табель о рамках

Насмерть перепуганный Хаим Сутин

Ирина Мак 21 января 2018
Поделиться
Хаим Сутин. Автопортрет. 1920–1921.

Сегодня прошел последний день большой ретроспективы Хаима Сутина в ГМИИ им. Пушкина — выставки, ставшей для Москвы очень большим художественным событием. Ирина Мак рассказывает, как это было.

Первая в России персональная выставка Хаима Сутина в ГМИИ им. А. С. Пушкина показала не только творчество самого художника, но и работы его наследников в искусстве, и произведения тех, кто его вдохновлял.

Люди на портретах Хаима Сутина выглядят так, будто их выкручивали, как мокрые тряпки. Пейзажи кривоваты и неправильны, дома свернуты набок, черты искажены отсутствием любви. Это искусство травмы, трагедии, знамя которого поднимут после Второй мировой войны на Западе, Сутин фактически открыл миру. И при этом «картины Сутина излучали сияние», как писал голландский художник Виллем де Кунинг.

Кураторы решили не просто показать Сутина (1893(94) — 1943) сольно — в Москву привезли более полусотни его работ, — но поместить его в контекст истории искусства. Получился непрерывный диалог героя с «учителями» и «учениками». «Портрет Мишеля Лейриса» Фрэнсиса Бэкона служит ответом сутинскому «Автопортрету», необычное раннее полотно Марка Ротко отсылает к нервным пейзажам Сутина — им тут отдан целый зал.

Вы не увидите здесь работ современников Сутина, не признававшего ни одного из популярных в его годы художественных течений — ни абстракционизма, ни кубизма, ни прочих «измов» («Сутин слишком любил природу в ее самых разнообразных проявлениях, чтобы полностью погрузиться в абстракцию», — вспоминала Маревна, в пору обитания Сутина в монпарнасском «Улье» его близкий друг). Но найдете много старого искусства. В «Голове cтарика» Фрагонара, как и у Сутина, живопись превалирует над сюжетом. Убитый кролик Шардена составляет пару «Кролику» Сутина. Тут есть Курбе, перед которым Сутин простаивал в Лувре часами, и Камиль Коро. Нет, правда, Рембрандта — в сутинской табели о рангах художника номер один (ради «Еврейской невесты» Сутин ездил в амстердамский Рийкс‑Музеум, а ради «Купальщицы» — в Лондон), но и так понятно, что «Освежеванная туша» Сутина (это излюбленный сюжет, одна из его «туш» была продана год назад за 28 млн долларов с лишним) и «Женщина, выходящая из воды» отсылают к Рембрандту.

Туша быка (Освежеванная туша быка) 1924.

30 прижизненных выставок, довоенная слава в США, о которой большинство французских коллег художника только мечтали, охота за его работами, которую устроили коллекционеры по обе стороны океана, — реальные факты биографии Сутина. Но слишком он был маргинал, чтобы испытывать радость.

«У Сутина был вид перепуганный и сонный; казалось, его только что разбудили, он не успел помыться, побриться; у него были глаза затравленного зверя…» — писал Илья Эренбург, заставший художника в его ранние парижские годы. Другое свидетельство, Вальдемара Жоржа, французского арт‑критика польского происхождения: «Однажды утром в Лувре я заметил молодого человека с низким подбородком и изумленным взором, стоящего перед картиной “Похороны в Орнане” (Курбе. — И. М). Он выглядел так, будто одержим страхом. Когда кто‑то приближался к нему, он отскакивал в сторону».

Никто не знает, когда именно Сутин приехал в Париж. То ли в 1911‑м, то ли в 1912‑м, то ли в 1913‑м (перед Парижем были сначала Минск, потом Вильно). Неясно и то, когда он родился в славном штетле Смиловичи (теперь это Беларусь, а тогда Российская империя) — неизвестно ни число (13 января или 9 июня), ни год — 1893‑й или 1894‑й. Это не помешает жителям Смиловичей рассказывать потом о никчемном десятом ребенке портного Соломона, которого хоть и били смертным боем, но все без толку, так и сгинул Хаим непонятно куда.

Улица в Кань. 1924.

Неряшливый провинциал, полуграмотный недоучка, нищий, насмерть перепуганный еврей, вырвавшийся из черты оседлости, — вот что говорили о Сутине при его жизни и писали сразу после смерти. Теперь эти воспоминания цитируют скорее как анекдот, и напрасно.

Сутин выделялся даже среди своих — немытостью, дурным запахом и отвратительным характером. Возможно, это было следствие несчастного местечкового детства, полного непонимания, нищеты и обид. Вырвавшись из черты оседлости, он не стал французом. Но и среди евреев он был другим.

Сутин не реагировал на внешние обстоятельства, что свойственно многим большим художникам. И совсем пренебрегал приличиями. Мог заставить человека, купившего его картину, вернуть покупку, если кто‑то обещал заплатить на пару франков больше. Оставаясь равнодушным к обнаженной натуре (напротив, ему была важна в портрете скорее одежда, более того — униформа, выделявшая в моделях главное — лицо), сам художник часто работал голым.

Все, что мы знаем о Сутине, настолько выходит за рамки нормального и даже допустимого, что ни один фантастический сюжет о нем не кажется невозможным. Американский искусствовед Джон Ричардсон, например, упоминая Сутина в своей книге о Пикассо («A Life of Picasso: The Cubist Rebel», 1996), рассказывает, как Модильяни повел Сутина, жаловавшегося на нарыв в ухе, к доктору, и тот обнаружил в ухе клопов. Британский писатель Роальд Даль выдумал для своего рассказа «Кожа» фантасмагорическую историю про татуировщика, дружившего с Сутиным. Будто бы художник нарисовал и вытатуировал на спине товарища портрет его жены. А через много лет некий коллекционер увидел на пляже человека с портретом на сморщенной спине, и вскоре этот портрет оказался в галерее. В рассказе есть странная деталь: татуировщик называет Сутина «мой маленький калмык». В этом вся правда о нашем герое. Калмык в Париже — экзотика куда бóльшая, чем в монпарнасской компании еврей.

 

Хаим Сутин вдохновил на роман о себе швейцарского писателя и переводчика Ральфа Дутли: в его «Последнем странствии Сутина», вышедшем год назад и по‑русски, эпизоды невероятной жизни художника и его галлюцинации проходят перед читателями на фоне последней поездки смертельно больного героя в оккупированный фашистами Париж.

Законченный шлимазл, он не говорил нормально по‑русски, паршиво знал французский и вообще имел проблемы с речью — только с Модильяни говорил спокойно. Моди, с которым его познакомил Жак Липшиц, был самым близким другом, что не мешало Сутину завидовать его красоте и легкости в общении с женщинами и обвинять в своей язве — якобы тот вынуждал Сутина пить. Модильяни привел Сутина к арт‑дилеру Леопольду Зборовскому. В 1923 году американский коллекционер Альберт Барнс купил у Зборовского 52 сутинские картины.

Все было не так плохо, как кажется, глядя на холсты, — а на выставке работы разного времени, от ранних до начала 1940‑х, когда совсем уже больной Сутин вынужден был скрываться с Мари‑Берт Оранш, бывшей женой Макса Эрнста, в городке Сиври.

Маленькая городская площадь, Ванс. 1929.

Прежняя подруга Сутина, немецкая еврейка Герда Грот, была интернирована как гражданка Германии. В отличие от них, Сутин депортации избежал. Но, как еврея, его не могли положить в больницу. А когда стало совсем плохо, 9 августа 1943 года Мари повезла его в Париж, и там все‑таки начали операцию, но Сутин ее не пережил.

О его последнем дне — том самом, описанном как апокриф в романе Дутли, рассказывали, что вроде бы везли Сутина в Париж на катафалке. После безуспешной операции похоронили в безымянной могиле, которую не так давно нашел коллекционер, хозяин Музея искусства авангарда Вячеслав Кантор (он дал на выставку восемь работ, но бóльшая часть экспозиции приехала из музеев Орсэ и Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства Парижа).

Выставка не привязана к датам — слишком долго мы ждали Сутина, чьи работы просачивались в Россию редко и помалу, и слишком много было неопределенностей в его жизни, чтобы думать о юбилеях.

Но день смерти Сутина как раз известен. Это случилось 75 лет назад. 

Большая шляпа. 1923–1924.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Белый рай или утробный ад?

Он один из главных завсегдатаев монпарнасских кабачков, но из его личности и биографии не сделать трогательный роман, как из биографий Модильяни или Утрилло. Он — еврей из Восточной Европы, но никак не подходит, подобно Марку Шагалу, на роль символа своего народа: «Всё — прочь, никакого Голема, никаких душ мертвецов, ищущих себе живое тело, чтобы завладеть им и его голосом, никаких дибуков из страшных детских рассказов».