Книжный разговор

Как нацисты уничтожили процветающую модную индустрию Берлина

Подготовил Семен Чарный 13 июля 2023
Поделиться

До и после Берлинской недели моды обычно все забывают, что город был важным центром торговли модной одеждой,  которую  первыми начали шить портные-евреи, пишет журналистка Deutsche Welle (в РФ внесена в список СМИ-иноагентов. – Ред.) Шломит Ласки.

Несмотря на то, что Неделя моды в Берлине проходит два раза в год — в январе и теперь, с 10 по 13 июля, — ныне немецкий мегаполис точно не удерживает звание столицы стиля.

Вот почему даже берлинцы обычно ошеломлены, когда узнают, что их город был процветающим центром моды еще до Второй мировой войны — в первую очередь благодаря предпринимателям-евреям, которые были пионерами стиля в столице Германии.

Торговля одеждой зародилась в Берлине в 1830-х годах. Промышленные швейные машины, выпущенные в 1850-х, изменили отрасль: рубашка могла быть сделана за один час вместо восьми.

Uwewestphalarchives

В ходе индустриализации социальный и политический климат в Германии позволял  предпринимателям-евреям задавать тон.

На протяжении веков немецкие евреи боролись с официальными ограничениями, которые мешали их способности зарабатывать на жизнь и большинство из них толкали в нищету. Многие были разносчиками, покупая и перепродавая галантерею и подержанную одежду, в то время как богатые евреи торговали роскошными тканями, объясняет журналист и автор книги «Модный метрополис Берлин. 1836–1939 годы. Еврейский мир моды» Уве Вестфаль.

Вестфаль, посвятивший почти 40 лет исследованиям, чтению лекций и написанию статей о забытой еврейской торговле в Берлине, отмечает, что промышленная революция была провозглашена Германской империей в 1871 году, государство тогда закрепило права для евреев, позволив еврейскому населению Германии процветать.

В 1871 году в Берлине проживало чуть более 800 тыс. жителей. К 1920-м годам немецкая столица превратилась в мегаполис с населением более 4 млн. человек, 4% из которых были евреями.

Евреи стекались из сельской местности в огромный мегаполис в поисках лучшей доли. «Среди них были портные, швеи и предприниматели, вроде Давида-Лейба Левина, приехавшего из Кенигсберга. Он открыл фабрику по производству женских пальто и в 1840 году был одним из первых, кто стал использовать фиксированную стоимость для своих изделий», — рассказывает Вестфаль.

 

Берлин превращается в центр моды 

Приметы парижского стиля, особенно высокой моды, были слишком дорогими для «белых воротничков», которые, тем не менее, все больше и больше хотели быть модными. Таким образом, предприниматели-евреи «пришли сюда с мыслью о производстве недорогой модной одежды на основе стандартных мерок, — объясняет Вестфаль. — Спрос был, и торговля быстро росла».

Продажи стильной одежды в Берлине достигли своего пика в бурные 1920-е годы, когда насчитывалось более 2700 магазинов, преимущественно принадлежавших еврейским семьям. Такие имена, как братья Манхеймер, Давид-Лейб Левин, Натан Исраэль и Герман Герсон были синонимами совершенно нового стиля и бурного развития индустрии готовой одежды.

Предприниматели-евреи быстро приспособились к новым потребностям коммерческого периода: «Они хорошо чувствовали, что нравится людям, и у них были связи с производителями материалов по всему миру», — говорит Вестфаль.

Обложка немецкого журнала 1938 года

Одежда продавалась в роскошных торговых центрах, которые тоже в основном принадлежали еврейским семьям.

Берлинская одежда пользовалась успехом во всем мире и экспортировалась в США, Нидерланды, Великобританию, Скандинавию и Аргентину. Берлин поставлял недорогую, модную и качественную повседневную одежду. Концепции дизайна были скопированы с показов парижской моды. Предприятия процветали.

 

Разгром еврейских предприятий

Антисемитизм и зависть к успехам евреев в торговле присутствовали с самого начала. Однако с приходом Гитлера к власти еврейским компаниям были нанесены мощные удары, начиная с бойкота еврейских магазинов, установленного 1 апреля 1933 года.

Вскоре предприятия производителей-евреев стали систематически перехватываться членами нацистского движения: «Евреям быстро запретили брать кредиты в финансовых учреждениях. Для швейных корпораций это была катастрофа. У вас не может быть модных показов без гарантий финансового учреждения», — объясняет Вестфаль. В результате евреи вынуждены были сделать членов нацистской партии компаньонами своих корпораций, чтобы иметь доступ к фондам, а потом и передать им право на владение по смехотворно низким ценам.

Во время ноябрьских погромов 1938 года группы сторонников нацистов штурмовали множество магазинов на площади Хаусфогтайплац в берлинском районе Митте – центре еврейских магазинов модной одежды. Они уничтожили все, до чего смогли дотянуться: «Из 2700 магазинов осталось только 24, и они тоже были конфискованы не позднее 1940 года», — сообщает Вестфаль.

По словам Вестфаля, главной целью нацистов была недвижимость вокруг Хаусфогтайплац.

Позже подневольные рабочие трудились в швейных мастерских, расположенных недалеко от концлагерей.

Швеи в цеху пошива возле Концлагеря ОСвенцим

Йозеф Некерманн и Хьюго Босс — два выдающихся имени среди целого ряда владельцев корпораций, которые получили огромную прибыль от захвата еврейских компаний нацистами. «Они контролировали производство одежды и военной формы», — отмечает Вестфаль.

Берлинские модельеры в 1950-х и 1960-х годах были довольны тем, что у них нет конкурентов-евреев. К тому времени торговля модной одеждой в Западной Германии переместилась в Дюссельдорф и Мюнхен. У восточногерманского государства не было особого интереса к моде. К 1970-м годам Германия стала второстепенным участником модного рынка, объясняет Вестфаль.

 

Берлин чурается своего исторического прошлого

«Все, что было связано с модой, особенно в двадцатые годы — училища, всеобъемлющая традиция, объединявшая стиль, Баухауз, музыку, киноиндустрию и изобразительное искусство, — все это было полностью разрушено, — продолжает Вестфаль. — Что меня пугает, так это то, что с 1945 года никто не хочет вспоминать об этой традиции моды. Нет никаких памятников многочисленным модельерам-евреям. И это резко отличается от немецких корпораций, которые были глубоко связаны с нацистским государством и с тех пор попытались исправить свою ситуацию».

Мемориал забытой модной индустрии в Берлине

В начале 1990-х разочарование Вестфаля привело к кампании за мемориал на Хаусфогтайплац. В 2000 году он был открыт при финансовой поддержке властей Берлина.

Традиционная еврейская мода в Берлине давно исчезла, но в рамках конкурса «Дни еврейской традиции» в сентябре состоится презентация современных еврейских и израильских дизайнеров. Это будет первый показ еврейских мод в столице Германии с 1939 года.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Новая жизнь традиционного немецкого костюма

Дирндли и ледерхозен появились в XIX веке: тогда их носили крестьяне и слуги. Сейчас трахт покупают в основном немецкие и австрийские евреи; до Второй мировой войны они владели ткацкими фабриками, были модельерами, собирали народное искусство — считается, что именно они познакомили с ним горожан.

«Холокост и геноцид начинаются не с бомб, а со слов»

Бен выжил после двух гетто, девяти концлагерей и двух маршей смерти. Все члены семьи Сэма, за исключением двух сестер, были депортированы в Треблинку и убиты. На глазах у Джудит — ей было тогда пять лет — ее родителей затолкали в товарный вагон, направлявшийся в лагерь смерти; больше она их не видела. Рут спрятала у себя соседка, но до этого девочка два года провела в Виленском гетто, а ее отца депортировали в Дахау

The New York Times: Новый немецкий антисемитизм

Демонизация евреев, зачастую тесно связанная с экономическими и социальными предрассудками, долгое время была частью христианской традиции, а после расцвета европейского национализма в XIX веке стала приобретать расовый характер. Сегодня, когда расистский трайбализм поднимает голову и ведет войну с либерально‑демократическим порядком, новое столкновение Германии с антисемитизмом много говорит не только о судьбе ее измученных еврейских общин, но и о способности народа построить толерантное и плюралистическое общество, устойчивое к искушениям этнонационализма.