Талмуд часто приводит споры мудрецов с «другими»: саддукеями, вероотступниками или ранними христианами. Самый известный такой спор – о дате праздника Шавуот (Менахот, 65б–66а). Тора велит отсчитать 49 дней со «дня, следующего за шабатом», а на пятидесятый день устроить праздник. Талмудические мудрецы пытаются доказать оппонентам, что шабатом здесь назван первый день праздника Песах, а не седьмой день недели. Почему Талмуд посвящает этому разговору целый лист? К кому на самом деле обращены все эти доказательства? И как еврейские мудрецы конструируют образ толкователя-чужака, исключенного из их элитарной тусовки, где все понимают, что написанное означает вовсе не то, что кажется на первый взгляд. Клуб Литературных Меценатов подготовил цикл лекций с Акивой Богдановым, выпускником иешивы «Торат Хаим» и University of St. Andrews.

Как Шавуот стал праздником дарования Торы

Женщина, которая заслужила место рядом с мудрецами Талмуда
