Евреи
Отв. ред. Т. Г. Емельяненко, Е. Э. Носенко‑Штейн. Ин‑т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо‑Маклая РАН; Ин‑т востоковедения РАН. М.: Наука, 2018. — 783 с. (серия «Народы и культуры»)
Это книга, долгожданная во всех смыслах. О том, с какими трудностями она готовилась, наслышаны даже те, кто непосредственно в подготовке не участвовал. Неспециалисту, возможно, трудно будет понять: еще одна книга о евреях, что тут такого? Мало ли их появилось за последние 20–30 лет?
В советские времена в качестве объекта научного исследования евреев как бы не было (при том, что в качестве субъектов научных исследований во всех науках евреев было предостаточно), и даже самое слово «еврей» лучше было лишний раз без надобности не использовать. Потом — другая крайность. В перестроечные и первые постперестроечные годы еврейская тема захлестнула СМИ, эстраду, литературу.
Что касается науки, то в те годы начался настоящий ренессанс российской иудаики. Но всегда как‑то оставалось в подтексте, что еврейская наука — это не то, что делают ученые для ученых, а то, что делают евреи для евреев. И вот — «Евреи», очередной том в серии «Народы и культуры», наряду с томами о русских, украинцах, белорусах, татарах, калмыках, народах Дагестана и многих других. Серия академическая, основное внимание уделено этнографическому подходу, но и историки, филологи, искусствоведы, демографы присутствуют среди авторов.
Рассказ в 16 главах начинают историки. Петербургский гебраист профессор Игорь Тантлевский рассказывает о древней истории евреев, медиевист Галина Зеленина — о средневековом периоде и начале Нового времени, историк и экскурсовод, доцент Академии им. Маймонида Илья Баркусский — о дореволюционной истории евреев России (проблемный подход включает рассмотрение с точек зрения и евреев, и российской администрации), а исследователи советского периода Юрий Снопов и Елена Сучкова — о совсем уже близких нам по времени реалиях. Междисциплинарный подход и широта охвата материала (одной только библиографии 80 страниц) делают книгу востребованной всеми, кто так или иначе связан с темой.
Очень интересен демографический очерк А. Синельникова. Демография — это вроде бы сухие цифры, но временами они исполнены подлинного драматизма.
Чтение главы об историко‑антропологических данных (Е. Кобылянский, Н. Дубова) потребует некоторой подготовки, даже по части терминологии. А дальше слово берут филологи, А. Полян и А. Бейдер, и мы узнаем много интересного о языке идиш и о еврейской ономастике. Раздел о языках почти всецело посвящен идишу, но не следует думать, что книга повествует только об ашкеназах: есть разделы о грузинских (К. Лернер, Т. Емельяненко) и бухарских (Т. Емельяненко) евреях, а также очерк о русских иудействующих (А. Львов, Н. Семченко). О горских евреях лишь упоминания, поскольку посвященный им материал вошел в другой том серии — о народах Дагестана. Конечно, прежде всего книга посвящена ашкеназам, их культуре: обустройству жилищ и кладбищ, одежде и пище, профессиям и обрядам жизненного и годового цикла, фольклору, музыке и книжной культуре (авторы М. Каспина, В. Дымшиц, Е. Котляр, М. Хаккарайнен, Д. Веденяпина, С. Амосова, Н. Киреева, Е. Хаздан, С. Якерсон, А. Львов). Мы узнаем и о древних корнях еврейской культуры, и о заимствованиях от нееврейского, прежде всего восточнославянского окружения, и о специфических особенностях евреев как культурной общности. Заключительные главы посвящены этнокультурным процессам в еврейском мире на постсоветском пространстве и за пределами России (эти главы написаны Е. Носенко‑Штейн, которая вместе с Т. Емельяненко была ответственным редактором всего тома), а также евреям бывшего СССР за рубежом (М. Еленевская, Л. Фиалкова).
Не обошлось без некоторых шероховатостей, неточностей и просто ошибок. Например, в упоминании об эфиопских евреях обнаруживается, что амхарский язык отнесен не к семитским, как ему положено, а к кушитским языкам, да и фамилию ученого, более всех занимавшегося эфиопскими евреями, переврали. Но это все‑таки досадные недоразумения на фоне большого добросовестного труда: состав авторов тома энциклопедии, включающий весь цвет российских специалистов по иудаике, гарантирует высокий научный уровень этого справочного издания, которое, несомненно, окажется очень востребованным.