евреям стала логическим продолжением идеологии Костекского: неприятие светских властей, враждебность к немусульманским общинам и оправдание насилия в качестве «божественного наказания» для противников ислама.
В мае 2022 года турецкие власти задерживали Абдуллу Костекского по запросу России. Однако, судя по всему, он избежал выдачи и продолжил свою медийную активность. На родине проповедник заочно обвинен в экстремизме и участии в террористической деятельности. Российские правоохранители и эксперты называют его «псевдоученым» и идеологом терроризма. Критики внутри уммы утверждают, что Костекский не имеет серьезного богословского образования и противоречит канонам ислама, выдавая собственные радикальные суждения за истину. То есть, с точки зрения традиционного исламского сообщества, он выглядит маргинальной фигурой, эксплуатирующей религию в политических целях.
Антисемитизм Абдуллы Костекского представляет собой одну из граней его деструктивной идеологии. Проповедник издавна и последовательно культивировал образ врага — сначала в лице «неверных» вообще, затем конкретизировал их до христиан и «тиранов» (светских лидеров), а далее расширил до «евреев и сионистов», якобы стоящих за мировым злом. И подобная эволюция идей характерна для многих радикальных исламистских лидеров: со временем их дискурс все больше смещается к теории заговора, где еврейство демонизируется как главный оппонент ислама.
В случае Костекского это проявилось со всей ясностью в 2023 году, когда его проповеди стали неотличимы по тональности от выступлений ближневосточных экстремистов.
Реакция мусульманского духовенства России
Официальное мусульманское духовенство Российской Федерации резко осудило и экстремизм Абдуллы Костекского, и его антисемитские выпады. Российские муфтии подчеркивают: подобные проповедники не представляют традиционный ислам, а их идеи противоречат многовековым традициям толерантности народов России.
После всплеска антисемитских акций на Северном Кавказе в октябре 2023 года сразу несколько авторитетных исламских организаций выступили с заявлениями, противопоставив свою позицию риторике экстремистов.
Так, Координационный центр мусульман Северного Кавказа (в который входят муфтии всех республик) заявил: «Антисемитизму нет места в многонациональном Северном Кавказе <…> Мусульмане Северного Кавказа, как и предписывает нам наша религия, не могут быть на стороне ненависти и нетерпимости к другим народам и религиям».

Муфтии подчеркнули, что искажение позиции мусульман в интернете и провокационные призывы к насилию — дело «деструктивных сил», которым верующие не должны поддаваться. Эти слова явно были направлены против агитации таких деятелей, как Костекский, хотя его имя не упоминалось.
Схожую точку зрения выразил и первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов. Он призвал верующих не верить радикальным призывам в соцсетях, отметив, что «недруги России играют на чувствах [мусульман] и пытаются посеять рознь», а сила страны — в единстве народов.
То есть официальное мусульманское духовенство России рассматривает разжигание межрелигиозной ненависти как антироссийскую провокацию, вредную для всех конфессий. В подобном контексте проповеди Костекского — это чуждая, импортированная идеология, которая используется для дестабилизации.
Духовные лидеры стремились нейтрализовать последствия экстремистской агитации. Так, муфтий Дагестана Ахмед Абдулаев в разгар беспорядков записал обращение к толпе в махачкалинском аэропорту, убеждая людей разойтись и «проявить терпение». Он заявил погромщикам: «Вы ошибаетесь <…> Таким путем этот вопрос не решается», имея в виду, что самосуд над предполагаемыми израильтянами недопустим.
Муфтий подчеркнул, что «понимает возмущение верующих событиями в Газе», но насилие в отношении мирных лиц на территории России противоречит исламу.
Такое вмешательство показало разницу между позицией официального ислама и радикалами: первые сочувствуют палестинцам, но призывают к миру, вторые (как Костекский) подстрекают к расправам над евреями и сеют смуту.
Российские мусульманские лидеры дистанцировались и персонально от Абдуллы Костекского. После сообщений о его задержании в 2022 году представители духовенства фактически одобрили эту меру, назвав Костекского «опасным экстремистом» и «лжешейхом». В религиозных кругах его имя ассоциируется с разжиганием розни. Председатель Духовного управления мусульман Санкт‑Петербурга имам Равиль Панчеев отмечал в интервью, что радикальные блогеры‑«богословы» из зарубежья пытаются подорвать межнациональный мир в России, их проповеди необходимо блокировать и отвергать. Наверняка подразумевались деятели вроде Костекского.
Вообще, традиционный ислам в России исторически миролюбив и настроен против антисемитизма. Мусульманские богословы напоминают: пророк Мухаммед жил бок о бок с общинами иудеев и христиан, заключал с ними договоры, и Коран требует справедливости по отношению к «людям Писания», если они не воюют против мусульман. Поэтому экстремистская риторика Абдуллы Костекского нарушает дух и букву исламского учения, признанного в России. Официальное духовенство, включая Совет муфтиев и Духовное управление мусульман России, едино во мнении, что подобные проповеди должны пресекаться, а их авторы — изобличаться как лжеучители, наносящие вред и межрелигиозному миру, и исламскому сообществу.
Аналогичные высказывания других мусульманских проповедников
Антисемитские высказывания со стороны исламских религиозных лидеров — явление отнюдь не уникальное.
Радикальные исламистские проповедники на Ближнем Востоке. Риторика, схожая с высказываниями Костекского, давно присутствует в пропагандистских материалах экстремистских организаций. Например, ряд палестинских имамов, связанных с ХАМАСом, называют евреев «обезьянами и свиньями» и призывают к джихаду против них. В 2008 году председатель Лиги палестинских ученых Марван Абу Рас заявил: «Мы осаждены <…> братьями обезьян и свиней», имея в виду израильтян. Это повторяет риторику Костекского. Различие лишь в том, что на Кавказе подобные идеи являются привнесенными и маргинальными, тогда как на Ближнем Востоке питаются затяжным военным конфликтом. Идентичный набор антисемитских клише на религиозной основе доказывает, что Костекский транслирует импортированную идеологию глобального джихадизма.
Исламистские проповедники в Европе. В Европе также фиксировались случаи, когда имамы в своих проповедях распространяли антисемитские теории заговора. Вновь вспомним дело имама Басема Махмуда в шведском городе Мальмё. В 2020 году он во время пятничной проповеди назвал евреев «потомками обезьян и свиней, врагами ислама и мусульман». Из‑за этих слов шведские власти привлекли его к ответственности за разжигание ненависти. Случай показательный: даже в толерантной Европе подобная риторика в радикальных общинах получает жесткую правовую оценку. В России, где законодательство против экстремизма довольно строгое, Костекский избежал наказания, укрывшись за рубежом. Однако и его материалы должны быть включены в списки запрещенных (экстремистских) публикаций.
* * *
Антисемитские проповеди Абдуллы Костекского представляют серьезную опасность, поскольку способны радикализировать часть мусульманской молодежи. В своих высказываниях Костекский апеллирует к самым мрачным предрассудкам, оправдывая насилие религиозными догмами. Его деятельность получила резкий отпор со стороны официального мусульманского руководства России, которое подтвердило верность традициям мирного сосуществования и осудило любую форму ксенофобии. Авторитетные богословы называют его лже‑шейхом, порицаемым за поверхностность и экстремизм.
Но деятельность Костекского напоминает о важности просветительской работы. Противостоят ненависти знание и взаимоуважение: только так можно защитить общество от «ядовитых проповедей».

Лица современной ненависти: Схиигумен Гавриил

Антисемитский бунт в Махачкале
