Книжные новинки

История, этнография, культура в 16 главах

Михаил Липкин 12 июля 2019
Поделиться

 

Евреи
Отв. ред. Т. Г. Емельяненко, Е. Э. Носенко‑Штейн. Ин‑т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо‑Маклая РАН; Ин‑т востоковедения РАН. М.: Наука, 2018. — 783 с. (серия «Народы и культуры»)

Это книга, долгожданная во всех смыслах. О том, с какими трудностями она готовилась, наслышаны даже те, кто непосредственно в подготовке не участвовал. Неспециалисту, возможно, трудно будет понять: еще одна книга о евреях, что тут такого? Мало ли их появилось за последние 20–30 лет?

В советские времена в качестве объекта научного исследования евреев как бы не было (при том, что в качестве субъектов научных исследований во всех науках евреев было предостаточно), и даже самое слово «еврей» лучше было лишний раз без надобности не использовать. Потом — другая крайность. В перестроечные и первые постперестроечные годы еврейская тема захлестнула СМИ, эстраду, литературу.

Что касается науки, то в те годы начался настоящий ренессанс российской иудаики. Но всегда как‑то оставалось в подтексте, что еврейская наука — это не то, что делают ученые для ученых, а то, что делают евреи для евреев. И вот — «Евреи», очередной том в серии «Народы и культуры», наряду с томами о русских, украинцах, белорусах, татарах, калмыках, народах Дагестана и многих других. Серия академическая, основное внимание уделено этнографическому подходу, но и историки, филологи, искусствоведы, демографы присутствуют среди авторов.

Рассказ в 16 главах начинают историки. Петербургский гебраист профессор Игорь Тантлевский рассказывает о древней истории евреев, медиевист Галина Зеленина — о средневековом периоде и начале Нового времени, историк и экскурсовод, доцент Академии им. Маймонида Илья Баркусский — о дореволюционной истории евреев России (проблемный подход включает рассмотрение с точек зрения и евреев, и российской администрации), а исследователи советского периода Юрий Снопов и Елена Сучкова — о совсем уже близких нам по времени реалиях. Междисциплинарный подход и широта охвата материала (одной только библиографии 80 страниц) делают книгу востребованной всеми, кто так или иначе связан с темой.

Очень интересен демографический очерк А. Синельникова. Демография — это вроде бы сухие цифры, но временами они исполнены подлинного драматизма.

Чтение главы об историко‑антропологических данных (Е. Кобылянский, Н. Дубова) потребует некоторой подготовки, даже по части терминологии. А дальше слово берут филологи, А. Полян и А. Бейдер, и мы узнаем много интересного о языке идиш и о еврейской ономастике. Раздел о языках почти всецело посвящен идишу, но не следует думать, что книга повествует только об ашкеназах: есть разделы о грузинских (К. Лернер, Т. Емельяненко) и бухарских (Т. Емельяненко) евреях, а также очерк о русских иудействующих (А. Львов, Н. Семченко). О горских евреях лишь упоминания, поскольку посвященный им материал вошел в другой том серии — о народах Дагестана. Конечно, прежде всего книга посвящена ашкеназам, их культуре: обустройству жилищ и кладбищ, одежде и пище, профессиям и обрядам жизненного и годового цикла, фольклору, музыке и книжной культуре (авторы М. Каспина, В. Дымшиц, Е. Котляр, М. Хаккарайнен, Д. Веденяпина, С. Амосова, Н. Киреева, Е. Хаздан, С. Якерсон, А. Львов). Мы узнаем и о древних корнях еврейской культуры, и о заимствованиях от нееврейского, прежде всего восточнославянского окружения, и о специфических особенностях евреев как культурной общности. Заключительные главы посвящены этнокультурным процессам в еврейском мире на постсоветском пространстве и за пределами России (эти главы написаны Е. Носенко‑Штейн, которая вместе с Т. Емельяненко была ответственным редактором всего тома), а также евреям бывшего СССР за рубежом (М. Еленевская, Л. Фиалкова).

Не обошлось без некоторых шероховатостей, неточностей и просто ошибок. Например, в упоминании об эфиопских евреях обнаруживается, что амхарский язык отнесен не к семитским, как ему положено, а к кушитским языкам, да и фамилию ученого, более всех занимавшегося эфиопскими евреями, переврали. Но это все‑таки досадные недоразумения на фоне большого добросовестного труда: состав авторов тома энциклопедии, включающий весь цвет российских специалистов по иудаике, гарантирует высокий научный уровень этого справочного издания, которое, несомненно, окажется очень востребованным.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еврейская культура и интеллектуалы

В этой книге идишская литература представлена под эгидой, если так можно выразиться, братства интеллектуалов самого высочайшего калибра. Критики, изучив идишскую литературу, признали ее кошерной. Такое ощущение, будто два мира, олицетворяемые Элиэзером Гринбергом и Ирвингом Хау, — два мира, которые несколько лет неторопливо флиртовали друг с другом, — теперь наконец‑то соединили руки в знак признания своего родства. Университет и ешива, большой город и штетл сошлись, чтобы постичь мудрость друг друга, и обнаружили, что могут найти общий язык, удобный им обоим, — английский язык.