Интервью

Липшиц в Москве

Беседу ведет Ирина Кордонская 23 ноября 2018
Поделиться

27 ноября в Московском музее современного искусства (ММОМА) на Петровке открывается первая в России ретроспектива известного французского и американского скульптора Жака Липшица (1891–1973). Выставка будет работать до 3 марта будущего года, в Москву привезут более 100 работ мастера. О том, что нас ждет, журналу «Лехаим» рассказал Василий Церетели, исполнительный директор ММОМА.

Ирина Кордонская
Выставка проходит в рамках празднования 70‑летия Государства Израиль. Кто был инициатором ее проведения?

Василий Церетели
Идея провести выставку в России родилась у нас вместе с Пьером Леваем, директором галереи «Marlborough». В свое время эта галерея подарила Эрмитажу несколько работ, и накануне большой даты — 70‑летия Государства Израиль — мы решили привезти полноценную выставку Липшица в Москву.

ММОМА всегда фокусируется на важных для истории искусства именах, которые, к сожалению, не всегда известны в России. В свое время мы первыми сделали выставки Александры Экстер, Василия Шухаева и других забытых широкой публикой художников. Нам очень важно показать выставку одного из великих скульпторов ХХ века, повлиявшего на становление целого ряда мастеров. Будучи выходцем из Российской империи, этот французско‑американский скульптор прожил невероятно насыщенную, интереснейшую жизнь.

Жак Липшиц. Гертруда Стайн. Этюд. 1938.

ИК
Кто дает работы для выставки? Будут ли какие‑то вещи из Израиля?

ВЦ
Проект ММОМА соберет работы из российских государственных и частных собраний, также мы покажем две замечательные скульптуры из Музея Израиля в Иерусалиме. Необходимо отметить, что Липшиц был и крупным меценатом — переданное им в дар собрание стало частью культурного наследия Израиля. Мы как музей всегда уделяем особое внимание не только самим художникам, но и коллекционерам, которым удалось в непростое историческое время собрать уникальные произведения искусства.

ИК
Почему на роль куратора вы выбрали испанца Косме да Барананьо?

ВЦ
Для нас большая честь, что ММОМА имеет возможность пригласить известного куратора к работе над таким крупным проектом. До Косме мы работали с большим числом приглашенных международных кураторов, а среди них было много испанцев: Мария де Корраль, Ферран Баренблит. Таким образом, проект Жака Липшица не просто продолжает нашу миссию по представлению российской публике великих мастеров ХХ века, но и является частью нашей стратегии — привлекать к работе над московскими проектами кураторов с мировым именем. Косме да Барананьо не просто знаток работ Липшица, он создатель его каталога‑резоне. Очевидно, что наш выбор не случаен. Вспомним хотя бы проект Филипа Гастона в Венеции под его кураторством, о котором до сих говорит весь художественный мир.

ИК
Не так давно комната Липшица была открыта в Эрмитаже. Будет ли что‑то оттуда?

ВЦ
Комната в Эрмитаже — это отдельная выставка, в нашей экспозиции работ оттуда не будет. Будут работы из других российских музеев — Липшиц в нашей стране представлен, но не широко — и некоторых частных собраний. Кстати, по одной из версий, известный портрет Феликса Дзержинского из ГМИИ им. А. С. Пушкина был сделан предположительно в 1934 году как повод посетить СССР.

ИК
Вы упомянули галерею «Marlborough», представляющую искусство Липшица на протяжении многих десятилетий и имеющую много филиалов. Конкретно тут будут работы из «Marlborough Gallery» в Нью‑Йорке и Цюрихе. Насколько сложно было получить эти вещи в Москву?

ВЦ
Годовщина юбилея Государства Израиль — отличный повод, тем более что выставки подобного уровня в России не было, а, как я уже сказал, родным языком Липшица был русский. Галерея была воодушевлена такими «историческими» совпадениями и с радостью согласилась сделать вместе с ММОМА первую ретроспективу художника в России.

ИК
Насколько своевременно, по‑вашему, показывать сейчас в России Липшица? Нет ли ощущения, что мы опоздали?

ВЦ
Я уверен, что подобные выставки можно и нужно показывать всегда, это мировая классика. Да, согласен, что проект будет показан в России с опозданием, но это не повод не показывать его вообще. Я рад, что именно ММОМА взял на себя ответственность исправить эту несправедливость. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Как там твоя Рива?

Липшиц в то время был в большей степени озабочен своими творческими задачами и бедственным положением друзей, чем русской революцией и большевистским переворотом. Например, очень беспокоил его сильно пьющий, оголодавший и обтрепанный «тосканской принц» Модильяни. Чтоб дать чуток заработать другу Амедео, Липшиц заказал ему свой с Бертой семейный портрет, предложив за работу солидную почасовую плату.

Насмерть перепуганный Хаим Сутин

Законченный шлимазл, он не говорил нормально по‑русски, паршиво знал французский и вообще имел проблемы с речью — только с Модильяни говорил спокойно. Моди, с которым его познакомил Жак Липшиц, был самым близким другом, что не мешало Сутину завидовать его красоте и легкости в общении с женщинами и обвинять в своей язве — якобы тот вынуждал Сутина пить.

Коллекция барона Давида Гинцбурга: «Это моя душа, все содержание моей жизни»

На еврейском Преображенском кладбище Петербурга среди захоронений некогда известных и влиятельных представителей общины можно увидеть простую черную плиту без всяких надписей — могилу Давида Гинцбурга (1857–1910). «Кто захочет, тот и так меня найдет» — таковы слова Гинцбурга согласно преданию. 5 июля исполняется 160 лет со дня рождения барона Давида Горациевича Гинцбурга.