Книжные новинки

«Без лишнего шума…»: как папа Пий XII и его соратники спасали евреев во время Второй мировой войны

Александр Иванов 8 января 2023
Поделиться

 

ЙОХАН ИКС
Бюро. Пий XII и евреи: секретные досье Ватикана
Перевод с французского Александра Дунаева. М.: Книжники, 2022. — 496 с.

Известный историк и литературовед Александр Эткинд назвал один из сборников своих эссе «Non‑fiction по‑русски правда». Правду о деятельности Эудженио Пачелли, избранного Папой Римским в 1939 году и возглавлявшего святой престол Ватикана под именем Пия XII в годы Второй мировой войны, попытался выяснить директор Исторического архива Государственного секретариата Ватикана Йохан Икс. Результаты своих изысканий он и изложил в жанре non‑fiction. Задуманная книга ставит своей целью реабилитировать имя папы Пия XII, которого в 1960‑х годах обвинили в пассивности во время Холокоста и даже прозвали «папой молчания» с легкой руки немецкого драматурга Рольфа Хоххута, автора популярной пьесы «Наместник». Главный герой этой пьесы, кстати, оплаченной вроде бы советскими спецслужбами, — очень похожий на Пия XII, демонстрировал нарочитое равнодушие к судьбам евреев.

В поисках правды о Пие XII Йохан Икс предпринял титаническую работу, изучив и проанализировав в ватиканских архивохранилищах около 1,5 млн документов, относящихся к военному и послевоенному периодам. Многие из этих документов никто никогда не видел, потому что архивные собрания времен понтификата Пия XII были рассекречены решением нынешнего папы Франциска только в 2020 году.

Благодаря сочинителям детективных романов архивы Ватикана, якобы хранящие в своих подвалах «непостижимые тайны», окружены сегодня мистическим ореолом. Это ощущение знакомо и автору книги: «У меня до сих пор пробегают мурашки по коже всякий раз, когда я вхожу в большое архивное хранилище и провожу рукой по документам», — замечает он в предисловии. Однако дело здесь, скорее, в самих документах секретных архивов святого престола, которые в силу конфиденциального характера их содержания написаны языком полунамеков и эвфемизмов, подчас недоступным для понимания непосвященных. Йохан Икс, недаром считающийся одним из ведущих мировых экспертов по ватиканским архивам, легко и непринужденно вводит читателей в мир секретной дипломатической переписки римской курии с главами европейских государств и конфиденциальных отчетов папских нунциев и тайных осведомителей о состоянии дел в этих странах во время войны. Комментарии автора и выстраиваемый им на страницах книги исторический контекст, связанный в первую очередь с событиями Холокоста, превращает эти документы в увлекательное и волнующее чтение.

Невозможно не восхищаться тщательностью и скрупулезностью работы, проделанной Йоханом Иксом. От его внимания не ускользнула ни одна деталь, будь то подчеркивания наиболее важных строк в меморандумах, отчетах, докладных записках и просьбах о помощи, поступавших в канцелярию Ватикана от преследуемых евреев из разных стран, или различные маргиналии, даже цвет чернил которых имел значение. Именно в этих коротких, хлестких комментариях на полях официальных документов, написанных сухим бесстрастным языком, выражали свое возмущение действиями немецких нацистов и итальянских фашистов по отношению к евреям ближайшие соратники Пия XII, сотрудники секции иностранных дел, или бюро, как ее именует автор книги.

В краткой заметке Пия XII по поводу ноты протеста Ватикана против преследований католиков и евреев в Германии, направленной в 1943 году министру иностранных дел Третьего рейха Иоахиму фон Риббентропу, сказано: «Значимость документа определяется не силой слов, а серьезностью фактов». А факты, изложенные в книге на основе документов из архивов святого престола, складываются в зловещий пазл преступлений нацистского режима в странах Восточной и Западной Европы, оккупированных немецкими войсками; преступлений, которые без лишнего шума стремились предотвратить сотрудники бюро. Как отмечал один и героев книги, энергичный и хитроумный монсеньор Кассуло, нунций в Бухаресте, приложивший немало усилий для спасения румынских евреев: «Добро не делает шума, а шум не делает добра».

Все члены бюро перечислены в начале книги, как действующие лица в рамочном тексте пьесы, надо только учитывать, что эта «пьеса» разыгрывалась в действительности в самые мрачные годы истории ХХ века. Неутомимый государственный секретарь Ватикана кардинал Луиджи Мальоне, проницательный секретарь по чрезвычайным церковным делам монсеньор Доменико Тардини, предсказавший грядущую холодную войну между Соединенными Штатами и СССР, их заместители и советники работали не покладая рук, помогая сотням евреев бежать из оккупированных нацистами стран. Не всегда усилия членов бюро заканчивались успешно. Им, как военным хирургам на поле боя, приходилось подчас принимать трудные решения, исходя из трезвой оценки политической ситуации: тем, кого можно было спасти, незамедлительно оказывалась помощь в получении эмигрантских виз и небольших денежных пожертвований для переезда в безопасные страны, а тем, кого спасти было невозможно, в помощи приходилось отказывать.

Среди сотен личных дел, отложившихся в Serie Ebrei («Серия евреи») ватиканского архива, внимание Йохана Икса привлекли своей драматичностью документы выдающихся еврейских ученых — специалиста по философии Возрождения Пауля Оскара Кристеллера, профессора юриспруденции Туллио Либмана, доктора медицины Виктора ван дер Рейса и никому неизвестных мужчин, женщин, детей, стремившихся вырваться из‑под власти нацистов и обрести свободу. Всех их пытались спасти сотрудники бюро: невзирая на социальное положение или вероисповедание, будь они христиане или иудеи.

В книге приведены и совсем поразительные документы, как, например, письма итальянской еврейки Марии Адлер о заключении в тюрьму или в концлагерь, где содержался ее муж Симон, поскольку она хотела быть вместе с ним, «куда бы он ни отправился». Эта просьба была удовлетворена. Как завершает описание этого случая Йохан Икс: «…история Марии и Симона — это прежде всего история вечной любви пожилой пары, которая хотела оставаться вместе в жизни и в смерти».

Архивы Ватикана хранят разоблачительные документы и о злодеях, отъявленных и скрытых антисемитах, восторженных почитателях Гитлера, убежденных сторонниках «окончательного решения еврейского вопроса». Такими выведены на страницах книги президент Словакии, католический священник Йозеф Тисо, его премьер‑министр Войтех Лазар «Бела» Тука и министр внутренних дел Шанё Мах, насильно отправлявшие тысячи молодых словацких евреек в солдатские бордели. Или коллаборационист маршал Филип Петен, который хотя и колебался, но все‑таки утвердил по настоянию Гитлера антиеврейские дискриминационные законы в подвластной ему марионеточной вишистской Франции.

Но были и герои, такие как юрист Марио Финци, называвший себя обычным, заурядным человеком и отдававший все свои силы спасению еврейских беженцев, или монах‑августинец Ансельмус Мустерс, участник организованной католическими священниками так называемой «Эскейп лайн» («Линия побега», или «Путь спасения») — сети добровольцев, помогавших сотням людей бежать из оккупированных нацистами европейских стран.

Впрочем, порой создается впечатление, что сам глава святого престола Пий XII остается как бы в тени повествования, руководя своим бюро откуда‑то из глубин папских покоев. Наиболее рельефно его личность раскрывается в эпизоде, рассказывающем о подготовке в 1942 году выступления по радио с рождественским посланием «граду и миру», которое транслировалось на все континенты. В этой речи Пий XII призвал человечество «принести торжественный обет, что оно не будет знать покоя до тех пор, пока среди всех народов и стран на земле не приумножится число тех, кто, стремясь вернуть общество к неколебимому центру гравитации Божественного закона, желает посвятить себя службе человеческой личности и облагороженной Богом жизни». «Человечество обязано принести этот обет, — сказал понтифик в заключение, — во имя сотен тысяч людей, которые, будучи ни в чем не повинны, иногда лишь в силу их происхождения или расы, приговорены к смерти или к долгому увяданию».

Немаловажным дополнением к образу Пия XII служит и его фотография в момент произнесения рождественской речи. Сухая, поджарая фигура папы перед микрофоном в его библиотеке с поднятой рукой в традиционном жесте благословения всего человечества выглядит торжественно и символично. В этом человеке чувствуются внутренняя сила и собранность, а также ощущение ответственности за свои действия перед миллионами слушателей. Радиообращение Пия XII имело огромный международный резонанс и получило всеобщее одобрение — кроме нацистов, которые обвинили папу в клевете на немецкий народ и заявили, что он явно выступал от имени евреев.

Как писал в своем дневнике упомянутый выше монсеньор Кассуло: «Никогда не доверять всему, что говорят, и, даже когда сведениям можно доверять, мы не обязаны им верить». И хотя нельзя сказать, что книга Йохана Икса поставила точку в спорах о папе Пие XII и его деятельности во время Холокоста, обширные архивные материалы, приведенные в ней, заставляют согласиться с точкой зрения автора о том, что папа и его бюро, спасая евреев, действовали активно везде, где только могли.

Книгу Йохана Икса Бюро «Пий XII и евреи: секретные досье Ватикана» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

В фашистской Италии католическая церковь пыталась спасать евреев

К началу октября 1943 года Ватикан знал и о том, что нацисты намеревались арестовать итальянских евреев, и о том, что именно произойдет с задержанными. Когда началась облава, 4 700 евреев Рима находились под защитой церкви; большинство – в монастырях, разбросанных по всему городу, но более 470 в самом Ватикане.Банк Ватикана стал переводить деньги в другие города Италии, гарантируя, чтобы аналогичные усилия могли быть предприняты и там.

The Atlantic: Папа, евреи и архивные тайны

Недавно открытые ватиканские документы, о которых мы расскажем здесь впервые, позволяют по‑новому взглянуть на представления Ватикана о массовом истреблении европейских евреев и его реакции на это, а также узнать о настроениях, существовавших в Ватикане непосредственно после войны, по поводу Холокоста, еврейского народа и роли и прерогативах Римско‑католической церкви как института.