Зрительный зал

«Дело Голдмана»: правдивая история французского радикала-еврея, оправданного по обвинению в убийствах  

Подготовил Семен Чарный 18 ноября 2024
Поделиться

Пьер Голдман был легендарной фигурой во Франции в 1970-х годах: ярый левый интеллектуал, дитя Холокоста и одновременно преступник, человек, обвиняемый в убийствах, окутанных тайной по сей день, пишет журналистка JTA Шира Ли Бартов.

«Дело Голдмана» — французская судебная драма, сюжет которой сосредоточен на повторном судебном процессе над Голдманом в 1976 году. Эта лента вновь приковывает внимание к его фигуре. 

Кадр из фильма «Дело Голдмана»

Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в 2023 году, и картина стала хитом во Франции. Актер-еврей Арье Вортхальтер за роль Голдмана получил премию «Сезар» — французский эквивалент «Оскара».

Впоследствии фильм дебютировал также в США, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.

Режиссер Седрик Кан впервые узнал о Голдмане из его мемуаров «Смутные воспоминания польского еврея, родившегося во Франции» (1975). Голдман написал эту книгу в тюрьме. Он был осужден за четыре вооруженных ограбления, в том числе ограбление аптеки в 1969 году, закончившееся смертью двух женщин, и приговорен к пожизненному заключению. Голдман признался в ограблениях, но категорически отрицал убийства.

В книге прослеживается связь жизни Голдмана, полной насилия и самоистязаний, с тяготами его прошлого. 

Он родился в июне 1944 года в семье польских евреев, которые принимали участие в сопротивлении нацистской оккупации Франции. В конце войны его родители развелись, и мать планировала вернуться с ребенком в Польшу. Но отец похитил мальчика, чтобы вырастить его во Франции — и тем самым уберечь от страны, в которой были убиты 3 млн. евреев.

Голдман вырос под влиянием Холокоста — полный гнева, чувства вины и стремления подражать революционному пафосу своих родителей. «Я хотел быть как они, знать эту атмосферу бунта, эту гордость и честь, — говорит персонаж Голдмана в фильме. — Я тоже хотел быть евреем-воином, чтобы освободиться от клейма еврея».

Это желание привело его из коммунистического студенческого кружка сначала на Кубу, где его помощь была отвергнута коммунистическими партизанами, а затем в Венесуэлу, где Голдман все-таки присоединился к партизанам, но слишком поздно, чтобы стать частью революции. Его идеализм вылился в банальное воровство, включавшее, однако, крупное ограбление банка в Венесуэле. 

Вернувшись в Париж, Голдман быстро растратил деньги на выпивку, дорогие рестораны и накрахмаленные рубашки. «Я много потею и ненавижу стирать», — говорит его персонаж судье.

С готовностью признавая свои неудачи, Голдман настаивал, что никогда не сможет убить невинных людей.

«Я думаю, когда его обвиняют в убийстве, это ложится пятном на его отца, мать, на него самого, — говорит Вортхальтер. — Он морально движим борьбой как за свою невиновность, так и за невиновность своих родителей. Я действительно ощущал связь между обвинением против него и против самого имени Голдмана».

исполнитель главной роли Арье Вортхальтер

Мемуары Голдмана были высоко оценены французскими знаменитостями и интеллектуалами, такими как актриса Симона Синьоре и философ Жан-Поль Сартр. Их похвалы вместе с новыми доказательствами, возникшими после первого суда над Голдманом, привели к громкому повторному судебному разбирательству, которое воссоздано в «Деле Голдмана».

Седрик Кан и сценарист Натали Герцберг — французские евреи, чьи родители были «детьми Шоа» — реконструировали судебный процесс при помощи газетных статей и бесед с адвокатами Голдмана. (Во Франции запрещено снимать и фотографировать судебные процессы.) Они позволили себе некоторые вольности — например, объединили элементы двух судебных процессов, но вместе с тем воспроизвели целые речи слово в слово. 

Фильм во многом опирается на эти речи: действие происходит почти полностью в зале суда, без музыки или каких-либо воспоминаний, зрителя буквально помещают на место присяжного.

«Дело Голдмана» — это не просто борьба человека за то, чтобы выковать свою судьбу из обломков истории. Суд над Голдманом обнажил глубокие разломы во французском обществе 1970-х. 

Студенческие восстания 1968 года закончились, и радикальные левые движения были на последнем вздохе. Но многие социальные вопросы оставались нерешенными, включая неравенство, расовые предрассудки в полиции и системе правосудия, а также поляризацию взглядов, наблюдавшуюся между либеральной парижской интеллигенцией и гораздо более консервативным населением небольших городов.

Все эти проблемы были явлены и в суде. Голдман, который всегда жил среди чернокожих, в основном из Вест-Индии, включая его жену, родившуюся в Гваделупе Кристиан Суккаб-Голдман (которую играет Хлоя Лесерф), говорит об опыте евреев и чернокожих как об общей борьбе. Он заявляет, что французская полиция расистская, и доходит до того, что обвиняет ее в «заговоре». Это звучит надуманно до тех пор, пока один за другим черные свидетели не дают показаний на полицейских, которые запугивали или принуждали их дать показания против Голдмана.

Тем временем прокурор Анри-Рене Гаро (Николя Бриансон) вызывает серьезное подозрение у либеральных элит и аутсайдеров, что покажется знакомо сегодняшним зрителям, особенно тем из них, кто слышал, как политики обещают «вернуть страны их истинным патриотам». «Я буду говорить от имени Франции, истинной Франции, Франции рабочих и честных людей, той, во имя которой вершится правосудие», — говорит персонаж Гаро в своем заключительном слове.

Кан говорит, что какие-то отголоски современной политики стали ему более ясны в процессе создания фильма.

«Я не думал, что буду снимать фильм, который станет социологическим портретом Франции, — заявляет он. — С одной стороны, всегда была эта коренная Франция — французы, которые утверждают, что им принадлежит эта земля. Но мы также знаем, что Франция — это и земля иммиграции, и всегда между ними был конфликт».

Режиссер фильма «Дело Голдмана» Седрик Кан

Спустя год после выхода фильма во Франции прошли парламентские выборы. В первом туре доминировала ультраправая антииммигрантская партия «Национальное объединение», среди основателей которой — осужденный отрицатель Холокоста Жан-Мари Ле Пен и бывший офицер СС Пьер Бусеке. Во втором туре победу одержала левая коалиция, в которую вошла ультралевая «Непокоренная Франция», которую недавно обвинили в игнорировании угрозы антисемитизма во Франции.

Этот раскол между ультраправыми и ультралевыми политическими движениями напоминает микрокосм, запечатленный в зале суда в «Деле Голдмана», равно как и напряженные дебаты о том, как говорить об антисемитизме, расизме и истории евреев и иммигрантов во Франции.

У Голдмана в фильме есть антипод: его адвокат Жорж Кийман (которого играет Артур Харари, соавтор оскароносной судебной драмы «Анатомия падения»). Кийман тоже польский еврей, родившийся во Франции и выросший в бедности. Но если Голдман — радикальный агитатор, страстно заявляющий о своей идентичности, то Кийман — прагматик и центрист, который считает, что его еврейство «не имеет значения», предоставляя Голдману тщательную и выверенную защиту, основанную на сомнительных моментах в работе следствия.

В то время как Голдман опускался до преступной жизни, Кийман поднимался на пути к успеху в избранном обществе. В итоге последний становится министром юстиции. Они наблюдают друг за другом с подозрением, как соперники, а иногда и с презрением: еще до начала суда Голдман пытается уволить Киймана, отправляя ему письмо, в котором называет его «кабинетным евреем», подразумевая некую еврейскую пассивность. (Реальное такое письмо было предоставлено Кану другим адвокатом Голдмана, Андре Шураки.)

Персонаж Киймана отвечает: «Как он смеет? Кем он меня считает? Мне пришлось много работать, чтобы попасть сюда… Это он кабинетный еврей со своими бестселлерами и левацкими поклонниками!»

«Я думаю, антагонизм между Голдманом и Кийманом многое говорит о том, каково быть евреем, и не только во Франции, — это довольно универсально, — отмечает Кан. — Пьер Голдман считает, что несет в себе трагедию, от которой не может избавиться, в то время как Кийман хочет освободиться от этой трагедии путем интеграции».

Однако невольно эти два еврея как бы меняют друг друга. Кийман скрупулезно подходит к защите Голдмана, в итоге снимая с него обвинение в убийстве. И в заключительной речи Киймана, после того как он наблюдал за Голдманом на протяжении всего процесса, он говорит наконец об их общей истории: о «трагедии евреев Восточной Европы».

«Мы оба принадлежим к общине польских евреев, которая интегрировалась во французское общество, сохранив при этом свои изначальные тревоги и глубокие раны, — говорит Кийман. — Я прошу вас, если это возможно, пожалуйста, забудьте о том, какое влияние его личность оказывает на вас, не судите его по его внешности. И я скажу честно: мы никогда не оправимся от нашего детства».

ПЬер Голдман

После того, как приговор за убийство был отменен, и после шести лет тюремного заключения Голдман получил досрочное освобождение. Три года спустя, при обстоятельствах, которые до сих пор неясны, он был застрелен в Париже. На его похоронах присутствовало более 10 тыс. человек. Его убийцы так и не были найдены. Двойное убийство фармацевтов также не было раскрыто.

По словам Кана, убийство Голдмана стало частью его легенды. Он хотел, чтобы фильм сохранил вопросительные знаки, которые повсюду следовали за Голдманом. В то время как Вортхальтер верил в невиновность Голдмана — он рассказывал, что ему просто пришлось так мыслить, чтобы сыграть свою роль, — Кан отказался занять позицию.

«Я нахожу эту историю интересной, потому что мы по-прежнему не все знаем, — говорит он. — Вокруг истории Голдмана много тайн».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Новая волна французов в Израиле

В представлении израильского общества сформировался образ французского еврея, непохожий на старые клише, типа де Голля или Ива Монтана: это еврей традиционный, тяготеющий более к Средиземноморью, чем к Европе, к Касабланке, а не к Парижу, еврей богобоязненный, жизнелюбивый, правого толка, с отпечатком звезды Давида от ожерелья на загорелой груди, поскольку он много времени проводит на пляже

Эрик Земмур, «французский Трамп», вырвался в авангард президентской гонки

Еврейство Эрика Земмура — оружие, и от способов, какими он его применяет, прямо оторопь берет. Свое происхождение он не скрывает, но и не афиширует. И все же еврейство у Земмура всегда наготове — оно позволяет ему делать такие заявления, какие нееврей не мог бы себе позволить.

Дрейфус Романа Полански

Сегодня, во Франции 2019 года, снова поднимает голову партия антидрейфусаров, партия приверженцев радикальных средств, мечтающих о Франции без евреев. Но, тем не менее, в ходе дела Дрейфуса и непосредственно после него произошло нечто существенное и необратимое. Благодаря полковнику Пикару, этому реабилитировавшему себя антисемиту, сумевшему подавить в себе преступные склонности, за евреями Франции признали их роль великих строителей республики. И то, что это высказано и показано, — одно из больших достоинств фильма.