мир искусства

Из истории портрета отца Марка Шагала

Подготовил Семен Чарный 27 февраля 2023
Поделиться

Когда польско-еврейского скрипача Давида Сендера и его семью отправили в Лодзинское гетто, нацисты конфисковали у них все, включая принадлежавший семье портрет отца Марка Шагала. Об этом пишет журналистка The Forward Кэтрин Дж. Принс.

Учитывая экспериментальное использование цвета — глаза, обведенные насыщенным красным, зеленые усы, — эта работа, законченная в 1911 году, отличается от того причудливого стиля, который чаще всего ассоциируется с творческим методом Шагала. 

На аукционе Phillips демонстрируют портрет отца Марка Шагала. Лондон, 6 октября 2022 года

Но наша история не столько о портрете, сколько о том, как картина пережила насилие двух мировых войн, прежде чем была возвращена наследникам в рамках продолжающихся усилий французского правительства по возвращению предметов искусства, изъятых нацистами во время Второй мировой войны.

«Французское правительство прилагает усилия, чтобы вернуть произведения искусства в руки людей, — заявляет директор Еврейского музея в Нью-Йорке Клаудия Гулд. — Это продолжающаяся история. Речь идет о прозрачности и о правильных действиях».

Нацисты похитили сотни тысяч произведений искусства. Хотя местонахождение многих из них до сих пор неизвестно, найдено уже около 1 млн картин и 2,5 млн украденных книг.

Спустя почти 80 лет после окончания войны работа Шагала под названием «Отец» выставлена в Еврейском музее в Нью-Йорке. Хотя портрет показывали там и раньше, это впервые с тех пор, как он возвращен семье Сендера.

То, как портрет был спасен и возвращен, — «одна из самых драматических историй искусства в 20 веке», замечает Гулд.

Шагал написал портрет своего отца Захара (Хацкеля), когда жил в коммуне художников на окраине Монпарнаса. Неизвестно, работал ли он по наброску или по фотографии, поскольку отец его, застенчивый человек, торговец рыбой, никогда не покидал пределы Витебска.

Шагал и его жена Белла гостили у родственников в Белоруссии, когда разразилась Первая мировая война. Они застряли там и не возвращались в Париж вплоть до 1923 года. 

По возвращении в Париж Шагал вошел в свою студию лишь для того, чтобы обнаружить, что все, включая портрет отца, исчезло, рассказывает Гулд.

«Что случилось тогда с картиной — загадка», — замечает Гулд. 

Пять лет спустя скрипач Сендер купил картину у известного польского арт-дилера. Она висела в доме его семьи до 1939 года, когда нацисты конфисковали имущество Сендера и отправили его семью в гетто. 

Впоследствии они оказались в Аушвиц-Биркенау. Жена и дочь были убиты. Но он сам выжил.
После войны Сендер переехал во Францию и попытался вернуть свое имущество. По словам Гулд, правительство Германии тогда исключило реституцию, заявив, что в происхождении картины слишком много пробелов.

Сендер умер в 1966 году, так и не вернув картину.

Марк Шагал. Ницца, 1975 год


Она появлялась на выставках, и в 1966 году Шагал сам приобрел ее. По данным министерства культуры Франции, художник не знал о мытарствах этой работы, знал только то, что в последний раз видел ее в своей студии накануне Первой мировой войны.

«Это была очень важная для него история, это его отец. Возможно, это была даже самая важная вещь, которой он владел», — рассказывает Гулд.

После смерти Шагала в 1985 году полотно перешло во французскую национальную коллекцию живописи и в итоге было отправлено в Музей искусства и истории иудаизма в парижском районе Марэ. 

Там оно провело 24 года и оставалось до 1 апреля 2022 года, когда французский парламент принял закон о возвращении еврейским семьям пятнадцати картин, изъятых нацистами. Единогласное голосование считается первым шагом в усилиях по возвращению множества изъятых картин, остающихся в публичных коллекциях.

Как это часто бывает, когда наследников несколько, они соглашаются продать картину. Так портрет был продан в октябре 2022 года на аукционе за 7,4 млн долларов. 

Phillips — аукцион, который занимался продажей, — работал с покупателем и помог музею оформить ссуду.

«Семья хотела убедиться, что картина будет выставлена в Еврейском музее, прежде чем  попадет в частную коллекцию», — говорит Гулд.

Картина Шагала выставлена в Еврейском музее Нью-Йорка с 16 февраля 2023 года по 1 января 2024 года.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»