Еврейские «Львы Иуды» в Галиции
Краков, Еврейский музей Галиции, до середины июня
В общей сложности в боях Первой мировой войны по разные стороны линии фронта участвовали около полутора миллионов евреев. Выставка, организованная совместно польским музеем и Венгерским институтом культуры, посвящена евреям Австро‑Венгрии, сражавшимся на Восточном фронте в Галиции, всего, по приблизительным оценкам, их было в галицийских окопах от 255 до 400 тысяч человек. Экспозиция основана на материалах коллекции доктора Акоша Биро, собраний венгерских музеев, а также фотографий из архивов Австрии, Венгрии и Германии. Среди героев выставки — знаменитый полковник Дьюла Бауэр (1862–1940), удачливый военачальник и хороший командир, из тех, о ком говорят «отец солдатам». Выходец из религиозной еврейской семьи, он поступил на службу в армию в возрасте 20 лет, но только в 32 года окончил офицерские курсы. Во время войны дважды ранен, звание генерала получил уже в 1921‑м от адмирала Хорти. Был похоронен на Еврейском кладбище Будапешта; четыре года спустя нацисты отправили его дочь и зятя в концлагерь.
Модель художника в объективе фотоаппарата
Москва, Третьяковская галерея, до 28.5
Чтобы увидеть все экспонаты этой выставки, придется обойти несколько залов на обоих этажах здания в Лаврушинском. «Модель художника» — это витрины, в которых представлены фотографии тех, кто изображен на портретах из постоянной экспозиции Третьяковки. Здесь и Шаляпин, и сестра Борисова‑Мусатова, запечатленная самим художником, в том числе снимок, раскрашенный лично автором (тот был страстный фотограф), и фотография сестер Якунчиковых, сделанная Коровиным. А в одном из двух залов Серова, под портретом Левитана (1893), — два альбуминовых отпечатка. Один фотопортрет Левитана выполнен в московской мастерской К. А. Фишера в начале 1890‑х, другой, работы А. И. Дьяговченко, — в год создания живописного портрета. Их соседство с полотном Серова напоминает о торжестве живописи, способной отделить существенное от случайного. 
Горовиц
Вена, Еврейский музей, до 28.5
67‑летний венский журналист Михаэль Горовиц известен как автор многих книг, в частности биографий Карла Крауса, Эгона Эрвина Киша и Хаймито фон Додерера. Выставка в музее на Юденплац рассказывает о Горовице как о фотографе‑портретисте. Эта его вторая профессия не случайна, театральным фотографом был отец, обосновавшийся в Вене в 1920‑х годах, когда многие еврейские семьи из Галиции перебрались в столицу (Вторую мировую семье удалось пережить во Франции и Шанхае).
За последние полвека Михаэль Горовиц снял многих героев наших дней, политиков и людей литературы и искусства, от Леонарда Бернстайна и Питера Устинова до Элиаса Канетти и Джона Леннона с Йоко Оно (они запечатлены на трапе приземлившегося в австрийской столице самолета), от Томаса Бернхарда и Симона Визенталя до Фриденсрайха Хундертвассера и Арика Брауера (см. о нем: Еще посмотрим).
К выставке вышел двуязычный, англо‑немецкий, каталог со множеством посвященных Горовицу статей и большим с ним интервью.
Новое искусство нового государства
Москва, Галерея Эритаж, до 29.5
Русский авангард и агитационное искусство Октября стали главными героями проекта, собравшего не только графику и живопись Удальцовой и Степановой, Лентулова и Древина, но и фотографии Родченко и Петрусова, мебель 1920–1940‑х годов, включая стул и вешалку, созданные Борисом Иофаном для Дома на набережной, а также архитектурную графику. Показывают, в частности, эскизы А. Щусева, И. Фомина, В. Щуко, В. Гельфрейха, в том числе проекты зданий Библиотеки имени Ленина и Дворца Советов. Среди редкостей — плакат «Боевая рабочая песня» с портретом Троцкого, Мемориальный кабинет Наркомата обороны «Ворошиловский уголок», мебель из Ивановского интернационального детского дома для испанских детей № 5, мебель детской военно‑трудовой коммуны «Леноблоно», выполненная по проекту архитектора Александра Дмитриева, учителя Моисея Гинзбурга. Представлены два полотна Давида Штеренберга, «Натюрморт» и «Сбор урожая», а также «Вид Сены с баржей и подъемным краном» Роберта Фалька, все из частных коллекций.