Еще посмотрим

Герман Гессе и евреи

Алексей Мокроусов 5 августа 2016
Поделиться

Святой для хиппи? Герман Гессе и США

Монтаньола, Музей Гессе

до 4.09

Герман Гессе был настолько популярен в 1960–1970‑х годах, что впору говорить о культе писателя — что, конечно, интеллектуалу может показаться определением не только лестным, но и опасным. Однако Гессе повезло, его любили в первую очередь аутсайдеры и альтернативщики. В США он стал иконой «поколения бит», одним из адептов которого был поэт Аллен Гинзберг — ему на этой небольшой выставке уделено много внимания. Продвижением своих книг на американской рынок Гессе обязан и другим евреям из богемной среды. Так, уехавший из Европы в эмиграцию художник Эмиль Уайт (Визельман; 1901–1989) настойчиво рекомендовал своему другу прочитать восхитившую его «Сиддхартху». Друга звали Артур Миллер, и он, прочитав роман, взял в оборот своего издателя. В итоге за шесть лет «New Directions Publishing» трижды допечатывало тираж, и это еще в начале 1950‑х. Позднее «Сиддхартху» экранизировали — за камерой стоял великий швед Свен Нюквист, постоянный оператор Ингмара Бергмана, работавший также на «Жертвоприношении» Тарковского. В Монтаньоле показывают фотографии со съемок фильма, сделанные невесткой писателя Изой Рабинович‑Гессе. Сохранилась ее переписка со свекром. Тот был с ней откровенен. Так, в 1941 году, обсуждая выбор имени для внука, Гессе писал:

«Я не хочу вмешиваться, но все‑таки хочу напомнить, что ветхозаветные имена, как Давид и т. п., могут сегодня осложнить <…> жизнь ребенку. Антисемитская волна <…> отнюдь не схлынула, она еще будет все больше подниматься в Швейцарии.

Есть, правда, забавным образом, и противоположные случаи, когда имя с еврейским звучанием приносило пользу нееврею. Я знал по крайней мере одного эмигранта, у которого не было ни капли еврейской крови, но его звали Давид, и он долгое время получал поддержку от одной еврейской кассы взаимопомощи».

Дороти Бом. Лондон 1960‑х

Лондон, Еврейский музей

до 29.08

Дороти Бом (Доротея Израэлит), которой исполнилось 92 года, считается сегодня классиком фотографии. Уроженка Кенигсберга, она приехала в Лондон с семьей из Шяуляя в 14 лет и начала профессионально заниматься фотографией в середине 1940‑х. Позже много путешествовала, но лондонцы отобрали для выставки снимки, сделанные в их городе.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

От еврейской Швейцарии до русского космоса

Здесь и большеформатные эскизы самого знаменитого творения австро‑американского архитектора — «Бесконечного дома», над которым он работал в течение нескольких десятилетий, и впервые показываемая на родине модель «Города‑пространства» в натуральную величину. В 1925 году ее выставили в театральном разделе Парижской международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, где она произвела огромное в буквальном смысле слова впечатление.

Живу и вижу

Творчество бразильского архитектора, считающегося самоучкой, признано классикой современной садовой архитектуры. Бурле‑Маркс сформулировал ее принципы, воплотив их в совместных проектах с Ле Корбюзье и Оскаром Нимейером; только в Рио‑де‑Жанейро 88 созданных им парков находятся сегодня под охраной как памятники культуры. Активный защитник природы, он собирал растения; ферму в 80 гектаров в итоге подарил государству.

Еврейский Пратер: пути к удовольствию

Австрийская столица отмечает множеством выставок 250‑летие Пратера, всемирно знаменитого венского парка. Еврейский музей рассказывает о Пратере из своей перспективы. По соседству с парком располагается Леопольдштадт, в его окрестностях существовало гетто Унтерер Верд, после отмены запрета на проживание в Вене евреи селились здесь с 1625 года. А с 1850‑го еврейские выходцы из разных уголков Австро‑Венгрии стали обосновываться в этих местах особенно активно, потому в районе образовалось множество еврейских театров и т. н. «жаргонных сцен».