кабинет историка

Еврейский антифашистский комитет как сообщество памяти

Юлия Волохова 9 августа 2022
Поделиться

«Лехаим» продолжает серию спецпроектов выпуском, посвященным деятельности Еврейского антифашистского комитета, процессу над ним и судьбам некоторых
его членов.

Спецпроект приурочен к семидесятой годовщине казни обвиняемых по делу ЕАК, известной под неточным названием «ночь расстрелянных поэтов»: 12 августа 1952 года были расстреляны 13 из 15 обвиняемых: поэты, переводчики, редакторы, дипломат, журналист и профсоюзный деятель, прозаик, врач и актер.

Мы представляем вниманию читателей результаты новых исследований и архивных изысканий, а также личные свидетельства людей, связанных с членами ЕАК родственными узами.

В рамках нашего спецпроекта мы публикуем статьи Юлии Волоховой, Джошуа Рубинштейна, Александра Энгельса и Ольги Селицкой, посвященные разным аспектам деятельности и дела ЕАК. Эти статьи были представлены в виде докладов на международной научной конференции «Еврейский антифашистский комитет в СССР: история, память, уроки», прошедшей в мае сего года в Советском фонде мира и Российском государственном гуманитарном университете. Публикация подготовлена совместно с организаторами конференции — Международным научно‑образовательным центром истории Холокоста и геноцидов РГГУ и Научно‑просветительным Центром «Холокост». Полную версию материалов конференции можно прочитать на сайте Центра «Холокост».

История Еврейского антифашистского комитета и «Черной книги» подробно изложена в целом ряде исследований Об истории ЕАК и «Черной книги» см.: Редлих Ш., Костырченко Г. В. Еврейский антифашистский комитет в СССР, 1941–1948: Документированная история. М., 1996; Рубинштейн Дж. Разгром Еврейского антифашистского комитета. М., 2002; Люстигер А. Сталин и евреи: Трагическая история Еврейского антифашистского комитета и советских евреев. М., 2008; Альтман И. А. «Это крик человеческой души». К истории «Черной книги» // Черная книга / Под ред. В. Гроссмана, И. Эренбурга. М., 2015. С. 707–717.
, тогда как неофициальная жизнь комитета и та особая, подчас терапевтическая роль, которую он играл в годы войны и сразу после ее окончания для советских интеллектуалов, фронтовиков и простых людей, переживших ужасы войны и потерявших близких в результате нацистского террора, изучены в гораздо меньшей степени.

О том, что вокруг ЕАК в процессе документации Холокоста непреднамеренно сформировалось особое социальное сообщество, пишет в своей работе «Сохраняя “события, которые исчезают как дым”: Черная книга как сообщество выживших и писателей, 1943–1946» Полли Завадивкер. Она отмечает, что помещение комитета на Кропоткинской улице стало местом памяти, где в «сообществе выживших» можно было поделиться пережитым горем и найти поддержку Zavadivker P. Preserving ‘Events that are Vanishing Like Smoke’: The Black Book as Community of Survivors and Writers 1943–1946 // ZUTOT: Perspectives on Jewish Culture. 2015. Vol. 11. Р. 1–12.
. Значимо, что именно логика «сообщества выживших» стала одним из основных принципов и при распределении материалов между редакторами и составителями «Черной книги». Чаще всего материалы редактировались теми, для кого трагедия евреев, уничтоженных в определенном регионе, была личной незаживающей раной «Сейфуллина представила материал о Крыме, объясняется это тем, что она ездила в Крым сразу после освобождения Крыма — там скрывалась ее племянница Людмила Шапиро»; «Довольно много материалов было об Одессе — мы этот материал предложили В. Н. Инбер как одесситке, знающей город», — подобным образом Илья Эренбург объяснял распределение материалов на заседании литературной комиссии ЕАК 13 октября 1944 года. См.: Волохова Ю. А. Стенограмма заседания литературной комиссии Еврейского антифашистского комитета 13 октября 1944 г. // Философические письма. Русско‑европейский диалог. 2020. Т. (3) № 2. С. 230–232.
.

В рамках этого сообщества в наиболее сложном положении оказались именно члены ЕАК. По справедливому замечанию Джошуа Рубинштейна, будучи представителями пропагандистской организации, полностью подконтрольной властям, они должны были (зачастую интуитивно) улавливать и выражать официальную советскую позицию в отношении массового уничтожения евреев нацистами, продолжая вместе с тем переживать Холокост как глубоко личную трагедию Поэт Ицик Фефер потерял отца в украинском городе Шпола; Б. А. Шимелиович, главный врач московской Боткинской больницы, потерял брата; первая жена актера В. Л. Зускина погибла в Литве; мать и младший брат поэта Д. Н. Гофштейна убиты в Бабьем Яру под Киевом; у Д. А. Драгунского были убиты родители, братья, две сестры и несколько других родственников. Мать В. Гроссмана была расстреляна под Романовкой на Украине. См.: Rubenstein J. Vasilij Grossman and ‘The Black Book’ // Contemporanea. 2012. Vol. 15, № 4 (ottobre‑dicembre). Р. 753.
.

Лишь подступаясь к указанной задаче — рассмотреть ЕАК как сообщество памяти, мы собираемся на материале документов из фонда Еврейского антифашистского комитета в Государственном архиве Российской Федерации (далее — ГАРФ) и публикаций в болгарской газете «Еврейские вести» за 1945–1946 годы показать, что неформальное сообщество памяти продолжало жить и функционировать и вне работы над «Черной книгой», а также выявить ту роль, которую в нем играли советские писатели Василий Гроссман и Илья Эренбург.

Известно, что осенью 1944 См.: Еврейский антифашистский комитет в СССР, 1941–1948: Документированная история. М., 1996. С. 242 года Шахно Эпштейн и Ицик Фефер, не известив Илью Эренбурга, отправили в США 552 страницы документов, собранных в СССР для будущей «Черной книги», результатом чего стал масштабный конфликт, отказ Эренбурга от продолжения работы над «Черной книгой» и роспуск 25 апреля 1945 года литературной комиссии. Между тем этот официальный разрыв отношений с ЕАК вовсе не означал прекращения неофициальных контактов с комитетом, его сотрудниками и неформальным кругом людей, объединенных пережитым травматическим опытом.

Летом и осенью 1945 года Илья Эренбург совершил поездку по союзным республикам и странам Европы, а также побывал на Нюрнбергском процессе. Во время поездки он встречался с представителями еврейской общественности за рубежом, в том числе с представителями еврейских организаций, имевших тесные контакты с ЕАК. После возвращения из этой поездки 9 января 1946 года Эренбург выступил в комитете с докладом, стенограмма которого сохранилась в фонде ЕАК в ГАРФ ГАРФ. Ф. Р8114. Оп. 1. Д. 1053. Л. 107–128.
.

Вечер вел Соломон Михоэлс, но поскольку выступление Эренбурга носило неофициальный характер, установить точное число присутствовавших и их имена не представляется возможным. По вопросам слушателей и тематике доклада мы можем сделать вывод, что участники встречи были объединены общим интересом к жизни и послевоенной судьбе евреев в мире. Сам же Илья Эренбург сформулировал цель своего доклада так: рассказать «о евреях, которых я встречал, об их положении в различных странах, о том, что с ними случилось, и о тех выводах, которые человек делает из всего, что он наблюдает» ГАРФ. Ф. Р8114. Оп. 1. Д. 1053. Л. 107.
. В ходе доклада Эренбург подробно рассказал о судьбе евреев в годы войны и после ее завершения в Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Франции, Германии, а также о посещении Нюрнбергского процесса. Он подкреплял свои рассказы выдержками из материалов, собранных им в ходе поездки, а во время перерыва «представил зрительно ряд интересных документов», которые специально принес с собой Там же.
.

Депортация евреев Македонии в концлагерь Треблинка. Март 1943

Это лишь один из примеров той особой роли, которую играли советские писатели в жизни неформального сообщества, сформировавшегося вокруг ЕАК. Они не только служили мостом между евреями разных стран, но также собирали и перевозили документы и свидетельства, а иногда и артефакты, найденные в местах массового уничтожения еврейского населения на оккупированных территориях. Так, 21 июня 1945 года секретарь ЕАК в Софии Моис Бениеш написал письмо Василию Гроссману по следам публикации очерка «Треблинский ад» и направил его на адрес ЕАК в Москве. В письме болгарский актер и режиссер просил Гроссмана, а через него и других советских военных корреспондентов (Илью Эренбурга, Михаила Шолохова, Константина Симонова) сообщить что‑либо о судьбе 13 тыс. евреев, высланных из Македонии и Фракии в 1943 году. Выдержки из этого письма были опубликованы в болгарской газете «Еврейские вести» 30 июня 1945 года Писмо до съвет. евр. писател В. Гросман // Еврейски вести. София, 30 юни 1945. № 35. С. 3. .

Интересно, что свой ответ Гроссман направил не официальным путем, а передал через Илью Эренбурга, к тому моменту формально порвавшего с ЕАК. Во время своей зарубежной поездки Эренбург лично в сентябре 1945 года вручил письмо сотрудникам Еврейского антифашистского комитета в Софии вместе с записной книжкой македонского еврея, найденной Гроссманом на территории Треблинки В ходе выступления 9 января 1946 года Илья Эренбург сообщает следующее: «Василий Семенович Гроссман, который произвел тщательное и исключительное по своему значению обследование Треблинки, обнаружил там документ, который мы сочли за болгарский, потому что он был на записной книжке болгарского Красного креста, среди убитых. Этот документ по просьбе евреев Болгарии я повез от имени Гроссмана болгарским евреям и там было установлено, что это документ македонца, который рассказывал об убийстве македонских евреев. То, что можно было извлечь из этого документа, было тотчас же напечатано в газете «Еврейские вести», также как и личное письмо Гроссмана, где он рассказывал об обстоятельствах, при которых он обнаружил этот документ». См.: ГАРФ. Ф. Р8114. Оп. 1. Д. 1053. Л. 114.

Вопреки утверждению И. Эренбурга в газете «Еврейские вести» (6 октября 1945) было опубликовано только ответное письмо Василия Гроссмана.

. Ответное письмо Василия Гроссмана также было опубликовано в газете «Еврейские вести» (6 октября 1945) Ужасната съдба на македонските евреи. Писмото на съв. Писател Василии Гросман до Еврейския антифашистки комитет в София // Еврейски вести. София, 6 октомври 1945. № 49. С. 1–2.
.

Это далеко не единственный пример такого рода. Используя международные контакты, установленные ЕАК, Василий Гроссман 25 января 1947 года передал через художника Рафаэля Хволиса коллекцию документов и предметов из архива Лодзинского гетто и Треблинки в Еврейский музей Вильнюса Опись предметов, переданных в Еврейский музей Вильнюса см.: ГАРФ. P‑8114. Оп. 1. Д. 960. Л. 331–333.
.

Благодарственное письмо от Еврейского музея Вильнюса Василию Гроссману за принесенную в дар коллекцию документов и предметов из архива Лодзинского гетто и Треблинки. 1947

Другой показательный пример того, как стихийно возникшее вокруг ЕАК сообщество памяти разрасталось и выходило за формальные рамки, — малоизученная история антифашистского клуба «Илья Эренбург», созданного в конце июня 1945 года в Болгарии. Сам Илья Эренбург рассказал об этой организации следующее:

 

Из культурной жизни еврейства в Болгарии укажу на деятельность общества, которое около года тому назад обратилось с просьбой ко мне разрешить именоваться моим именем. Для меня это было честью, причем двойной честью, так как это исходило от евреев и от болгар. Я дал согласие. Это общество называется «Общество борьбы с антисемитизмом и расизмом “Илья Эренбург”». Общество имеет разветвления во всех городах, где живут болгарские евреи, и число его членов включает все еврейское болгарское население старше 16‑ти лет. В работе этого общества принимают участие и не евреи, а также и болгары ГАРФ. Ф. Р8114. Оп. 1. Д. 1053. Л. 114.
.

 

Показательно, что данная организация, возникшая с согласия и при поддержке Ильи Эренбурга, установила и поддерживала контакты с ЕАК. Члены общества состояли в неформальной переписке с рядом сотрудников комитета и поддерживали контакты с ними даже после конфликта Эренбурга с руководством ЕАК. Так, летом 1946 года завязалась переписка Рашели Шемтовой, представительницы «женской секции организации имени Ильи Эренбурга», с филологом, историком и редактором Рахилью Ковнатор, подготовившей несколько статей для «Черной книги» См. письмо от Рашели Шемтовой к Рахили Ковнатор от 1 августа 1946: ГАРФ. Ф. P8114. Оп. 1. Д. 960. Л. 334‑337; Письмо от Рашели Шемтовой к Рахили Ковнатор от 31 декабря 1946 года: ГАРФ. Ф. P8114. Оп. 1. Д. 960. Л. 340–341 и др. .

Фрагмент письма Рашели Шемтовой к Рахили Ковнатор. 1 августа 1946

Приведенные примеры показывают, что сообщество памяти жило и функционировало и вне работы над «Черной книгой», и внутри этого неформального сообщества люди получали возможность не только демонстрировать лояльность советскому государству, победившему нацизм, но и проживать утраты, скорбеть, ощущать свою сопричастность к жизни евреев в других странах, разделять с ними ответственность за сохранение памяти об опыте войны и Холокоста, обмениваться информацией, документами, устными и письменными свидетельствами, материальными предметами, контактировать с простыми людьми и официальными учреждениями за рубежом. При этом организующим ядром этого сообщества были советские интеллектуалы, участвовавшие в документации Холокоста. Они выполняли функцию медиаторов, и их деятельность не ограничивалась работой над «Черной книгой», а в случае с Ильей Эренбургом не прервалась даже после его конфликта с руководством комитета и формальным разрывом с ЕАК.

Исследование проводилось по международному гранту Центра «Сэфер» на исследования по истории и культуре российского еврейства в различные исторические периоды. Грант предоставлен в рамках благотворительной программы «Академическая иудаика на постсоветском пространстве», реализуемой при поддержке фонда «Генезис» (Genesis Philanthropy Group).

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Михоэлс и принц Реубейни

Михоэлс! Это слово было для нас не имя, не псевдоним. Это был образ человека неповторимого. Все в нем, если можно так выразиться, михоэлсообразно: мудрость и пламенный темперамент, строгая требовательность и мягкий юмор, народность и возвышение над бытовым, будничным, всесторонние знания и щедрость в их передаче, напряженная мысль и точная формулировка, простота и аристократизм, нравственное и физическое здоровье. Сегодня мы приступаем к работе над трагедией Давида Бергельсона «Принц Реубейни»...

«Требуем самой суровой кары презренным убийцам…»

Евреев выбрали на роль новых врагов потому, что население было готово к этому. Постепенное вытеснение евреев из всех сфер жизни началось вскоре после войны и особенно расцвело в период «борьбы с космополитизмом», начавшейся в 1948 году. Все это осложнялось тем, что к концу жизни у Сталина развилась паранойя, и он сам стал верить в фабрикуемые по его приказанию заговоры.

ЕАК. Время и место

История сыграла с кремлевскими вождями злую шутку: уничтожение цвета еврейской интеллигенции привело к неожиданному результату. Лишенные национального руководства, которое символизировал для них Еврейский антифашистский комитет, ежеминутно ждущие депортации, евреи видели свое спасение теперь лишь в Израиле. Расправа с ЕАК и связанное с этим усиление антисемитского психоза в стране привели к тому, что уже тогда, в 1952-м, советские евреи готовы были без сожалений расстаться с «родиной социализма», готовы были к массовой репатриации в Израиль – к своим.