Колонка редактора

Айвенго и Исаак

Борух Горин 27 февраля 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Готовя беседу для студентов об «Айвенго» Вальтера Скотта, я отметил удивительную эволюцию образа Исаака.

 

Вальтер Скотт:

Когда же духовные лица или миряне, принцы и аббаты, рыцари и монахи приходят к Исааку, стучатся в его двери и занимают у него шекели, они говорят с ним совсем не так грубо. Тогда только и слышишь: “Друг Исаак, сделай такое одолжение, я заплачу тебе в срок — покарай меня Бог, если пропущу хоть один день!” Или: “Добрейший Исаак, если тебе когда‑либо случалось помочь человеку, то будь и мне другом в беде”. А когда наступает срок расплаты и я прихожу получать долг, тогда иное дело — тогда я “проклятый еврей”. Тогда накликают все казни египетские на наше племя и делают все, что в их силах, дабы восстановить грубых, невежественных людей против нас, бедных чужестранцев.

 

Александр Пушкин:

Проклятый жид, почтенный Соломон.

 

Николай Гоголь:

— Слушай, Янкель! — сказал Тарас жиду, который начал перед ним кланяться и запер осторожно дверь, чтобы их не видели, — я спас твою жизнь, — тебя бы разорвали, как собаку, запорожцы — теперь твоя очередь, теперь сделай мне услугу!

 

Кстати, я уверен, что Гоголь, называвший Вальтера Скотта «шотландским волшебником», сюжет этот повторил не случайно. Какие рыцари, такое и благородство! И уж не поэтому ли его еврей — Янкель‑Иаков, то есть Исаак родил Иакова?

Исаак из Йорка и Ребекка. Фрэнк Эрл Шуновер. Иллюстрация к роману «Айвенго». 1922 St. Andrew’s School Archive

 

Вернемся к «Айвенго». Когда‑то я читал дневник мальчика из так называемого «Киндертранспорта». В принявшей его семье в Англии оказался сверстник, влюбленный в Вальтера Скотта, и именно из‑за «Айвенго» он стал ему лучшим другом на всю жизнь.

Это наверняка не единственная история об «эффекте Айвенго». Я, например, в детстве тоже был ему страшно благодарен.

В советской экранизации этого романа, осуществленной в 1983 году, Исаака и Ревекки вообще не было. Зато там была великая «Баллада о борьбе» В. Высоцкого:

 

И когда pядом pухнет изpаненный дpуг

И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя

И когда ты без кожи останешься вдpуг

Оттого, что убили его — не тебя

 

Ты поймёшь, что узнал, отличил, отыскал

По оскалу забpал: это — смеpти оскал!

Ложь и зло — погляди, как их лица гpубы!

И всегда позади — воpоньё и гpобы

 

Если мяса с ножа ты не ел ни куска

Если, pуки сложа, наблюдал свысока

И в боpьбу не вступил с подлецом, с палачом

Значит, в жизни ты был ни пpи чём, ни пpи чём!

 

Если путь пpоpубая отцовским мечом

Ты соленые слезы на ус намотал

Если в жаpком бою испытал, что почем

Значит, нужные книги ты в детстве читал.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Черт по имени Янкель

В том‑то и дело, что Янкель, главный персонаж‑еврей, вовсе не отрицательный герой! Напротив — он единственный, кому на самом деле доверяет Тарас Бульба, а ведь Тарас вроде бы герой положительный — если мы имеем дело с героическим эпосом. Он появляется в критические моменты, чтобы... помочь презирающему его главному герою. Он спас старшего брата Тараса — Дороша, выкупив его из турецкого плена.

Новое прочтение Элизы Ожешко

«Миртала» — еще и роман-обманка. Ожешко под видом древней Иудеи изобразила тогдашнюю порабощенную Польшу, под видом Рима — поработительницу Россию. Это не сильно, пригашенно, но сколько-то задевало мои нервы. Приводило на память, во-первых, всю двухвековую историю угнетения и страданий. Во-вторых, случившееся на наших глазах, Катынь, Гданьск, «Солидарность», папу Иоанна Павла, польские журналы 1950-х, кино 60-х. И в-третьих, — польский антисемитизм, Освенцим, изгнание евреев в 1968 году.

Разборки с Гоголем

Какое место на шкале юдофобии занимает Гоголь, 211-й день рождения которого мы отмечаем? Гоголь — единственный (насколько мне известно) писатель, сочувственно, поэтически описавший еврейский погром. Сочувствие, понятно, относится к убийцам и грабителям — казакам, а не к убитым и ограбленным евреям.