The Jerusalem Post: Чего ожидать от политики Джо Байдена на Ближнем Востоке?
Начиная с 7 ноября, когда новостные сети США стали прогнозировать, что следующим президентом страны станет Джо Байден, лидеры на Ближнем Востоке пытаются понять, каков будет подход избранного президента к региону.
Как скоро он повторно заключит ядерное соглашение с Ираном? Предложит ли мирную инициативу по урегулированию израильско‑палестинского конфликта? И что будет с соглашениями о нормализации, которые в настоящее время Белый дом пытается заключить между Израилем и арабскими странами?
The Jerusalem Post спросила вашингтонских экспертов, как, по их мнению, Ближний Восток вписывается в приоритеты Байдена.
Дэвид Маковски — директор проекта Koret по арабо‑израильским отношениям Вашингтонского института ближневосточной политики. В 2013‑2014 годах работал в аппарате Госсекретаря США, занимая должность старшего советника спецпосланника по израильско‑палестинским переговорам.
Джонатан Шанцер — старший вице‑президент по исследованиям в Фонде защиты демократий.
Деннис Росс — бывший специальный помощник президента США Барака Обамы, советник и почетный член Института Уильяма Дэвидсона и эксперт Вашингтонского института ближневосточной политики.
ОМРИ НАХМИАС → Насколько высоко Ближний Восток будет находиться в списке приоритетов Байдена?
ДЭВИД МАКОВСКИ ← Америка будет сосредоточена на ковиде, и даже если она дождётся вакцины, экономические последствия будут невероятными. Кроме того, есть внутренние проблемы, такие как изменение климата и здравоохранение, и есть внешнеполитическая проблема, например, как поступать с Китаем. Там будет макрополитическая среда, а это означает, что будет много дел, и людям надо будет корректировать свои ожидания.
ДЖОНАТАН ШАНЦЕР ← Байден унаследует многие внутренние проблемы, которые, как я думаю, подвинут Ближний Восток к нижней части списка приоритетов. От борьбы с ковидом до восстановления экономики и устранения политического раскола у себя дома — все это большие проблемы. Я думаю, существует реальный мандат не сосредотачиваться за границей, а сосредоточить внимание дома. Будем надеяться, что это президентство будет контролировать, например, распространение вакцины. Это огромные внутренние вызовы и вопросы, которые потребуют внимания президента. Так что я думаю, Ближний Восток будет казаться менее актуальным, по крайней мере в первый год, а может быть и два.
ДЕННИС РОСС ← Внутренние вопросы будут приоритетными. Covid‑19 будет номерами один, два и три в списке. Вполне возможно, что к маю 2021 года число новых случаев заболевания достигнет 200000 в день. Поэтому внимание президента будет сосредоточено на решении этой проблемы, на сдерживании ее до тех пор, пока не будет широко распространенного лечения и вакцин.
ОН → Когда Байден попытается повторно присоединиться к ядерному соглашению с Ираном?
ДМ ← Избранный президент заявил, что хотел бы продлить СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий), но только после того, как Иран вступит в режим соблюдения. А они не соблюдали его, потому что обогащали уран на гораздо более высоком уровне. Так что на это потребуется время. Я склонен полагать, что это не будет точной копией того, что было раньше.
Самая важная фраза — это когда Байден сказал: «…мы должны расширить и укрепить». Основным предметом критики со стороны Израиля было именно то, что положения об ограничениях на обогащение были слишком короткими. Поэтому, если вы говорите, что хотите «удлинить и укрепить», вы утверждаете, что хотите более длинную оговорку об ограничениях на обогащение.
Люди не должны думать, что все, что было сделано с СВПД 1.0, будет повторено с 2.0. Стратегия обучения найдется для всех.
ДШ ← Иранский вопрос возникнет относительно скоро. Я думаю, в демократическом внешнеполитическом истеблишменте до сих пор ведутся дебаты о целесообразности возврата к СВПД в надежде установить какие‑то новые рамки.
Интересно будет наблюдать за личным составом участников переговоров. Хочется узнать, кто туда войдет: бывшие архитекторы СВПД или другие люди? Отождествляются ли они с так называемым прогрессивным крылом Демократической партии или представляют центристов?
Израильтяне, жители ОАЭ и Бахрейна теперь в один голос могут говорить, если им не нравится то, что они видят. И поэтому, я думаю, этот новый альянс, который формируется на Ближнем Востоке, может иметь некоторое влияние на будущую политику Америки в отношении Ирана. Казалось, в прошлый раз Израиль высказывался один, когда он высказывал возражения; на этот раз не думаю, что будет так.
ДР ← Я полагаю, возвращение в СВПД — это будут трудные переговоры. Такие переговоры потребуют времени.
Думаю, для администрации Байдена ее первой позицией будет не обращаться сразу к иранцам: поначалу надо будет восстановить общую позицию с англичанами, французами и немцами. И это будет общая позиция не только по ядерной проблеме, но и по баллистическим ракетам, а также по поведению Ирана в регионе.
Любой, кто думает, что произойдет какое‑то мгновенное возвращение к СВПД, должен знать: иранцы уже публично заявляют о компенсации стоимости кампании максимального экономического давления от администрации Трампа, имея в виду, что они хотят отмены санкций прежде, чем вернутся в соглашение.
Им потребуется время, чтобы вернуться к согласию. У них в наличии в 10 раз больше расщепляющегося материала — запасы низкообогащенного урана, — чем они имели, когда выполняли СВПД. Они должны разбавить это или отправить вон из страны, а это потребует времени, минимум четыре месяца.
Вы говорите о конце мая — начале июня?.. Это совпадает с их президентскими выборами. И мы часто видели, что в период, предшествующий президентским выборам, они не очень‑то хотели делать что‑то на международной арене, по крайней мере, с точки зрения дипломатии. Любой, кто думает, что будет что‑то вроде мгновенного шага по восстановлению СВПД, игнорирует то обстоятельство, что иранцам потребуется время, и мы не знаем точно, что именно они готовы сделать с точки зрения возобновления дипломатической активности.
ОН → Что будет с соглашениями о нормализации, подписанными при посредничестве Белого дома?
ДМ ← Я считаю, что Байден будет развивать нормализацию отношений с арабами. Это один из немногих вопросов, в которых он не выступал против президента Трампа. Он как раз думал, что это отличный ход. И он понимает, вероятно, что «Соглашения Авраама» могут быть мостом, а не объездной дорогой.
Это важное событие. Точно так же, как прорыв в Эмиратах остановил аннексию Западного берега, может быть, здесь, в ответ на каждый шаг арабских государств к Израилю, Израиль будет делать шаг навстречу палестинцам. Но это будет происходить постепенно. Это не будет ошеломляющим и немедленным».
ДШ ← Я думаю, советники Байдена и внешнеполитическое сообщество в целом осознают, что после подписания «Соглашений Авраама» существуют реальные возможности для миротворчества. Мы рассматриваем возможность появления в соглашениях Омана, Марокко, Саудовской Аравии, может быть Катара, и это даже не считая некоторых африканских или азиатских государств. Будущая администрация Байдена почти наверняка попытается воспользоваться этими возможностями. Единственный вопрос заключается в том, будут ли потрачены на палестинцев равное время или равные усилия.
И нет причин игнорировать палестинцев. Можно добиваться этих периферийных соглашений, соглашений о нормализации, и в то же время взаимодействовать с палестинцами. Я думаю, это дает администрации какие‑то рычаги воздействия. Когда палестинцы увидят, что другие страны идут по стопам ОАЭ, Бахрейна и Судана, это будет способствовать компромиссу. Трудно представить, что они проигнорируют эту тенденцию, даже с учетом искушения отбросить все, что сделал Трамп. Кажется, это будет очень сложно сделать.
ДР ← Думаю, этому примеру последуют и другие, они будут делать это поэтапно. Палестинцы должны будут признать, что остались позади и что арабские государства ясно дают понять: они больше не позволят палестинцам определять, могут ли они преследовать собственные интересы, имея дело с Израилем.
Сейчас происходит более широкий процесс. И поэтому нормализация будет продолжаться. Но это не обязательно будет продолжаться так же, как если бы к вам внезапно пришли арабские государства и сказали: «Хорошо, мы собираемся полностью нормализовать отношения с Израилем». Думаю, мы увидим, что они будут делать меньшие шаги. Они, вероятно, скажут: «Послушайте, если мы сделаем шаг, мы сообщим, что бы мы хотели, чтобы вы сделали с палестинцами. Мы не даем 100%, но поэтому мы и не просим вас о 100%». Это создает очень благодатную почву для новой администрации, которая может заручиться взаимопониманием и использовать это для выхода из тупика между израильтянами и палестинцами.
ОН → Каковы шансы, что Байден выступит с мирной инициативой в отношении палестинцев?
ДМ ← Я склонен считать, что в первый период он захочет работать на то, чтобы положить конец палестинскому бойкоту. Вероятно, это будет больше похоже на символические шаги в этом отношении, такие как открыть американское консульство в Иерусалиме — и посмотреть, что возможно с возобновлением гуманитарной помощи палестинцам.
Но это также будет зависеть от того, что будет происходить в Конгрессе. И я думаю, палестинцы поступили бы разумно, изменив свои законы в соответствии с законом Тейлора Форса, что сделало бы возможным создание системы социального обеспечения, позволяющей избежать раздачи денег родственникам тех, кто виновен в насилии. А это уже сделало бы возможной работу над компромиссным планом.
Я не думаю, что кто‑то поспешит делать что‑то, что снова потерпит неудачу. Мы видели попытку США при Клинтоне в 2000 году, видели Кондолизу Райс в 2007 году, затем усилия Керри в 2014 году, а теперь и план Трампа. Четыре раза, чтобы попытаться все решить. Поэтому теперь, я склонен думать, никто не будет торопиться с этим.
ДР ← Я не думаю, что Байден считает, будто сейчас тот период, когда перспектива нового большого прорыва между израильтянами и палестинцами очень высока. Это не означает, однако, что он не будет отдавать должное дипломатии: когда дипломатии нет, вы оставляете вакуум. У нас не было прямых политических переговоров между израильтянами и палестинцами с весны 2014 года. Инстинкт подсказывает, что надо выждать, прежде чем запустить какую‑то новую крупную инициативу, которая может потерпеть неудачу. 
Оригинальная публикация: What to expect from Joe Biden’s Middle East policy