Колонка редактора

Испанская баллада

Борух Горин 30 марта 2022
Поделиться

В 1997 году Эли Визель посетил Москву по приглашению Еврейского общинного центра. Я очень хорошо помню произнесенную им речь, потому что был его переводчиком. Мы долго выбирали, с какого языка переводить: французского я не знаю, его английский и иврит были несовершенны, так что остановились на идише. В определенном смысле это диаспоральное многоязычие легло в основу его речи.

«В пятидесятых я однажды побывал в Испании. И чувст­вовал себя как-то странно, двойственно. Мне казалось, что я иду по тем местам, которые когда-то уже видел. Я искал, где жили известные еврейские писатели, историки, муд­рецы: Ибн-Гвироль, Рамбам, Абарбанель. Вспоминал инквизицию, припомнил историю двух евреев, весьма образованных, известных в свое время в Испании. Одним из них был раввин Авраам Сениор, крупный ученый и общест­венный деятель, советник королевы и короля. Другим был Ицхак Абарбанель, мудрец, советник королевской семьи. Когда испанским евреям пришлось выбирать — ​крес­титься либо уйти в изгнание, — ​дон Авраам принял хрис­тианство и остался в Испании. Дон Ицхак же выбрал второе — ​расстался со всем, что ему принадлежало, со своим богатством, положением в обществе, и отправился со своим народом в изгнание. Имя первого исчезло из еврейской истории. Абарбанель же в ней остался, до сих пор евреи изуча­ют его труды, подпадают под влияние его интеллекта. Запомните одну истину: не каждый может творить историю, но каждый может в ней участвовать».

Ныне архивные исследования Галины Зелениной показывают, что дону Ицхаку на самом деле не пришлось «расстаться со всем, что ему принадлежало», но свое беспрецедентное влияние он и вправду утратил.

Впрочем, похоже, влиянием он дорожил не слишком: уже однажды бежавший из Португалии, в Испании он заставил себя уговаривать занять пост при дворе и сетовал, что остается мало времени на дело его жизни — ​комментарии к Священному Писанию. За «испанские» годы он успел написать только глоссы к «Море невухим» Рамбама. А в изгнании смог осуществить главную мечту всей жизни и оставить нам невероятного объема и содержания мегакомментарий. О нем замечательно рассказывает Эрик Лауи, чье предисловие открывает недавно появившийся первый том русского издания этого труда: прочитать его также можно в сегодняшнем выпуске журнала.

530 лет прошло с того момента, как Фердинанд и Иза­белла подписали эдикт об изгнании евреев из Испании. И все это время испанские уроки волнуют евреев. Кажется, во всех этих донах и поэтах, ученых и раввинах, финансистах и полководцах сконцентрировались надежды и разочарования самого существования евреев диаспоры.

Евреи полюбили Испанию, и многие так и не смогли ее разлюбить. Этот флер был не лишен мифотворчества, но что-то в любви к «доброй матери», превратившейся в «злую мачеху», преследует евреев на протяжении всей истории.

Похоже, так и не изобретен рецепт этого сосуществования лучше, нежели тот, благодаря которому остался в веках великий еврей рабби Ицхак Абарбанель. Изложенный задолго до Абарбанеля одним из величайших «испанцев» — ​рабби Йеудой Галеви,  ​он всю жизнь со мной, а впервые был услышан еще в детстве, сквозь треск глушилок по «Голосу Израиля», в переводе Владимира Лазариса:

 

Всей Испании богатства
Я бы бросил грудой хлама,
И упал бы и зарылся
В пыль разрушенного Храма. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«И черные звери по лестнице черной идут»

Тема инквизиции и преследования марранов прочно присутствовала в русско‑еврейской культурной памяти конца XIX — начала ХХ века и на фоне погромов и растущего народного и государственного антисемитизма появлялась в литературе как экзотическая историческая рамка для традиционного виктимного сюжета — гонений — и как источник хоть и горестных, но славных прецедентов еврейского сопротивления, а также актуализировалась для завуалированной презентации насущных проблем: выселения из столиц и «эпидемии крещений».

Потерянные колена испанских евреев

Пока в Венесуэле еще уцелели остатки более или менее действующей еврейской общины. В стране все еще проживают около 10 тыс. евреев, посещающих около 20 действующих синагог, говорит Эдгар Бенаим, президент Израильской ассоциации Венесуэлы. По его словам, сейчас правительство дает еврейской общине разрешение на импорт вина и кошерных продуктов.

Ицхак Абарбанель. Еврейское изучение Писания от Средневековья к Возрождению

Ицхак Абарбанель бóльшую часть жизни провел в Португалии, где выступал в качестве лидера еврейской общины и занимал видные посты при дворе короля Афонсу V. Обвиненный в участии в заговоре, Абарбанель в 1483 году бежал в Кастилию, где вскоре занял пост главного сборщика налогов при главе испанской церкви кардинале Мендосе и финансиста при дворе четы испанских монархов Фердинанда и Изабеллы. Однако, когда испанская корона издала эдикт об изгнании евреев в 1492 году, Абарбанель со своей семьей предпочли крещению изгнание.