Книжный разговор

Как «наглые евреи» борются с преступниками «сотней различных способов»

Подготовил Семен Чарный 8 мая 2024
Поделиться

На протяжении десятилетий попытки Израиля защитить себя критики со всего мира называли «наглыми», пишет журналист The Times of Israel Мэтт Лейбовиц. Ситуация не изменилась и во время продолжающейся войны в Газе.

Уничижительный термин «наглый еврей» появился за десятилетия до образования Государства Израиль. В имперской и веймарской Германии это оскорбление регулярно использовалось в отношении евреев в ходе судебных разбирательств по клевете.

Фраза Der freche Jude, которая обычно и переводится как «наглый еврей», стала центральной в нацистской пропаганде 1930-х годов. Позже, в соответствии со склонностью нацистского режима к эвфемизмам, «наглый еврей» оказался легитимным оскорблением, занесенным в карточки 30 тыс. немецких евреев, арестованных во время «Хрустальной ночи» и отправленных в концентрационные лагеря.

Вольф Грюнер и его книга «Сопротивляющиеся: как обычные евреи боролись с преследованиями в гитлеровской Германии» 

В своей новой книге «Сопротивляющиеся: как обычные евреи боролись с преследованиями в гитлеровской Германии» немецкий историк Вольф Грюнер иллюстрирует, как именно «наглые евреи» сопротивлялись в течение первых шести лет правления Гитлера.

«В еврейской истории и памяти существует определенная тенденция, утверждающая, что евреи никогда не сопротивлялись. Это совершенно неправильно, по крайней мере, в свете моего исследования», — заявляет Грюнер.

Как и в случае с сообщениями о сопротивлении израильтян в процессе хамасовских убийств 7 октября 2023 года, не существовало единого описания того, как именно евреи сопротивлялись преследованиям нацистов.

По словам Грюнера, евреи из всех слоев общества выступали против нацистов и платили за это тюремными сроками, штрафами и публичным унижением.

«Мое исследование на множестве примеров показывает, что женщины и мужчины всех возрастов, от 16 до 70 лет, по-разному сопротивлялись нацистскому режиму и его антиеврейским преследованиям. Они были и бедными, и богатыми, необразованными и с учеными степенями», — рассказывает Грюнер.

Так, на следующий день после погромной «Хрустальной ночи» 1938 года в Германии и Австрии девушке по имени Дейзи Гроновски было приказано «пройти сквозь строй» немецких подростков, избивавших ее друзей дубинками.

Вместо того чтобы бежать сквозь этот строй, как было приказано, 16-летняя Гроновски решила пройти пешком. За такую «наглость» ее отвел в сторону молодой нацист, вооруженный ржавым перочинным ножом.

Когда немец попытался порезать руку Гроновски своим ножом, она вспомнила маленький трюк из тренировок, которые прошла в молодежном движении «Хашомер Хацаир» в Берлине.

«Дейзи шагнула вперед и сильно толкнула его головой в живот, — пишет Грюнер. — Воспользовавшись преимуществом неожиданности нападавшего, она выхватила нож из его руки и ударила нациста».

Гроновски удалось спрятать тело преступника под какой-то мебелью и скрыться с места происшествия, сообщает Грюнер, директор-основатель Центра передовых исследований геноцида при Фонде Шоа Университета Южной Калифорнии (США).

Реакция Гроновски на толпу преступников чем-то напоминает образ 85-летней Яффы Адар, похищенной террористами ХАМАСа 7 октября. Фотография Адар, со спокойным достоинством стоящей в окружении вооруженных людей на гольф-каре, почти сразу стала вирусной.

По словам Грюнера, идея рассказывать историю Холокоста посредством свидетельских показаний относительно нова. Это резко контрастирует с освещением в средствах массовой информации резни 7 октября и последовавшей за ней войны между Израилем и ХАМАСом, большая часть которого вращается вокруг показаний жертв, героев, преступников, выживших и очевидцев.

В книге Грюнера говорится, что многие евреи в нацистской Германии были арестованы за «враждебность к государству», а некоторые оказались привлечены к ответственности по обвинению в «осквернении расы» за сексуальные отношения с неевреями.

По словам Грюнера, на протяжении десятилетий исследователи Холокоста придерживались определения сопротивления, данного выдающимся израильским ученым Иехудой Бауэром, которое основано на групповой деятельности.

В исследовании Бауэра сопротивление подразумевало восстания в гетто и лагерях смерти.

Однако Грюнер решил пойти другим путем, «уважая широкий спектр еврейских протестных действий, как успешных, так и неудачных, включая публичные протесты и нарушение антиеврейских правил».

В частности, по словам Грюнера, еврейские женщины недостаточно хорошо изучены и недостаточно представлены в отчетах о сопротивлении нацистам.

«Моя книга доказывает, что многие еврейские женщины не подчинялись режиму, протестовали против преследований и защищались так же, как мужчины», — утверждает Грюнер.

7 октября 2023 года женщины из батальона «Каракал» израильской армии в течение 17 часов вели танковый бой против террористов ХАМАСа, убив 50 из них.

Независимо от того, изучаете ли вы действия людей, сопротивлявшихся 7 октября, или пытаетесь понять логику действий тех или иных евреев во время Холокоста, сопротивление очень нелегко «измерить».

«Нас осаждали сотней разных способов, поэтому и мы давали отпор сотней различных способов», — отмечает раввин Макс Нуссбаум, переживший Холокост.

По мнению Грюнера, миф о еврейской пассивности помог неевреям Европы оправдать самих себя за то, что ими не было оказано сопротивление нацистам.

Другими словами, «предполагаемое отсутствие сопротивления евреев квазилегитимизировало отсутствие антинацистского сопротивления в целом», заявляет Грюнер.

При этом «широко распространенные акты индивидуального еврейского сопротивления должны быть интегрированы во всем их многообразии в наше стандартное повествование о Холокосте», замечает он.

Еврейское сопротивление, исследованное Грюнером, доказывает, что евреи в нацистской Германии «могли сопротивляться одному из самых ужасающих режимов, часто не имея ресурсов и каких-либо средств».

«Каждый человек, в любом обществе, имеет не только возможность, но и ответственность противостоять авторитаризму, расовой и этнической дискриминации», — считает Грюнер.

Он сообщает, что обнаружил в архивах ряд сюрпризов.

«В тех же судебных и полицейских источниках, которые выявили многочисленные и широко распространенные акты сопротивления отдельных евреев, [были примеры] протеста немцев против преследований евреев, — аспект, который я исключил из своего повествования, — отмечает Грюнер. — Многие немцы, мужчины и женщины, были наказаны нацистскими судами за свою солидарность, мужество и протест тюремными сроками».

Книга Грюнера, по его словам, является одновременно исследованием и памятником тем евреям, которые сопротивлялись нацистам, включая всех, кто «не был обнаружен, потому что не оставил следов в архивах, или остался за завесой молчания, потому что погиб в Холокосте».

«Рассказывая их истории, книга отмечает свободу их действий и достоинство», — заключает Грюнер.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Хрустальная ночь — прелюдия к Холокосту

Резня, зверства и массовые убийства гражданского населения Израиля, совершенные террористами ХАМАСа в черный шабат 7 октября 2023 года, дают еще одно основание обратиться к трагедии Хрустальной ночи 9 ноября 1938 года, ставшей прелюдией к Катастрофе европейского еврейства. 85 лет назад международное сообщество осудило погромы в Германии и Австрии, но это было недостаточной мерой, чтобы не допустить Холокост

Европейский антисемитизм: борьба без конца или осторожные надежды на позитивные перемены?

В 1946 году исследование армии США показало, что 18% немцев продолжали быть «радикальными антисемитами», 21% был просто «антисемитами», а еще 22% были «умеренными расистами». Опрос 1947 года показал, что треть немцев не хотели, чтобы евреи жили в Германии. С конца 1960-х годов немецкое государство заняло более жесткую позицию в отношении антисемитизма. Канцлер Вилли Брандт, как известно, преклонил колени на месте Варшавского гетто. Позже преуменьшение или прославление преступлений нацистов стало уголовным преступлением.

Еще один голливудский фильм, в котором высмеивается нацизм

«В этом фильме я сделал смешными нацистов и их нелепую идеологию» , — так отвечал Любич критикам, которые сочли его легкость и блестящее остроумие признаками дурного вкуса. Вероятно, «Быть или не быть» не оставит в культурной памяти такой же яркий отпечаток, как «Касабланка», его не будут так же цитировать, но его основной посыл — противостояние нацизму и дух сопротивления — столь же силен. А еще он намного смешнее «Касабланки» — а смех, как говорил Феликс Брессарт (от лица режиссера), это вам не кот начихал.