Традиция проведения пасхального седера в Белом доме, начавшаяся в 2009 году при президенте Бараке Обаме, имеет весьма скромное происхождение: она зародилась в импровизированной обстановке конференц‑зала отеля в Пенсильвании во время его предвыборной кампании.
В 2008 году трое еврейских сотрудников предвыборного штаба Обамы — Эрик Лессер, Херби Зискенд и Арун Чаудхари — оказались в Харрисбурге (штат Пенсильвания) во время Песаха. Понимая, что не смогут отметить праздник с семьями, они организовали импровизированный седер с помощью дорожного пасхального набора от «Гилеля».
Когда сотрудники сообщили Обаме о своем замысле, тот ответил, что присоединится. Они восприняли это как вежливость. «Мы подумали, он сказал это просто из вежливости», — вспоминает Чаудхари. Однако вскоре из коридора донеслись восторженные крики и появились агенты Секретной службы с комментариями: «Да, Обама действительно идет».
Обама не просто появился — он стал активным участником. Он настоял на полном чтении Агады. В какой‑то момент он спросил Лессера: «У тебя в семье тоже так делают?» Лессер, немного смущенно, ответил: «Если честно, сэр… к этому моменту мы уже едим. Мы никогда так далеко не доходили».
В самом конце седера, когда все произносили традиционное «В следующем году в Иерусалиме», Обама добавил собственную «строку»: «В следующем году — в Белом доме». «Мы все переглянулись и подумали: “Ага, конечно”», — вспоминает Лессер.
Но через год Обама действительно стал президентом и сдержал свое полушутливое обещание. В 2009 году он провел первый официальный седер в Белом доме. В нем участвовали его семья, все те же молодые сотрудники и близкие друзья.

Такие церемонии проходили ежегодно в течение всех восьми лет его президентства. Они включали традиционные еврейские блюда, «четыре вопроса», поиск афикомана, чтение Агады и размышления о свободе, справедливости и исторической памяти.
Несмотря на ограниченный круг участников, влияние этих ужинов было весьма значительным. Белый дом получал письма со всей страны. Один пожилой еврейский ветеран Второй мировой писал, что когда‑то проводил седер в окопах на фронте, в Европе, и не мог вообразить, что спустя десятилетия увидит, как президент США делает это в Белом доме. «Он писал, что не мог даже представить себе такой путь — от траншей до Белого дома», — делится Лессер.
Особое место в этих седерах занимал диалог между еврейской и афроамериканской культурами. Одним из постоянных участников был доктор Эрик Уитакер — друг Обамы, который предложил завершать седер в Белом доме чтением «Прокламации об освобождении». Участники зачитывали по абзацу, связывая древнюю историю Исхода евреев с современной историей борьбы афроамериканцев за свои права.
«Это был осознанный способ объединить два великих нарратива освобождения», — говорит Лессер.
А Чаудхари добавляет: «Это были самые честные разговоры о расе, о том, что значит быть евреем или черным в Америке, и как это пересекается».
История седера вдохновила Лессера и его друга Гарольда Гринспуна, основателя Harold Grinspoon Foundation, на издание детской книги. В 2025 году написанная Ричардом Мишельсоном книга увидела свет под названием «В следующем году в Белом доме». Она распространяется через PJ Library — программу, рассылающую еврейские книги детям по всему миру.

«Это послание особенно важно для еврейских детей, — говорит Чаудхари. — Ведь президент США, не будучи евреем, увидел вас, принял ваши традиции всерьез и включил их в свою жизнь, чтобы учиться».
С тех пор как Обама покинул свой пост, седеры в Белом доме больше не проводились. В 2017 году седер организовали сотрудники администрации Трампа — но уже без участия президента. А в последние годы традицию поддерживали вице‑президент Камала Харрис и ее супруг Даг Эмхофф, проводившие седеры в официальной резиденции вице‑президента.
История, начавшаяся в отеле с дорожным набором мацы и молодой командой идеалистов, стала символом уважения, диалога и открытости.

Чем этот седер в Белом доме отличается от всех остальных?

The New York Times: Позвольте рассказать вам историю
