кабинет историка

Еврейские общины в дунайских княжествах

Ирма Фадеева 25 марта 2020
Поделиться

Данные археологии свидетельствуют о том, что иудеи жили в Дакии во II веке н. э. (ныне это территория Трансильвании, Валахии, Баната). В ходе римских завоеваний 101–107 годов в правление императора Траяна Дакия была превращена в римскую провинцию со смешанным, как и во многих других регионах империи, населением. О существовавших там еврейских поселениях можно судить по найденным румынскими археологами похоронным текстам в Сармиседжетусе и Хыршове, а также по иудейским печатям, относящимся к 133–134 годам.

Из более поздних источников известно описание еврейской общины, которую в 1165 году посетил еврей Беньямин из Туделлы. Его внимание привлекли деловые контакты общины с южнодунайскими племенами влахов. Судя по некоторым торговым документам XIII века, евреи поддерживали торговые отношения с Византией, русскими землями и Польшей. Их пути пролегали через Болгарию и придунайские земли. Они пользовались этим транзитом в торговле с Константинополем до 1480 года.

Есть документы, подтверждающие наличие в Аккермане еврейского поселения в первой половине XIV века.

В румынских землях евреи поселились после их изгнания из Венгрии королем Людовиком I якобы за отказ общины перейти в католицизм. Король, известный не только религиозным фанатизмом, но и агрессивной внешней политикой, ослабил возможности соседних славянских народов к сопротивлению надвигавшейся турецкой угрозе.

Известно, что поощрявший торговлю на своих землях воевода Валахии Дан I предоставил евреям возможность поселиться в их пределах, даровал им привилегии, среди них — право арендовать землю сроком на один год, после чего аренду можно было продлить по усмотрению властей.

 

Карта Валахии в XVIII веке

В 1476 году Валахия была объявлена вассальной территорией Османского государства, в 1501 году Молдавия также стала вассальным княжеством. Оба Дунайских княжества во внутренних делах сохранили самостоятельность, то есть не были превращены в пашалыки (области, управляемые пашой. — Прим. ред.). Некоторые источники относят время активизации еврейской торговли в княжествах к середине XVI века, то есть к периоду турецкого господства. Известно, что в это время в Бухаресте обосновалась община сефардов, бежавших из Испании и Португалии. Примерно тогда же в Стамбул, Салоники и в города Молдавии из Западной Европы прибывали ашкеназские евреи. Они были активными участниками торговли с Польшей и другими европейскими странами. Торговлю осуществляли через Дунайские княжества. Продавали скот, кожи, воск, вино, одежду. Занимались розничной торговлей товарами польского производства, обменом денег — польских злотых, венгерских и итальянских дукатов.

В XVI–XVII веках и позднее территории Дунайских княжеств были яблоком раздора между Османской империей и Австрией, а в начале XVIII века и крепнувшей Россией. В условиях частых войн и восстаний население этих территорий, евреи в том числе, могли думать лишь о выживании.

Османские власти постепенно отказались от идеи посадить в княжествах мусульманского наместника и приняли решение назначать христианских правителей из среды собственных подданных греков-фанариотов, обитавших в Стамбуле в квартале Фанар.

В XVIII веке в европейских странах быстро развивались промышленность и торговля, для которых сырье доставляли из колоний. Возникли новые производственные отношения. Буржуазия вводила собственные правовые нормы. Опосредованно новые отношения достигали и стран Восточной Европы. Возросла еврейская иммиграция в Дунайские княжества. Приезжали в основном ремесленники и торговцы, мечтавшие о достатке в более свободных от турецкого контроля землях. Они способствовали развитию внутреннего рынка на этих территориях, а также его постепенной интеграции в общеевропейский рынок. Именно в период фанариотского правления евреи получили статус, обеспечивавший им религиозную свободу и общинное самоуправление. Главный раввин звался, как и в Стамбуле, хахам-баши. Его утверждал воевода княжества. Главный раввин пользовался некоторыми льготами, свидетельствовавшими о его высоком положении, — он освобождался от уплаты налогов и таможенных сборов. Раввинат осуществлял «совет и управление» общиной, собирал налоги в казну княжеств. Из документов середины XVII века известно, что в Яссах существовала очень давняя еврейская община, там была синагога и древнее еврейское кладбище. Известно, что раввин Натан Хановер, бежавший с Украины от резни, учиненной бандами Богдана Хмельницкого, нашел убежище в Яссах. Членом той же общины был некто Коэн, лекарь воеводы Василия Лупу. Сведения эти относятся к 1646 году.

Сохранились дворцовые записи, относящиеся к более позднему времени, в которых указано, что новоприбывшим евреям предлагали селиться в городах и местечках. Они пополняли число налогоплательщиков и оживляли хозяйственную жизнь. Иммигрантам давали землю под строительство жилых домов, синагог, для устройства микв, школ, странноприимных домов, лечебниц и т. д. В Молдавии в основном возникали штетлы — местечки с преимущественно еврейским населением.

В общинах были и ашкеназы и сефарды. Религиозные традиции составляли основу их бытия.

Как уже говорилось, правление фанариотов стало наиболее благоприятным для еврейских общин. Позднее для них были введены ограничения на право владения землей, их лишили возможности свидетельствовать в суде против православного христианина, а затем и вовсе начали изгонять из страны. Если репрессии против той или иной христианской конфессии провоцировались войнами, религиозным конфликтом католиков Австрийской империи с православными, то евреи страдали от преследований и тех и других. В сравнении с относительной толерантностью мусульманской Порты к иноверцам — христианам и иудеям, католики христианской империи действовали против православных христиан с крайней жестокостью. По приказу генерала Адольфа Буккова в 1761 году были разграблены и сожжены православные монастыри Трансильвании, всего пострадало около 150 монастырей. Еще ранее, в 1697 году, австрийскими войсками был сожжен еврейский квартал в Скопье.

В конце XVIII века Османская империя утратила свои позиции в Дунайских княжествах. В 1822 году в них было восстановлено право избрания воевод из местной знати вместо греческих правителей, назначавшихся Портой.

Правители Молдавии и Валахии получали все большую власть в своих землях, что, как правило, сопровождалось усилением притеснения еврейских общин. В 1817 году в Молдавии был принят кодекс Каллимахи, а в Валахии в 1818 году кодекс Каража. Они содержали новые правила пребывания на этих территориях иностранцев, а также переселявшихся сюда евреев. Согласно статье 1430 кодекса Каллимахи, евреи могли покупать дома и лавки в городах Молдавии, но им запрещалось приобретать землю в пригородах и сельской местности.

Синагога в Сату-Маре, Румыния

К концу фанариотского правления евреи имели право жительства на всей территории Молдавии и во многих регионах Валахии. Власти княжеств подразделяли их по статусу на три категории: местные евреи, те, кто ранее приехал в страну и растворился в среде автохтонных евреев; вторая категория — недавно поселившиеся по специальному правительственному акту, и третья категория — евреи, пользовавшиеся иностранной защитой от фискального произвола той эпохи. Такие различия в статусе еврейского населения укоренились скорее в силу местных обычаев того или иного района, нежели по какому-то фиксированному закону. Они действовали до принятия Дунайскими княжествами Органического статута (1831–1832).

Адрианопольский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1828–1829 годов, в которой турки потерпели поражение, обеспечил фактическую автономию Молдавии и Валахии.

Молдавия и Валахия получили право самостоятельно избирать господарей, правление которых стало теперь пожизненным (ранее оно ограничивалось семью годами). Заметно расширились права господарей во внутреннем управлении. Княжества могли иметь земское войско, охранять и укреплять свои границы. Россия взяла на себя гарантию прав Дунайских княжеств, что, конечно, увеличило ее влияние на Балканах. По сути, это был российский протекторат над княжествами при сохранении их номинальной зависимости от султана. — Молдавия и Валахия постепенно уходили из-под власти турок, а позиции России здесь укреплялись. По этому договору Россия получила земли в устье Дуная.

Следствием изменившейся внешнеполитической ситуации в княжествах стало принятие упомянутого Органического статута — своего рода конституции, которая положила начало ряду европеизаторских реформ. И вместе с тем, согласно статуту, начал действовать закон, лишавший нехристианское население гражданских и политических прав. В постановлениях, разработанных на основе этого закона, говорилось, что, если еврей не сможет подтвердить наличие стабильного источника к существованию, то его приравняют к бродягам и в любое время могут изгнать из страны. Менялась система взаимоотношений еврейской общины с властями. Был упразднен институт главного раввина вместе со всеми его привилегиями. Евреям было оставлено право на государственное начальное образование. Органический статут с некоторыми изменениями действовал до объединения княжеств в 1859 году.

И все-таки вопреки ограничительной для евреев политике княжеств число переселенцев в эти земли в течение XIX века возрастало, особенно после Адрианопольского мирного договора. Дунайские княжества открывались западному капиталу, и евреи не стояли в стороне от этого процесса. Политика князя Михаила Стурдзы была направлена на привлечение евреев в Молдавию, несмотря на противодействие значительной части элиты.

Согласно молдавской переписи 1803 года, еврейское население составляло около 12 тысяч человек, а к 1859 году его численность возросла до 130 тысяч, что составило 3% от числа всех жителей княжества. Рост еврейского населения имел место и в Валахии: в 1838 году там насчитывалось 1960 человек, а в 1859-м — уже 17 000. В эти годы в общинах княжеств шли медленные, сложные процессы социально-экономической интеграции и частичной культурной ассимиляции евреев в инонациональной среде. Такие процессы неизбежно сопровождали модернизацию еврейских общин диаспоры, и очень часто они оканчивались взрывами этно-конфессионального противостояния и ненависти к евреям со стороны местных элит. Латентный антисемитизм подогревался завистью к финансовым успехам отдельных еврейских семей, а также использовался властями в качестве безотказного средства консолидации и мобилизации масс в борьбе с политическими противниками. Приверженцы антисемитских доктрин, изобиловавших вздорными вымыслами, рассматривали интеграцию евреев в общество Молдавии и Валахии как настоящую трагедию. Однако их старания настроить все население против евреев не всегда оказывались успешными, поскольку вступали в противоречие с вполне рациональными экономическими интересами государства. Вопреки раздражению антисемитски настроенной немалой части общества настоятельная потребность экономики в иностранном капитале для ее модернизации вынуждала правительство смягчать жесткие правила пребывания евреев в стране. Именно евреи во многом способствовали становлению рынка и капиталистических отношений на этих территориях.

Начальный период развития капитализма в княжествах связан с прибытием первых еврейских банкиров: Михаэля Даниэля Хальфона в 1820 году, братьев Элиас — в 1837-м, а также Хилеля Маноаха и Якоба Марморша — в 1848 году. В 1836 году доктор Цукер построил в Бухаресте железообрабатывающее предприятие.

Революционные события во Франции и других государствах Западной Европы нашли отклик в Дунайских княжествах. В Валахии они способствовали приходу к власти части оппозиционного боярства и представителей буржуазии, правда на короткий срок. 21 июня 1848 года члены политического общества «Справедливость и братство», среди которых были и евреи, устроили в деревне Излаз собрание местных крестьян, солдат и офицеров расквартированных там войск. Собрание приняло ряд требований, которые были изложены в декларации: полная независимость Валахии, свобода печати, создание национальной гвардии, созыв Учредительного собрания для выработки конституции. В излазской декларации содержались также пункты, касавшиеся национальных меньшинств — цыган и евреев. Пункт 21 принятой декларации требовал освобождения угнетаемых и дискриминируемых меньшинств и предоставления политических прав всем соотечественникам, независимо от национальности и вероисповедания. Упоминавшийся выше банкир Хилель Маноах тогда же был избран членом муниципального совета Бухареста.

Постепенно открывались возможности для развития местного ремесла и промышленности, становилось больше свободы для местных предприятий, отменялись внутренние таможни, открылись новые мануфактуры и фабрики. Первоначально инициатива их создания принадлежала иностранцам, среди которых было немало евреев.

Многие еврейские интеллектуалы с пониманием и сочувствием отнеслись к революционным событиям 1848 года. Они надеялись, что их унижаемым, бедным и забитым в массе своей единоверцам будут предоставлены политические права. В революционном движении приняли участие художники Барбу Иковеску и Даниэль Розенталь, создавший известное полотно «Революционная Румыния». Несколько банкиров, в их числе Хилель Маноах и Давийон Балли, пожертвовали крупные суммы на нужды революционного движения. Сохранились документы, свидетельствующие об участии евреев в сражениях с турками.

Рынок в Яссах, 1845 год

После поражения революционного движения в княжествах удару подверглись и борцы за гражданские права евреев, а сама идея таких прав оказалась замороженной. Новые попытки в этом направлении были предприняты после объединения Молдавии и Валахии в единое Румынское государство, главой которого в 1859 году стал Александру Куза. В опубликованном манифесте «К румынам Моисеева культа» говорилось о намерениях правительства «стать на путь освобождения румын израильского вероисповедания». Но даже небольшие реформы вызвали ожесточенное сопротивление влиятельных кругов. В 1866 году Куза был свергнут с престола, изгнан из Румынии, а его место при поддержке Франции, Италии и других держав занял немецкий принц Карл Гогенцоллерн, вопреки возражениям Турции, не желавшей избрания иностранца.

В том же 1866 году была принята первая румынская конституция. Один из ее разработчиков, Ион Братиану обещал включить в текст пункт о гражданстве для всех жителей, однако итоговый документ оставил в силе бесправие еврейского населения. Принимавший участие в редактировании текста конституции Аристид Паскаль говорил о том, что первоначальный вариант статьи 7 был сформулирован следующим образом: «Религия не может быть препятствием к получению гражданства». Такой вариант вызвал общее недовольство почти всех остальных членов конституционной комиссии, настроенных не в пользу румынских евреев. К тому же имели место массовые протесты антисемитской улицы. В итоге параграф 2 статьи 7 был принят в следующей редакции: «Только иностранцы христианского вероисповедания могут приобрести румынское гражданство». А для местных евреев гражданство по-прежнему было недосягаемым. Они остались бесстатусной группой, вопреки тому, что выполняли все обязанности граждан: служили в армии, платили налоги и пошлины, соблюдали законы страны пребывания. Румынские евреи были отнесены к категории иностранцев нехристианских вероисповеданий, то есть к лицам в тот период дискриминируемым. Антиеврейские выступления и погромы 1867 года стали поводом к активным протестам Англии, Франции, Турции и США в адрес румынского правительства.

С развитием капитализма, помимо традиционных предрассудков и религиозной вражды, евреи в полной мере испытывали на себе меры по ограничению или удушению их бизнеса. Нередко успешных конкурентов-чужаков просто изгоняли. Никто не принимал во внимание, что евреи внесли свой вклад в войну за независимость 1877 года, участвовали в военных операциях и были отмечены за храбрость. В приказе генерала Серната, командующего румынской армией, в числе награжденных за особые заслуги упоминались сержант Флорин Беркович и младший лейтенант Маурицио Бросинер, участвовавшие в сражениях августа — сентября 1877 года. Евреи создавали комитеты поддержки воинских формирований, собирали для них деньги и продовольствие. По инициативе одной из первых еврейских организаций «Сион», созданной в 1872 году и защищавшей интересы евреев Бухареста, был открыт румыно-еврейский госпиталь. Им руководил доктор А. Коэн-Косин. Госпиталь передали в распоряжение военно-медицинской службы для оказания помощи участникам сражений под Плевной и Видином во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

На Берлинском конгрессе 1878 года, завершившем войну, западные державы поставили перед румынским правительством вопрос о пересмотре позорной, дискриминирующей евреев статьи 7 конституции 1866 года. В новой редакции статьи речь уже шла о том, что румынское гражданство может быть предоставлено и жителям страны нехристианского вероисповедания. Однако и в новой формулировке содержалось разъяснение, по сути сводившее на нет действие статьи: «Право натурализации, — говорилось в нем, — предоставляется только на индивидуальной основе законодательным учреждением». Таким образом, этот вопрос был отнесен к компетенции парламента, систематически отклонявшего прошения евреев о натурализации.

Только 888 евреев — участников войны за независимость вскоре получили гражданство Румынии. Значительная часть еврейского населения снова оказалась жертвой дискриминационного законодательства. В отношении них действовали ограничения в доступе к ряду профессий и торговле. Они были лишены права на образование в государственных учебных заведениях.

Результаты подобной политики не замедлили проявиться. В конце XIX века еще существовала возможность свободной эмиграции. Десятки тысяч евреев, преимущественно квалифицированных специалистов, выехали из Румынии. По переписи 1899 года, еврейское население страны составляло 299 632 человека, а в 1912 году их число сократилось до 239 967, что составило 3,4% от всего населения.

Постоянные попытки исключить евреев из социальной жизни страны или существенно ограничить их участие в ней отражались на политическом и экономическом развитии Румынии, где заметным было значение еврейского капитала, профессионального и организационного опыта евреев, а также их участия в торговле и банковском деле. Статистический отчет за 1913 год содержит следующие показатели участия евреев в экономике страны: 12,2% были заняты в промышленности в качестве наемных рабочих и служащих; 12,2% имели собственные предприятия, что втрое превышало их процент среди всего населения; 31,3% работали в торговле и на транспорте, что более чем в восемь раз превышало их процент в составе всех жителей; 70% составляли служащие банков и системы социального страхования; более 5,3% были представителями свободных профессий, что также превосходило их долю в общей численности населения.

Рассматривая значение еврейского элемента в хозяйственной и культурной жизни страны, экономист Жорж Ташка указывал на его динамизм, вовлеченность в среду мелкой, средней и крупной буржуазии, на достижения в различных сферах румынской культуры, в частности в лингвистике и литературе.

Но вопреки демократическим нормам, установившимся во многих странах Европы и США к началу первой мировой войны, то есть к 1914 году, подавляющая часть еврейского населения Румынии была лишена гражданства, а соответственно и гражданских прав. Однако при этом в румынской армии служили 23 тысячи евреев, то есть примерно 10% всего еврейского населения. В правительственных газетах тех лет сообщалось, что в сражениях первой мировой погибли 882 еврея, 740 были ранены, 449 попали в плен, 3049 оказались в списках пропавших без вести, 825 солдат и офицеров были награждены орденами и медалями.

На последнем этапе войны, когда было совершенно очевидно, на чьей стороне победа, румынское правительство открыто присоединилось к странам Антанты, чтобы получить свою долю пирога победителей. По Сен-Жерменскому, а затем Трианонскому мирным договорам 1919 и 1920 годов Румыния значительно увеличила свои территории, приобретя Буковину, Трансильванию и Восточный Банат. По договору, подписанному в Нейи в 1919 году, за Румынией признали и земли Южной Добруджи. В итоге территория Румынии увеличилась более чем вдвое, а население — с 7,9 млн до 17,3 млн человек.

Еврейское население Румынии также возросло. По данным начала XX века, 267 тысяч евреев жили в Бессарабии, 89 тысяч — в Буковине и 181 340 — в Трансильвании. Перепись 1930 года называет цифру всего еврейского населения Румынии — 750 тысяч.

В период между двумя мировыми войнами доля еврейского населения в общей численности жителей Румынии увеличивалась. По специально принятому закону 1919 года, позднее подтвержденному новой конституцией 1923 года, родившиеся в Румынии и не имевшие иностранного подданства евреи в коллективном порядке получали румынское гражданство.

Согласно данным, опубликованным в Enciclopedia Romaniei, в межвоенный период евреи держали в своих руках до 31,14% всех промышленных и коммерческих предприятий. Но большая часть еврейского населения была занята в качестве мастеровых и рабочих, а в некоторых районах, таких, как Марамуреш и Бессарабия, в качестве фермеров и скотоводов. Евреи, получившие хорошее образование, составили часть румынской интеллигенции. Накануне второй мировой войны две тысячи из восьми тысяч врачей, то есть одна четверть, были евреями; свыше двух тысяч инженеров из этой этнической группы состояли в румынской ассоциации инженеров, из трех тысяч евреев-правоведов многие были зарегистрированы в Судебной палате.

В годы, когда быстро набирали силу и сторонников идеи фашизма, распространявшиеся, как пожар, в странах Европы, евреи в основном были приверженцами демократии и плюрализма, что навлекало на все еврейское население ненависть профашистски настроенных политиков. Группы местных нацистов вели агрессивную антисемитскую пропаганду. Иногда они провоцировали уличные столкновения. Идеологическая борьба не оставила в стороне и высшие учебные заведения, где сторонники демократии или левых идей противостояли профашистским элементам.

Евреи не только были активными участниками общерумынских буржуазно-демократических и социалистических партий, но и создавали собственные национально-ориентированные организации. Созданный в 1909 году Союз евреев, уроженцев Румынии позднее был преобразован в Союз румынских евреев. В 1928 году был сформирован Еврейский парламентский клуб, в 1930 году возникла Еврейская партия, в 1928-м — несколько сионистских организаций и Союз еврейских общин Молдавии и Валахии (в 1937 году преобразован в Федерацию еврейских общин Румынии). Еврейские организации имели парламентское представительство в лице 4–5 депутатов, прошедших на выборах 1926–1932 годов. Возродившийся в Румынии после объявления независимости институт главного раввина   координировал деятельность еврейских общин. Главный раввин Моисеева культа Молдавии и Валахии Яков Немировер пожизненно занимал и пост сенатора. В 1939 году он умер, а его преемником стал Александр Шафран.

Еврейские общины оставили заметный след и в культурной жизни Румынии межвоенного периода первой половины XX века. В Бухаресте и других городах были построены десятки синагог, учреждений образования и социальной помощи. Выходили еврейские газеты и журналы на румынском, идише, иврите, французском, немецком, венгерском языках; публиковались книги, отражавшие широкий спектр идеологии и специфики еврейской жизни — от хасидизма до проповедей ассимиляторства и социализма, а также культурной автономии. Евреи составляли значительную часть творческой интеллигенции: среди них было немало ученых, писателей, художников, актеров, музыкантов. Творческая активность этих людей была прервана накануне второй мировой войны.

В 1935 году была создана профашистская национал-христианская партия с лидером О. Гога, который вскоре возглавил правительство. В январе 1938 года его правительство приняло закон, по которому был подвергнут ревизии гражданский статус еврейского населения. В стране была принята новая конституция, ликвидировавшая прежние демократические свободы. Все политические партии, кроме правящей, были распущены. Более 220 тысяч евреев были лишены румынского гражданства, что означало утрату прав на работу и на владение собственностью, а в итоге — на защиту государства. Последовательная антисемитская политика румынского правительства в предвоенные годы была направлена на вытеснение евреев из всех сфер жизни общества. В 1940 году правительство Жигурту законодательным путем определило новый статус румынских евреев, официально признав их второсортным, а по существу бесправным населением. Евреи были отстранены от воинской службы. Ограничены в правах на многие профессии, лишены прав на землевладение.

В июле того же года по стране прокатилась волна еврейских погромов, начавшихся на севере, в городе Дорохой. Сотни ни в чем неповинных людей были убиты толпами озверевших, подстрекаемых официальной пропагандой погромщиков. Румыния быстро превращалась в нацистское государство, воспроизводившее один к одному германские антисемитские законы, исключавшие евреев не только из социально-экономической и политической жизни, но и вообще из жизни. Физическое существование румынских евреев оказалось под угрозой. И хотя жизнь тогдашнего румынского общества в целом не была стабильной, жертвами борьбы различных группировок во властных структурах в первую очередь становились евреи. 21–23 января 1941 года был совершен переворот, в ходе которого в Бухаресте были убиты 120 евреев. Новый режим генерала Антонеску продолжил преследование евреев.

Накануне войны в результате соглашений СССР с гитлеровской Германией последовал передел Восточной Европы. Румыния лишилась Бессарабии и северной части Буковины, отошедших к России, а также Северной Трансильвании, которую получила Венгрия. К Болгарии отошли земли Южной Добруджи. Не в последнюю очередь такой раздел румынских территорий способствовал приходу к власти наиболее экстремистских элементов. Страна оказалась втянутой в орбиту германской политики.

Румынские жандармы депортируют евреев из Бричева, Молдавия. 1941 год

В июне 1941 года на территорию Румынии вошли крупные соединения немецких войск. Румынская армия попала в распоряжение гитлеровского командования. Вскоре Румыния вступила в войну на стороне Германии.

После присоединения к СССР Бессарабии и части Буковины половина из 600 тысяч евреев, живших в Румынии, оказалась на территории другого государства. Те из них, кто был сослан советскими властями в отдаленные сибирские лагеря либо сумел отступить вместе с советскими воинскими подразделениями, спаслись от нацистского геноцида, поскольку очень скоро эти области были оккупированы германо-румынскими войсками. Десятки тысяч евреев, оставшихся на этих землях, были убиты. Многих отправили в концлагеря, из которых вышли единицы.

Ближе к концу войны, когда перспективы гитлеровского рейха стали для всех очевидны, правительство Антонеску остановило депортацию евреев из Южной Трансильвании и других провинций в лагеря смерти, несмотря на давление германских властей. Некоторые категории евреев, депортированные в гетто Транснистрии, были возвращены в конце 1943–1944 годов в места проживания. В эти годы сумела спастись примерно половина еще остававшихся в Румынии евреев.

В последний период войны маршал Антонеску наилучшим для себя выходом счел отправку выжившей части евреев в Палестину, что было совсем непростым делом. Великобритания, сохранявшая мандат на Палестину, чинила препятствия для еврейской эмиграции, хотя власти этой страны знали о массовом уничтожении евреев гитлеровцами. Два судна с румынскими евреями, направлявшихся в Палестину, были потоплены. Более тысячи из трех тысяч человек погибли.

Трагическая участь постигла евреев, оказавшихся на венгерской территории после присоединения Северной Трансильвании. Правительство Хорти депортировало их в нацистские концлагеря, где около 85% из них погибло.

В послевоенной Румынии 1947 года насчитывалось 428 312 евреев. Ранее, в 1945–1947 годах, несколько тысяч покинули страну.

Через десять лет после создания Государства Израиль последовала большая волна эмиграции. Массовый отъезд евреев из Румынии происходил также в 1960–1975 годах и позднее. Всего же в Израиль, США и страны Западной Европы выехало около 400 тысяч человек, то есть 95% оставшихся после войны румынских евреев.

Если в довоенной Румынии евреи были заняты в самых разных профессиональных сферах, то после утверждения в стране просоветского режима изменилась ее экономика, а с нею и структура занятости населения. Ряд профессий исчез в социалистической Румынии, в которой предпринимательство вовсе не поощрялось. В 1960 году из 45 тысяч активного еврейского населения 25 тысяч были служащими, около 3 тысяч мастеровыми различной специализации. Торговцев и промышленников среди них не было. Изменения в экономике и производственных отношениях, начавшиеся в 1948 году, также побуждали многих евреев к эмиграции. Далеко не все из них сумели приспособиться к новым правилам игры. Но, конечно, особенно сильным стимулом к отъезду из Румынии, как и из других стран Восточной Европы, выживших в Холокосте евреев была память о пережитом, предательство и жестокость, за очень редким исключением, местного государствообразующего населения. После пережитой трагедии, гибели близких, после тысячелетних скитаний в диаспоре восточноевропейские евреи испытали гордость и духовный подъем при создании еврейского государства, за что была заплачена огромная цена, цена жизни и борьбы многих поколений.


(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №381)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Исторические кладбища в запустении и упадке

Херманн считает, что совместная ответственность за восстановление таких исторических памятников лежит на местных органах власти, семьях евреев, населявших эти места, и странах, виновных в Холокосте, например Германии и Румынии. К сожалению, по его словам, ни одна из этих групп не принимает полного участия в восстановительных работах.

Статус еврейских общин в Османской империи

В Cредние века евреев преследовали по всей Европе, а в Северной Африке пришельцев грабили и унижали местные племена. Но в эти тяжелейшие для народа годы у него неожиданно нашлось пристанище в Османской империи. Султаны без каких-либо ограничений допускали в свои владения изгнанных из европейских стран евреев, которых христиане уничтожали даже при попытках к бегству, а к местным евреям в османском государстве относились гораздо терпимее, чем в Византии.

«Ушедшие»: фильм о молдавских евреях

«Я начал этот проект преданным сионистом, а к концу мои убеждения только укрепились, — говорит режиссер. — Но история Маркулешт и Холокоста ставит неразрешимые интеллектуальные и богословские вопросы. Я могу сказать только, что испытываю сложные чувства по поводу произошедшего в Маркулештах. Я остаюсь верующим евреем. Но у меня большие сомнения относительно природы человека».