Колонка редактора

Два Рембрандта

Борух Горин 21 ноября 2025
Поделиться

Гравюры Рембрандта — особая моя любовь. Но в случае с его Авраамом это еще и история изменения взгляда.

Когда Рембрандт обращается к восемнадцатой главе книги Бытия, он выбирает момент, в котором человечность встречается с Божественным: Авраам сидит «у входа в шатер при дневном зное», и в этот самый час — между солнцем и тенью, между покоем и движением — ему «является Господь».

Авраам и три ангела. Рембрандт Харменс ван Рейн Гравюра. 1656

Впрочем, Рембрандт на гравюре 1656 года достаточно вольно обращается с библейским текстом: вместо шатра он изображает каменный дом, полутемный, Бог входит в дом Авраама — не в кочевой шатер странника, а в человеческое жилище, в саму плоть мира.

Это решение не случайно. Рембрандт делает шаг от повествовательной точности к богословскому смыслу.

Текст этот христианство трактует как историю про Троицу. И на картине за 10 лет до того у Рембрандта, как и у Доре, например, все в рамках этой интерпретации: крылышки, лики.

Авраам и три ангела. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1646

Но на гравюре 1656 года трое гостей, ангелы, — уже не сияющие существа, а странники, уставшие, задумчивые, человечные.

В этом тайна гостеприимства Авраама: принять пришельца, а не вестника Б‑га. Ведь не случайно мудрецы говорили, что Авраам — не узнав, кто перед ним, — пригласил их в шатер. И только после приглашения Б‑жественное раскрывается. Иными словами, Шхина проявляется не в видении и не в чуде, а в гостеприимстве — простом действии заботы о другом. Мудрецы подчеркивают: Авраам не прерывает беседу с Б‑гом, чтобы встретить людей, — он продолжает ее в действии. Б‑г не уходит, когда человек занят другим человеком; наоборот, в этот момент Он присутствует сильнее всего.

Это радикально иной образ Бога, чем у средневековых христианских художников. И, что удивительно, Рембрандт оказывается здесь ближе всего к мидрашистской идее. Свет не нисходит сверху, а исходит из самой трапезы, отражаясь в лицах гостей. Рембрандт тем самым невольно выражает ту самую идею, которую Талмуд (Шабат, 127а) формулирует предельно просто:

 

Гостеприимство важнее, чем встреча Шхины.

 

В этом парадоксе — суть еврейской богословской антропологии: Б‑г не противоположен миру, Он живет в нем, когда человек создает место для другого. Шхина — не внешнее сияние, а внутренняя отзывчивость.

 

Рембрандт — возможно, не зная мидрашистской традиции, — тем не менее почувствовал ее с художнической интуицией пророка. Его Авраам, сидящий у входа, становится образом человечества, которое готово сказать: «Господи, если я обрел благоволение в очах Твоих, не проходи мимо раба Твоего».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Шифр Рембрандта

Фраза «Мене, мене, текел, у‑фарсин», написанная таинственной рукой на арамейском языке на стене дворца Валтасара, — своеобразный перечень уменьшающихся единиц измерения, который, по сути, означает: «Твои дни сочтены». Загадочное библейское пророчество появляется на страницах книги Даниила. Этот сюжет вдохновлял многих художников. Но одной из самых известных интерпретаций является картина Рембрандта «Пир Валтасара», созданная художником около середины 1630‑х годов