свидетельские показания

JPost: Как еврейская община Ирана приобрела гробницу Эстер и Мордехая

Хен Малуль 26 февраля 2021
Поделиться

Не совсем ясно, чья это была идея, но в 1968 году между депутатами от евреев в иранском парламенте и официальными лицами из режима шаха Мохаммада Реза Пехлеви, правителя Ирана велась энергичная переписка. В центре внимания этого диалога была попытка купить гробницу Эстер и Мордехая в Хамадане. Предлог? Торжества по случаю 2500-летия указа Кира, которые должны были состояться в 1971 году. Указ Кира датируется 538 годом до н. э.

Мавзолей Эстер и Мордехая в Хамадане

В своем историческом заявлении Кир Великий, основатель первой Персидской империи, позволил всем народам, живущим на территориях, находящихся под его контролем, вернуться к поклонению своим богам, отменяя религиозные запреты, существовавшие в побежденной им Вавилонской империи. В еврейской Библии (Эзра 1: 1-4) мы находим специальную версию указа, обращенного к народу Израиля в диаспоре и позволяющего им вернуться в Иудею и восстановить разрушенный Храм.

Первый известный рассказ, который связывает мавзолей в Хамадане с фигурами Эстер и Мордехая, героини и героя праздника Пурим, исходит от Вениамина из Туделы, странствующего еврейского путешественника 12-го века: «От этой горы до Хамадана – путь в десять дней; это была столица Мидии и там живут около пятидесяти тысяч евреев. Перед одной из синагог стоит гробница Мордхая и Эстер». Согласно одной из традиций, связанных с гробницей, после смерти царя Ахашвероша последователи Амана стремились отомстить Эстер и Мордехаю. Им удалось сбежать в Хамадан, где они обосновались и в конце концов скончались в преклонном возрасте среди местной еврейской общины. Но какое все это имеет отношение к Киру Великому?

На первый взгляд весьма незначительное. Однако из некоторых писем, обнаруженных в Центральном архиве истории еврейского народа (CAHJP), в архиве Всемирного союза ОРТ, а также по данным из исторических источников, касающихся жизни последнего шаха Ирана, ясно, что Мухаммед Реза Пехлеви считал себя современным наследником Кира Великого и стремился спроецировать этот образ также на отношения с евреями своей страны. 2500-летие Указа Кира было именно тем событием, которого он ждал. В письме, направленном генеральным директором Департамента археологии и народного образования г-ном Абдолали Пурманом депутату от иранских евреев в парламенте г-ну Лотфолле Хею, Пурманд пояснил, что Управление национального образования будет помогать иранской еврейской общине в покупке гробницы и земли вокруг нее у банка Базаргани. Покупка будет финансироваться за счет продажи билетов для посетителей этого места.

Мохаммед Рез Пехлеви, последний шАх Ирана

Медовый месяц между евреями Ирана и государственными властями быстро и жестоко закончится с исламской революцией 1979 года и приходом к власти аятоллы Рухоллы Хомейни. Это событие также привело к тому, что последний шах Ирана, «Новый Кир», бежал из страны в Соединенные Штаты. С тех пор гробница Эстер и Мордехая была в центре ожесточенного спора. В 2011 году учащиеся, поддерживающие режим, устроили беспорядки вблизи комплекса и призвали исключить его из списка охраняемых объектов иранского наследия – в ответ на их заявления о том, что Израиль стремится уничтожить мечеть Аль-Акса. Их усилия увенчались успехом, и табличка о том, что могила считается местом паломничества, была удалена.

В этой переписке отчетливо прослеживается чувство срочности, выраженное представителем режима. Пурман настаивал на том, чтобы еврейская община ответила на эту инициативу, причем явным предпочтением был положительный ответ, поскольку запросы Департамента до сих пор оставались без ответа. В дополнение к инициативе по приобретению гробницы еврейская община также планировала построить профессиональное училище имени Кира Великого и больницу. Были даже планы по созданию еврейско-персидского словаря и выставки, посвященной достижениям Кира, которая будет посвящена теме прав человека на основе Торы на разных языках. Неясно, сколько из этого на самом деле было сделано. Однако в архивах есть свидетельства того, что покупка гробницы и прилегающей территории действительно была завершена, и ее окончательное одобрение было получено 18 января 1970 года. Похоже, что земля была передана в руки общины – хотя это трудно сказать наверняка, так как документация на этом этапе прекращается.

Мавзолей в Хамадане

Время от времени протестующие со всего Ирана угрожают уничтожить гробницу и заменить ее палестинским консульством. Последний инцидент такого рода произошел в феврале. Однако до сих пор место остается нетронутым, и только евреям разрешено входить в гробницу. Несмотря на давнюю традицию, связывающую гробницу с фигурами Эстер и Мордехая, исследовательница Тамар Эйлам Гиндин заявила нам, что персидские или иранские источники не содержат никаких доказательств, свидетельствующих об истории Пурима. Одна из ведущих теорий сегодня предполагает, что гробница на самом деле принадлежит Шушандухт, еврейской жены Йездигерда I, правителя Сасанидской империи в 4-5 веках. Город Хамадан когда-то был столицей Мидии. Он был захвачен Киром Великим, который сделал его летней столицей Персидской империи. Сегодня Хамадан ассоциируется с городом Экбатана, упомянутым в Книге Эзры.

Оригинальная публикация The Jerusalem Post

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Чтение Мегилы в Тегеране: как празднуют Пурим евреи Ирана

«Вы уверены, что иранские чиновники не интересовались праздником, связанным с таким агрессивным персидско‑еврейским противостоянием? Вы никогда не боялись публично объявлять о времени чтения Мегилы?» Ни секунды не колеблясь, раввин ответил на мой вопрос: «Я не понимаю. История Пурима не о том, как персы угрожают евреям. Она о том, что происходит, когда неиранец, подобный Аману Агагеянину, проникает в персидские правящие круги и пытается перевернуть все с ног на голову».

Царица Эстер — родственная душа для смелой иранской девушки времен революции

На площадке я услышала, как несколько одноклассниц говорили между собой, что правильно нападают на дома бахаистов и что с нашей одноклассницей‑бахаисткой нужно поступить так же. Я выкрикнула: «Но ведь имя Мухаммед означает “терпимость” и “мир”. Что здесь общего с поджогом домов?» Сама того не понимая, я оскорбила девочек. Как может грязная еврейка критиковать мусульман, да еще ссылаться при этом на пророка?

Участие евреев в политической жизни Ирана

«Мы образовали группу, чтобы показать всему народу Ирана, что мы, евреи, сделаны из того же теста, что и все остальные иранцы, что мы тоже поддерживаем поставленные [новым правительством] цели движения к демократии и свободе. Мы надеялись, что мы сможем получить свободу при новой власти, но в то время мы не могли предвидеть, что новое правительство во главе с муллами станет эксплуатировать иранский народ ради получения экономической выгоды. Мы поддержали это движение, потому что мы искренне верили в его принципы свободы и демократии для всех».