20 августа в The New Yorker вышло интервью Айзека Хотинера с Норманом Дж. У. Годой — профессором Университета Флориды, одним из ведущих специалистов по истории Холокоста. Материал опубликован под заголовком «Историк Холокоста защищает Израиль от обвинений в геноциде».
Года — автор книг о нацистских преступлениях и консультант Национального архива США. Сегодня он оказался в центре острого спора о языке и памяти: в своей статье под названием «Клевета о геноциде» и в статье, написанной совместно с историком Джеффри Херфом, он заявил, что обвинения Израиля в геноциде — это не что иное как политический инструмент.

«Это клевета, а не анализ»
Почему Года так решительно возражает против использования слова «геноцид» в отношении войны Израиля и ХАМАСа?
Историк отвечает: «Это политическая категория. Она предназначена не для того, чтобы описать преступление, а для того, чтобы поставить Израиль, его армию, его граждан и его сторонников за пределы приличия и человеческих ценностей».
Хотинер в ходе беседы возражает, что масштабы разрушений и смертей в Газе многим кажутся очевидным признаком геноцида.
Года парирует: «Геноцид — это не метафора. Это не эмоциональная характеристика. Это конкретное юридическое и историческое понятие, и оно требует доказательства намерения уничтожить народ как таковой. В случае с Газой мы имеем дело с войной, трагическими потерями среди мирных жителей, но не с намерением истребить палестинцев».
Академический раскол
Многие коллеги Годы, в том числе исследователи нацизма, поддерживают противоположную точку зрения. Года признает: «Да, академическое сообщество расколото. Но я думаю, что когда все начинают называть геноцидом, слово перестает что‑либо значить. Это оскорбляет память жертв Холокоста и подрывает доверие к самому понятию».
Политическое оружие
Историк подчеркивает, что речь идет не только об академической дискуссии. По его словам, слово «геноцид» в нынешнем контексте становится оружием, лишающим Израиль легитимности: «Это язык, который отказывает Израилю в праве на существование. Это не столько обвинение в преступлении, сколько приговор: с изгоями не ведут переговоров».
Хотинер спрашивает, не опасается ли Года, что подобные заявления повредят его репутации как исследователя Холокоста. Тот отвечает, что для него важнее защитить саму категорию: «Мы не можем позволить, чтобы язык Холокоста превратился в оружие для сегодняшней политики. Иначе завтра у нас не останется слов, чтобы назвать своим именем настоящие геноциды».
Итог
Это интервью демонстрирует, что в споре вокруг Израиля речь идет не только о событиях на Ближнем Востоке, но и о судьбе понятий, созданных в ответ на катастрофы XX века. Года убежден: критика Израиля имеет право на существование, и она должна быть, но обвинение в геноциде — это не анализ, а злоупотребление памятью. И именно поэтому историк Холокоста вмешивается в дискуссию о сегодняшней войне.
Эксперты требуют отменить обвинение Израиля в геноциде, заявляя, что под определение подпадает именно ХАМАС
Потомки жертв Холокоста оказались более психологически устойчивыми, чем их сограждане
