Кадиш

«В истории нашего кинематографа Даня останется рыцарем»

Павел Финн 12 мая 2017
Поделиться

В Израиле на 70‑м году жизни скончался российский культуролог, кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.

К смерти привыкнуть невозможно, она намечает себе лучших из нас и забирает, не предупредив. Хотя, конечно, о том, что Даня болен, мы знали, надеялись на израильских врачей, надеялись, что сам он все‑таки сможет побороть болезнь, но даже самый сильный человек — а Даня, Даниил Дондурей, несомненно, был именно таким человеком — не справился бы с этой страшной болезнью.

Даня родился в семье инженера Бориса Даниловича Дондурея и юриста Фаины Моисеевны Шер.

Мама ашкеназских ветвей, отец — сефардских. В 1921 году отец с братом и сестрой остались сиротами. Их отправили в один из белорусских детских домов. Там старинную и пышную сефардскую фамилию для удобства сократили, превратив в «Дондурей». Отец его воевал с 1939 по 1945 год, сидел в лагере. Очень хотел стать художником, поступить в Академию художеств, бросить инженерное дело. Но в Академию художеств поступил его сын — Даня. Он окончил академию в Ленинграде по теории и истории искусства.

Мы познакомились с ним давно, можно сказать, на пороге его отношений с кино. Уже в те годы его отличало легко определяемое важное качество: он был человеком культуры с глубокими и широкими представлениями о ней, о ее месте в обществе, целях в нашем довольно сложном обществе и вообще в мире. У моих друзей и знакомых сложилось о нем мнение как о человеке широко образованном, умном и, что немаловажно, доброжелательно расположенном к людям, занимающимся моей профессией. Даня с какой‑то удивительной быстротой стал своим в отечественном кинематографе.

Так получилось, что едва ли не главная часть его жизни оказалась связанной с журналом «Искусство кино». Единственным в России — да и, по‑моему, в мире — ежемесячным искусствоведческим журналом, занимающимся теорией кино. Журналом со своей уникальной историей. Двадцать три года этим журналом руководил Даниил Дондурей. Теперь уже можно сказать, что если журнал выжил, а он принял его в 1993 году, то во многом благодаря ему. Он не просто занимал пост главного редактора, он вел постоянные бои за его существование, с наступлениями и отступлениями. Кроме того, он умел привлекать в журнал самых ярких авторов, среди которых были и молодые. Брал на себя все риски, связанные с публикацией особо острых материалов.

На декабрьском съезде Союза кинематографистов в 2008 году Даня выступал за снятие полномочий председателя Союза кинематографистов с Никиты Михалкова, выступил с группой кинематографистов, оценивающих роль Михалкова на этом посту. Сразу же в ответ на это журнал «Искусство кино» был лишен своего «места жительства». Журналу подыскали другую улицу и дом, но его положение лучше не стало. «Искусство кино» практически лишилось всякого финансирования. Даня лично доставал деньги на каждый номер. Это было героическим поведением как главного редактора, так и всех сотрудников журнала. Безусловно, в истории кинематографа Даня останется рыцарем этого журнала, да и вообще нашего кинематографа. Очень важно сейчас сохранить «Искусство кино» — хотя без Дани это сделать непросто — это было бы в некотором смысле памятником ему, Даниилу Дондурею.

Но его уход — печальная страница не только для отечественного кино. Даня был блистательным культурологом, публицистом, серьезным общественным деятелем, с завидным упорством отстаивающим интересы российской интеллигенции, российского либерализма. Не того, который теперь превратился в бранное слово и которым так модно припечатывать, а истинного, который несет в себе все цивилизационные ценности. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться