Книжный разговор

Израиль Фридриха Дюрренматта

Анатолий Найман 5 января 2021
Поделиться

5 января исполнилось 100 лет со дня рождения швейцарского драматурга и публициста Фридриха Дюрренматта

Швейцарец Фридрих Дюрренматт, крупнейший драматург второй половины прошлого столетия, был еще и выдающимся мыслителем: философом, политологом, культурологом. В 1974 году он был приглашен в Израиль, выступил в нескольких городах. Жанр таких выступлений у нас называется доклад, на Западе — речь. Он подготовился заранее, написал текст, но, оказавшись на месте, продолжал изо дня в день его менять, дописывать, переписывать, вымарывать написанное прежде. Чем больше он этим занимался, тем больше это его не устраивало. Его мысль требовала новых и новых поправок, уточнений, разъяснений. Реальность, в которую он попадал, выходя из гостиницы, каждый раз выглядела не совсем так, как отложилась в его впечатлении в предыдущий выход, несколько часов назад, накануне. И не то чтобы она менялась, а словно бы ускользала от его выкладок, заставляла подыскивать другие слова. Это состояние стало пружиной его пространного эссе «Взаимосвязи» (1975). Позднее он прибавил к нему еще одно, «Последующие размышления» (1980).

Через три десятилетия эта книжка вышла у нас в «Книжниках», в Чейсовской коллекции Книга Фридриха Дюрренматта «Взаимосвязи. Эссе об Израиле» вышла в 2008 году . Сказать: с опозданием? Да нет, в самый раз. Пожалуй, когда бы она ни вышла, всегда было бы в самый раз. Потому что, простите за каламбур, исходит из той глубины, которая неизменна. Сиюминутные новости, повороты, неожиданности могут несколько иначе осветить ее, иллюстрировать, прокомментировать, но бессильны опровергнуть. Кто был у Стены Плача и заходил в помещение слева от нее и заглядывал в щель между ней и полом, видел, как она уходит под землю. Ее камень — наглядный образ времени. Оставленная кем-то пилотка, картонная кипа для туристов, клочок газеты свидетельствуют о мимолетном. Что-то из этого уберут, что-то забьется в угол, и когда-нибудь материал этой минуты, дня, года приплюсуется к 4000 лет здешней истории, прибавит свой миллиметр к камню стены. Дюрренматт держит его в поле зрения весь целиком, от подножья до последнего миллиметра. И слой, хранящий на себе след ступни Авраама, и Иисуса, и Магомета — и то, что осталось от Маркса, с «Капиталом» которого приехали сюда первопоселенцы нынешнего Израиля.

Ко взгляду такого охвата, к уму такой остроты, к такому живому таланту ничего не прибавить, не убавить. Кажется, читай эту книгу в 1970-е после войны Судного дня, или сейчас, или еще через 30 лет, нового будут только факты — убедительность анализа и выводов останется равной себе. С одной оговоркой: если бы не то самое, что заставляло Дюрренматта снова и снова переписывать эссе, чувствовать, что тема не подчиняется ему. Что принципиально не может подчиниться. Он вспоминает о встрече с тель-авивским археологом, откопавшим в Иерусалиме дверной косяк времени персидского владычества. Но ведь оно длилось всего четырнадцать лет, спорит автор. Четырнадцать лет, раздраженно отвечает археолог, — огромный срок.

Я был мальчишкой, когда образовалось новое Государство Израиль. Из разговоров взрослых кое-что ухватывал, больше пропускал мимо ушей. С тех пор прошло всего лишь семь десятилетий, срок одной человеческой жизни, пустяк по календарю истории. Что такого случилось за это время не только в спокойной Швейцарии, но и в более крупных и более темпераментных странах? Ну хорошо, на одной шестой части света кончилась советская власть. Но ведь кончилась. А что началось-то? Ведь новое — это то, что начинается, то, чего прежде не было. Новые люди, новые отношения между ними. Не перетасовка тех же актеров по другим труппам, не замещение коммунистов единоросами и переобувание из чешских башмаков в итальянские. Не перекладывание казенных денег себе за пазуху и бумажников из чьего-то кармана в чей-то другой.

История семи этих десятилетий в Израиле (а ведь до провозглашения независимости было еще три-четыре подготовительных не меньшего накала), хотим мы того или нет, наводит на сопоставления с событиями, известными нам по истории библейской. Прежде всего лексикой и топонимикой. Как и тогда, страна, помимо работы на земле и строительства, постоянно воюет. Ее соседи те же, они же и противники, названия мест поселений и сражений узнаваемы. Интуитивно мы ощущаем, что нынешний Израиль как-то связан с тем, древним, — даже если не разделяем политических спекуляций, использующих эту связь, и не намерены выставлять ее как довод за теперешнее положение вещей. И эта связь (или, по крайней мере, сходство) и плотность текущих событий с частой сменой обстановки — политической, военной, дипломатической — подталкивают нашу мысль допустить возможность такого развития дел, которое сию минуту кажется фантастическим или утопичным. Возможность и тем самым надежду.

Книжка Дюрренматта сообщает этой надежде внушительную основательность. Я выбрал только одну грань его эссе — объясняющую, почему мы читаем и обсуждаем его как актуальное через сорок лет после написания. Это не «легкое чтение». Автор рассматривает три религии: иудаизм, христианство, ислам — с позиций агностика. Он прибавляет к ним четвертую, марксизм. Не приравнивает его к религии, а именно доказывает, что это не мировоззрение и не наука, а идеология, чья причина и следствие — вера.

Он прослеживает, какое место и какая роль отведены каждой из четырех в истории и в настоящем. Что в практике какой из них притягательно и эффективно и что противоречиво и ведет в тупик. И наконец, как переплетается в них рациональное с иррациональным.

Незачем было бы сейчас в миллионный раз говорить на ближневосточную тему, если бы народ и всякий человек, исповедующие ту или другую религию, нуждались для своего сохранения только в рациональном: оно исследовано автором с предельной полнотой. Однако не меньшее место он отводит тому, что в любой религии, равно как и в жизни любого народа и любого человека, иррационально. Почему и смеет в конце книги утверждать, что Израилю необходимо палестинское государство так же, как палестинцам понимание того, что только Израиль способен обеспечить существование их государства в «центре нестабильности».

Это и не давало покоя Дюрренматту в Израиле: как ему, воспитанному в центре стабильности, написать о центре нестабильности? Весомая получилась книга. И острая.

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 477)

Книгу Фридриха Дюрренматта «Взаимосвязи. Эссе об Израиле» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Веселый человек всегда прав

12 марта исполняется 80 лет со дня рождения Григория Горина. «Лехаим» вспоминает выдающегося писателя и драматурга замечательной статьей, которую для нашей газеты «Еврейское слово» в марте 2001 года, к первому дню рождения Григория Израилевича после его смерти, написал Матвей Гейзер.

Тема Горенштейна

Евреи уехали. Вроде бы антисемиты должны были успокоиться... Но антисемитизм, как показывает опыт, остается живуч и там, где евреи и вовсе исчезли. Он подобен фантомной боли. К тому же международный антисемитский интернационал теперь подкреплен новыми возможностями интернета. Поэтому тема Горенштейна остается все еще актуальной, и ей суждено, к сожалению, оставаться таковой.

«Штилер, штилер, — данкен вил эр» 

В отличие от Менделе из Кабцанска и Шолом-Алейхема из Касриловки, Перец не нуждался ни в своеобразной литературной маске или образе, ни в особом псевдониме. В своих сочинениях он оставался таким, каким был: секуляризованным евреем, городским жителем, живущим в нескольких культурах и способным критически взглянуть на составляющие их основы. 105 лет назад умер Ицхок-Лейбуш Перец.