Храмы, истерики и тирания: своеобразное наследие Ирода Великого
Впечатляющие архитектурные проекты и гнетущая жестокость — это наследие царя Иудеи, известного под именем Ирода Великого, пишет журналист The Times of Israel Рич Тенорио.
С одной стороны, он потрясающе перестроил Второй храм в Иерусалиме, одно из тех великолепных сооружений, которые характеризовали его правление в первом веке до нашей эры в качестве вассала Римской империи. С другой стороны, у тирана накопился значительный список жертв, включая членов его собственной семьи, в частности его вторую жену и троих сыновей.
Почетный профессор Оксфордского университета Мартин Гудман объемно рисует его портрет в своей недавно вышедшей книге под названием «Ирод Великий: еврейский царь в римском мире».
«Он очень, очень хотел, чтобы его обожали, — говорит Гудман. — Хотел, чтобы его любили. Большая часть того, что с ним пошло не так, состоит в следующем: он выплескивал свои эмоции на людей, особенно на свою семью, а на эти эмоции не отвечали взаимностью».
Стоит отметить, что Ирод занимает печальное место в христианской Библии из-за истории с убийством младенцев после рождения Иисуса. Согласно Евангелию от Матфея, Ирод приказал убить всех мальчиков в Вифлееме в возрасте до двух лет после того, как волхвы сообщили ему, что родился царь иудейский.
«Это то, из-за чего люди особенно помнят Ирода», — отмечает Гудман, который в своей книге задается вопросом, действительно ли речь идет о реальном событии.
Ирод фигурировал во всех курсах истории, которые Гудман преподавал на протяжении десятилетий: <его глубокие знания> создали идеальное сочетание автора и предмета для серии «Жизни евреев» издательства Йельского университета.
В книге рассказывается о насыщенном событиями периоде в истории Древнего Рима и Иерусалима: в первом из них — гражданские войны, приведшие к созданию Римской империи; в последнем — упадок династии Хасмонеев, основанной Иудой Маккавеем.
Гудман — специалист по еврейской и римской истории, и это очевидно из его тщательно подготовленной книги, первоначальные черновики которой написаны от руки.
Он начинает с того, что Ирод, которому очень не повезло, находится вдали от Иудеи и ищет поддержки в Риме у Марка Антония и Сената.
Автор сплетает убедительное повествование из древних источников — надписей, монет и сочинений двух историков, задокументировавших правление Ирода. Первым был его придворный нееврей Николай Дамасский, а спустя десятилетия после смерти Ирода и после падения Иерусалима в 70 году н. э. — Иосиф Флавий, военачальник-еврей, ставший историком и также описавший правление царя.
«Об Ироде написано очень много, — подчеркивает Гудман. — Вот почему мы так много знаем о его жизни. Мы знаем о нем больше, чем о любом другом еврее древности».
Этот изначальный аутсайдер (его отец происходил из идумеев, принявших иудаизм, а мать была арабкой, вероятно, набатейского происхождения) в итоге вступил во взаимодействие с самыми влиятельными игроками своего времени. В их число входили оба члена знаменитой властной пары — Антоний и царица Египта Клеопатра.
В книге подробно пересказываются пикантные слухи об Ироде и Клеопатре, а также о более прозаических вещах, например, о том, кому отошел контроль над бальзамовыми рощами Иерихона и Эйн-Геди. Хотя Ирод постоянно выбирал не ту сторону в борьбе за власть в Риме, включая убийцу Цезаря Кассия, в конечном счете он сделал правильный выбор, подружившись с внучатым племянником Цезаря, его приемным сыном Октавианом, ставшим императором Августом.
«Хорошие отношения с Августом были очень важны, чтобы оставаться у власти, — рассуждает Гудман. — И Ирод оказался успешен в этом».
Некоторые из архитектурных проектов Ирода были названы в честь императора, особенно следует выделить Кесарию. Царь иудейский построил языческий храм для поклонения богине Рома (покровительнице Рима) и императору Августу, а также проводил в Иерусалиме спортивные соревнования и гладиаторские бои в римском стиле. Стремясь завоевать расположение греческих подданных, он оказывал покровительство спортивному событию, проходившему далеко от его собственного дома, Олимпийским играм.
Если Ирод был вполне разумен в управлении многонациональным государством, подчиненным могущественной империи, то в личной жизни выглядел далеко не беспристрастным.
Он казнил свою жену Мариамму, хасмонейскую царевну, заподозрив ее в измене. Более десяти лет спустя начал подозревать в предательстве двоих сыновей, Александра и Аристобула. Последовала серия расследований в римских судах. И хотя Август первоначально примирил царя-параноика с его сыновьями, братья в итоге были повторно преданы суду и казнены. К этому моменту Ирод вернул из изгнания старшего сына Антипатра в качестве потенциального преемника, но в конечном счете тоже начал в нем сомневаться.
Хотя Ирод сожалел о смерти Мариаммы и сыновей, однако в последний год своей жизни, охваченный болезнью, приказал казнить и Антипатра. Вообще в последние годы жизни он практиковал многоженство, живя с девятью женами, что оправдывал, ссылаясь на еврейские обычаи.
В книге исследуется еврейство Ирода, в том числе цитируется шутка Августа о его предположительном соблюдении кашрута: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Обсуждая утверждение о том, что Ирод был наполовину евреем, Гудман исследует идумейскую ветвь его семьи.
Идумеи были народом, чье название происходит от библейского Эдома, который в значительной степени принял иудаизм. Будучи царем, Ирод всегда называл себя евреем.
«Он представлял себя своим еврейским подданным как один из них, — рассказывает Гудман. — Их предки оказались недостаточно хороши, чтобы построить Храм. И он собирался добиться большего, чем Хасмонеи».
В период, описываемый в книге, Хасмонеи пришли в упадок. Хотя царица Шломцион привнесла своим правлением стабильность, за ее смертью последовала гражданская война, в ходе которой царство стало вассальным государством Рима.
Зажиточный отец Ирода, Антипатр, изыскал возможность сделать карьеру себе и своей семье у сына Шломцион, Гиркана, а затем у римлян. После того, как ситуация ухудшилась и в дело вмешались конкурирующие парфяне, Ирод совершил дерзкий побег в Рим, невероятным образом завершившийся тем, что его провозгласили царем Иудеи.
«Это произошло <…> только потому, что римский мир сам находился в хаосе, — объясняет Гудман. — Он потерял контроль над Иудеей и всем Левантом в пользу Парфянского государства, располагавшегося на территории современного Ирана».
Миссия Ирода, добавляет он, заключалась в том, чтобы «вернуть царство от имени Рима». На практике он мог сделать это только с помощью римских легионеров.
Ирод поступил именно так и безжалостно укреплял свое правление.
В поисках лучшей династической пары он отослал свою первую жену Дориду и женился на Мариамме. Хотя Ирод был влюблен в нее, союз оказался губительным для самой Мариаммы и ее семьи. Он казнил Гиркана, который был не только ее дедом, но бывшим первосвященником и наставником. Когда Ирод был вынужден назначить ее младшего брата первосвященником, подросток умер при подозрительных обстоятельствах. В конце концов он заподозрил Мариамму в нелояльности и казнил и ее. Собственная мать предала Мариамму, но позже столкнулась с Иродом и тоже была убита.
Убивая родственников своей супруги, Ирод одновременно осуществлял обширные строительные проекты по всей Иудее, включая восстановление Храма.
«Это было признано невиданным архитектурным достижением еще при жизни Ирода, — рассказывает Гудман. — Вы все еще можете увидеть, если спуститесь к Стене Плача и посмотрите на раскопки у Южной стены, довольно много остатков Храма Ирода».
По его словам, «с того времени возникает новая еврейская архитектура: великое здание в Хевроне, гробница патриархов, пещера Махпела».
Тем не менее, Гудман отмечает: «Большинство его зданий были дворцами и крепостями», в том числе в Масаде и Иерихоне. Этим отличался и «великий дворец в Иерусалиме, где сейчас находятся Яффские ворота <…> Во всех этих великолепных зданиях нет ничего еврейского. С точки зрения архитектуры они скорее римские и эллинистические, чем еврейские».
Одна попытка слияния оказалась катастрофической: это была скульптура золотого орла в честь Августа, установленная в Храме. Когда население ошибочно решило, что их больной царь умер, некоторые совершили смелый акт неповиновения. Спустившись с крыши Храма, они сбили орла и уничтожили его. Царь наказал смельчаков, приказав сжечь живьем.
Когда кровавый царь в 4 году до н. э. действительно умер, его царство погрузилось в войну с участием трех выживших сыновей, римских властей и нескольких авантюристов, в результате которой погибли тысячи людей. Был ли неизбежен такой финал? Имя Ирода стало ассоциироваться с жестокостью, в том числе с резней младенцев.
Гудман задается вопросом, происходила ли на самом деле эта резня младенцев, ведь Матфей — единственный евангелист, который упоминает об этом. Образ Ирода как злого царя на протяжении веков сохранялся в христианстве, в том числе в разнообразных произведениях искусства.
Расправа над младенцами «захватила воображение христиан», говорит Гудман: «Похоже, это связано с самим образом Ирода, который был жесток и порочен — особенно по отношению к детям и исходя из известных историй о том, что он сделал со своими сыновьями; это истории не только из христианской традиции, но и из поздней языческой традиции». В первом случае, добавляет он, «если бы существовал другой нечестивый царь, то этого нечестивого царя в конечном счете стали бы называть Иродом».
Так каков же приговор историческому Ироду?
«У него определенно были недостатки, — замечает Гудман. — Но, в конце концов, он впечатляющая фигура, хотя и с большими недостатками».