Еще посмотрим

Еврейские «Львы Иуды» в Галиции

26 мая 2017
Поделиться

Еврейские «Львы Иуды» в Галиции

Краков, Еврейский музей Галиции, до середины июня

В общей сложности в боях Первой мировой войны по разные стороны линии фронта участвовали около полутора миллионов евреев. Выставка, организованная совместно польским музеем и Венгерским институтом культуры, посвящена евреям Австро‑Венгрии, сражавшимся на Восточном фронте в Галиции, всего, по приблизительным оценкам, их было в галицийских окопах от 255 до 400 тысяч человек. Экспозиция основана на материалах коллекции доктора Акоша Биро, собраний венгерских музеев, а также фотографий из архивов Австрии, Венгрии и Германии. Среди героев выставки — знаменитый полковник Дьюла Бауэр (1862–1940), удачливый военачальник и хороший командир, из тех, о ком говорят «отец солдатам». Выходец из религиозной еврейской семьи, он поступил на службу в армию в возрасте 20 лет, но только в 32 года окончил офицерские курсы. Во время войны дважды ранен, звание генерала получил уже в 1921‑м от адмирала Хорти. Был похоронен на Еврейском кладбище Будапешта; четыре года спустя нацисты отправили его дочь и зятя в концлагерь.

Два полевых раввина на совместном богослужении солдат австро‑венгерской армии и русских военнопленных.

Модель художника в объективе фотоаппарата

Москва, Третьяковская галерея, до 28.5

Левитан. Мастерская К. А. Фишера. Начало 1890‑х.

Чтобы увидеть все экспонаты этой выставки, придется обойти несколько залов на обоих этажах здания в Лаврушинском. «Модель художника» — это витрины, в которых представлены фотографии тех, кто изображен на портретах из постоянной экспозиции Третьяковки. Здесь и Шаляпин, и сестра Борисова‑Мусатова, запечатленная самим художником, в том числе снимок, раскрашенный лично автором (тот был страстный фотограф), и фотография сестер Якунчиковых, сделанная Коровиным. А в одном из двух залов Серова, под портретом Левитана (1893), — два альбуминовых отпечатка. Один фотопортрет Левитана выполнен в московской мастерской К. А. Фишера в начале 1890‑х, другой, работы А. И. Дьяговченко, — в год создания живописного портрета. Их соседство с полотном Серова напоминает о торжестве живописи, способной отделить существенное от случайного. 

Горовиц

Вена, Еврейский музей, до 28.5

67‑летний венский журналист Михаэль Горовиц известен как автор многих книг, в частности биографий Карла Крауса, Эгона Эрвина Киша и Хаймито фон Додерера. Выставка в музее на Юденплац рассказывает о Горовице как о фотографе‑портретисте. Эта его вторая профессия не случайна, театральным фотографом был отец, обосновавшийся в Вене в 1920‑х годах, когда многие еврейские семьи из Галиции перебрались в столицу (Вторую мировую семье удалось пережить во Франции и Шанхае).

Михаэль Горовиц. В алмазном районе Антверпена

За последние полвека Михаэль Горовиц снял многих героев наших дней, политиков и людей литературы и искусства, от Леонарда Бернстайна и Питера Устинова до Элиаса Канетти и Джона Леннона с Йоко Оно (они запечатлены на трапе приземлившегося в австрийской столице самолета), от Томаса Бернхарда и Симона Визенталя до Фриденсрайха Хундертвассера и Арика Брауера (см. о нем: Еще посмотрим).

К выставке вышел двуязычный, англо‑немецкий, каталог со множеством посвященных Горовицу статей и большим с ним интервью.

Новое искусство нового государства

Москва, Галерея Эритаж, до 29.5

Русский авангард и агитационное искусство Октября стали главными героями проекта, собравшего не только графику и живопись Удальцовой и Степановой, Лентулова и Древина, но и фотографии Родченко и Петрусова, мебель 1920–1940‑х годов, включая стул и вешалку, созданные Борисом Иофаном для Дома на набережной, а также архитектурную графику. Показывают, в частности, эскизы А. Щусева, И. Фомина, В. Щуко, В. Гельфрейха, в том числе проекты зданий Библиотеки имени Ленина и Дворца Советов. Среди редкостей — плакат «Боевая рабочая песня» с портретом Троцкого, Мемориальный кабинет Наркомата обороны «Ворошиловский уголок», мебель из Ивановского интернационального детского дома для испанских детей № 5, мебель детской военно‑трудовой коммуны «Леноблоно», выполненная по проекту архитектора Александра Дмитриева, учителя Моисея Гинзбурга. Представлены два полотна Давида Штеренберга, «Натюрморт» и «Сбор урожая», а также «Вид Сены с баржей и подъемным краном» Роберта Фалька, все из частных коллекций.

Стул. По проекту Б. Иофана для Дома правительства (Дома на набережной) Конец 1920‑х.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Эми Уайнхаус. Семейный портрет

После мирового турне экспозиция, подготовленная братом певицы Алексом и ее кузиной Ривой, вернулась на берега Темзы. По‑прежнему много личных вещей Эми, от одежды и обуви до семейных фотографий, от коллекции пластинок и концертных бейджей до любимой гитары. Фотографии напоминают о лондонских адресах певицы, рассказывается и об ее отношении к еврейским праздникам, показаны книги из личной библиотеки, в том числе о еврейской культуре и кухне.

Филипп Халсман. Прыжок

Среди прыгавших перед его объективом были Ромен Гари и Марк Шагал, Гароль Ллойд и Бенни Гудман. Показывают едва ли не самый знаменитый снимок Халсмана с Сальвадором Дали — «Дали Атомикус» (1948) с тремя летающими кошками и льющейся водой. Легко вообразить себе атмосферу на съемке, потребовавшей три повтора.

Лучшая половина. Еврейские художницы до 1938 года

Кураторы отобрали графику, живопись, скульптуру, кинофильмы, фотографии и предметы прикладного искусства — собрано более 200 произведений из музеев и частных коллекций со всего мира, не только из Альбертины и Бельведера, но и таких редких институций как венское Общество истории рабочего движения.