Талмуд часто приводит споры мудрецов с «другими»: саддукеями, вероотступниками или ранними христианами. Самый известный такой спор – о дате праздника Шавуот (Менахот, 65б–66а). Тора велит отсчитать 49 дней со «дня, следующего за шабатом», а на пятидесятый день устроить праздник. Талмудические мудрецы пытаются доказать оппонентам, что шабатом здесь назван первый день праздника Песах, а не седьмой день недели. Почему Талмуд посвящает этому разговору целый лист? К кому на самом деле обращены все эти доказательства? И как еврейские мудрецы конструируют образ толкователя-чужака, исключенного из их элитарной тусовки, где все понимают, что написанное означает вовсе не то, что кажется на первый взгляд. Клуб Литературных Меценатов подготовил цикл лекций с Акивой Богдановым, выпускником иешивы «Торат Хаим» и University of St. Andrews.
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Нет ни одной специфической заповеди, связанной с этим праздником. Предписания Шавуот подчеркивают исключительно сельскохозяйственный аспект этого дня. Пока существовал Храм, в Шавуот совершалось специальное хлебное жертвоприношение, испеченное из зерен нового урожая: «От жилищ ваших принесите два хлеба возношения; из двух десятых частей эфы тонкой пшеничной муки должны они быть, квашеными да будут они испечены, это первинки Г-споду» (Ваикра, 23:17).
Для любого человека, обладающего мало‑мальски современным разумом, положение женщины в Талмуде представляется, мягко говоря, проблематичным. В этом великом труде упоминаются сотни мужчин, а женщин почти нет, и раввины постоянно уничижительно высказываются об их способностях и характере (даже те из них, кто женщин хвалит). Брурья — единственный персонаж женского пола, о котором говорят как о религиозном авторитете; и этот факт привлекает особое внимание.
Читая Талмуд, я всегда пытаюсь найти в тексте свидетельства о том, как его непростые правила соблюдались в реальной жизни — и соблюдались ли они. Трудно поверить, что среднестатистический еврей в Вавилонии V века н. э. — фермер, солдат или торговец — настолько хорошо владел талмудической ученостью, чтобы делать правильный выбор в каждом алахически сложном случае. Являлось ли строгое, скрупулезное соблюдение исключением, как сейчас среди американских евреев, или же правилом?