Начнем с исторического очерка от раввина Ростова-на-Дону Хаима Данзингера. По его словам, в советские времена на Песах, если у общины не было возможности открыто изготавливать мацу для всех желающих, в ростовской синагоге действовала по-еврейски умная схема: люди приходили в синагогу со своей мукой — ее взвешивали и забирали для выпекания кошерной мацы. Позже каждый, кто принес муку, возвращался и получал мацу в соответствии с весом сданной муки.
Сегодня рычажные весы и гирьки, с помощью которых этот процесс осуществлялся, нашли свое место в музее синагоги. И масштаб ростовского Песаха можно измерять уже не в килограммах муки, а в тоннах мацы: в этом году ее раздали четыре тонны.
«Я свободен, когда мир не влияет на меня, а я могу на него повлиять в сторону добра. Именно этого я хочу пожелать каждому из вас: стать свободными, как наши предки, когда они вышли из Египта; подать пример освобождения своим друзьям и близким; в полной мере реализовать собственный потенциал и помочь самореализоваться тем, кто вам дорог. Встанете на этот путь – и Б-г вам поможет», — говорится в поздравлении главного раввина России Берла Лазара.
Есть ли свобода у российских евреев? Свобода в глобальном ее понимании? Наверное, нет: они не могут спокойно передвигаться по всему миру, их гнетут экономические санкции, а режим военного времени накладывает и другие ограничения. Тем не менее у общины есть то, чего не было десятки лет: свобода вероисповедания и возможность открыто заниматься благотворительностью.
Центральным событием праздника Песах служит пасхальный седер — наиболее торжественный и значительный из всех еврейских обрядов. Это пасхальная трапеза, которая проводится в строго установленном порядке.
В России Песах отмечают и в тех городах, где есть общины с превосходно развитой инфраструктурой, и в нераввинских городах (их большинство, а именно около 90), где евреи организуют седер самостоятельно, по имеющейся инструкции, совершая, порой, множество ошибок.
Самые многочисленные еврейские общины в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Брянске, Уфе, Казани, Красноярске, Иркутске, Томске, Нижнем Новгороде, в Крыму, Биробиджане и других областных центрах России. Здесь справляют праздник масштабно: проходят роскошные мероприятия на сотни гостей, приглашенные шеф-повара составляют авторское меню, а заповеданные четыре бокала вина превращаются в десятки. Гостям здесь раздают мацу-шмуру, столы накрывают изысканно, выдерживая высокий уровень обслуживания.
Но там, где евреев живет меньше и бюджет сильно ограничен, седеры проходят скромнее. В российских центрах еврейской жизни позаботились о том, чтобы каждый еврей, в любом уголке страны мог провести кошерный Песах. У каждого федерального округа России имеется свой главный раввин, который курирует малые общины в небольших городах: Балаково, Елец, Магадан, Моздок, Кизляр, Кыштым, Миасс, Юрга и другие. В таких городах общиной управляет председатель, чаще всего далекий от религиозного образа жизни, но с выраженной еврейской самоидентификацией, практически на добровольных началах, пытающийся сохранить еврейскую жизнь в городе. В наиболее многочисленные нераввинские общины на праздники стараются направить студентов ешив или молодые религиозные семьи: они помогают провести Песах кошерно, по правилам.
Статистка благотворительности, согласно справке пресс-службы ФЕОР, довольно внушительна: «По всем городам было отправлено более 100 тонн мацы. Помимо этого, более 40 000 человек получили мацу ручной работы. Тысячи нуждающихся семей, пожилых граждан, ветеранов Великой Отечественной войны кроме подарочных наборов получили к Песаху адресную помощь. По всей России было организовано около 200 общественных седеров, обязательных пасхальных трапез в первый и во второй день праздника. Ежегодно Федерация еврейских общин России помогает всем нуждающимся провести кошерный пасхальный седер у себя дома и предоставляет агаду, а также продуктовые наборы: мацу, сок, вино и необходимые продукты для кеары».
Волонтеры в Кемерово рассказывают, что старейший член общины Григорий Семенович Эпштейн (1929 года рождения), бодрейший духом человек, кроме слов благодарности всегда говорит, что радость жизни ему до сих пор приносят не столько подарки от общины, сколько уверенность в том, что еврейский дух взаимопомощи продолжает жить.
В малых общинах делают акцент на продуктовую помощь, корзину с овощами, фруктами, чаем, сахаром — это действительно важно для одиноких мам с детьми, для пенсионеров, больных и пожилых людей. Волонтеры не только разносят еду, но и уделяют подопечным простое человеческое внимание, рассказывают о еврейских традициях. Материальная поддержка действует моментально. Но когда семьи, в прошлом отошедшие от еврейского воспитания и соблюдения традиций, хотят провести седер своими силами, в меру собственного понимания, им сложно сделать праздник кошерным. Однако если им хотя бы один раз объяснить духовный и исторический смысл заповедей, а также показать, как их следует исполнять, они смогут отмечать Песах из года в год.
В России живут тысячи евреев, которые не ведут религиозный образ жизни или приняли другую веру, но все равно хотят отметить важнейший для иудеев праздник, так как для них это детское воспоминание и связь с ушедшими еврейскими бабушками и дедушками. Община считает своей обязанностью уделить внимание и им.
Наш рассказ начался с Ростова-на-Дону, теперь вернемся в Ростовскую область. В поселке Светлый Яр мы встретились с Залманом Гиршевичем Каганом. Он пенсионер, имеет инвалидность. Говорит, что волонтеры доставляют ему не только еду, но и нечто более ценное: «Конечно, тяжело бывает. На улицу уже совсем не выхожу. Но жизнь все равно идет, обо мне заботятся, приносят продукты, мы с ребятами вместе молимся. Мой мир в чем-то ограничен, но в чем-то по-прежнему богат благодаря этому». На соседней улице живет Кирмасова Светлана Ивановна, мать-одиночка, которая растит двоих детей. Постоянной работы у Светланы Ивановны нет, община обеспечивает ее мясными продуктами, чтобы у семьи всегда был здоровый рацион. В канун Песаха им принесли мацу, вино и все, что должно быть на пасхальной кеаре.
Эти истории и эти люди не были выбраны для рассказа о Песахе как наиболее показательные или наиболее трогательные. Наоборот, они совершенно обычные. Обычные трудности и обычные добрые дела — те составляющие, без которых не существует еврейской жизни. Каждый в общине с заботой смотрит на ближнего, даже если тот на деле очень далеко.
Мы вновь в Москве, и раввин Александр Борода, президент Федерации еврейских общин России, с присущей ему строгостью говорит, что все нуждающиеся в общине должны быть удовлетворены, но те, кто осуществляет благотворительные программы, довольствоваться своими результатами должны в меньшей степени, и вот почему: «Мы можем говорить о разных сложностях, которые стоят у нас на пути, — несколько лет назад это была катастрофическая для людей и для экономики пандемия, сегодня обстоятельства еще труднее, их последствия будут разворачиваться еще не один год. Но подобные трудности будут возникать всегда — это не временный период, это жизнь. Поэтому не нужно ждать, что станет проще, нужно улучшать мир своими руками. Абсолютно все программы помощи должны становиться объемнее из года в год, они должны быть ориентированы на разные сферы жизни, не только на быт и медицину, но и на культуру, спорт и все, в чем еще только мы можем помочь».
P.S. Ирина, 81 год (на фото обнимает коробку мацы, на которой написано «Из Израиля»): «Оба моих родителя были евреями. Но в детстве мы никогда не праздновали Песах дома. Мой отец был офицером Красной армии и храбро сражался с фашистами. После войны он продолжал служить и боялся, если соседи увидят, что мы отмечаем еврейские праздники… Но мама не могла с этим смириться. У нее были самые теплые воспоминания о Песахе из собственного детства, и она хотела передать их мне. Поэтому каждый год она приводила меня в дом своих друзей, чтобы присоединиться к их пасхальному седеру. Отца там не было, но я никогда не забуду, как была счастлива мать, получая возможность показать мне, что такое Песах. Когда мамы не стало, я перестала отмечать праздник. Спустя десятилетия, в 1998 году, я впервые после смерти родителей присоединилась к общественному седеру. Стала ведущим волонтером в синагоге и каждый год старалась приходить туда, чтобы раздавать мою любимую еврейскую еду — мацу.
У меня нет собственных детей, но работа волонтером перед Песахом помогала мне почувствовать, что я приношу пользу своему народу: ведь следующее поколение таким образом может праздновать Песах со вкусной мацой.
Сейчас я так тронута, видя молодых волонтеров, новое поколение, — они приходят ко мне домой, чтобы убедиться, что у меня есть маца к празднику. Удивительно, как эта маца связывает наше прошлое с будущим».