Прошлое наизнанку

Еврейская трагедия

Леонид Радзиховский 8 ноября 2020
Поделиться

Речь идет о Великой Октябрьской революции.

Среди распространенных мифов про эту революцию — указание на ее «еврейский характер».

Эта ложь настолько въедлива, что многие ей верят. Среди «многих» был и я. Пока не обратился к самоочевидным фактам.

В каком смысле революция могла бы считаться «еврейской»?

Евреям в России было выгодно падение Временного правительства?

Аэроклуб в здании синагоги в Челябинске, 1930-е годы.

Равноправие евреям дала Февральская Революция, Октябрьская тут абсолютно ничего не прибавила. Политическая активность евреев в период марта-октября 1917-го была такова, что к моменту прихода к власти большевиков, городским головой Петрограда был эсер Г. И. Шрейдер, а председателем Московской городской думы эсер О. С. Минор.

Евреи доминировали в руководстве одной социалистической партии в России — меньшевиков.

Что касается большевиков, то в 17-м году среди 21 члена ЦК РСДРП (б) было 10 русских (47,6%), включая Ленина, 6 евреев (28%), 2 латыша, по одному поляку, грузину, армянину. В первом правительстве большевиков было 18 министров (наркомов), из них 1 еврей — Троцкий, 1 грузин, остальные — русские (возможно, Антонов-Овсеенко, Крыленко и Дыбенко имели украинское происхождение).

Во время гражданской войны среди 19 членов ЦК РКП(б) (1919 год) было 10 русских, 4 еврея, 2 латыша, по одному грузину, болгарину, поляку. Правда, среди членов Политбюро — 1919 было 2 еврея, 2 русских, 1 грузин, а среди кандидатов — 1 еврей, 2 русских.

Так что у евреев в партии большевиков во время установления советской власти был большой удельный вес (притом, что они составляли около 3% населения и около 10% городского населения России) — но никогда не было большинства.

В 1920-е годы картина была такая. ЦКВКП(б) 1925 года (XIV съезд). Среди 63 членов ЦК — 38 русских (60%), 8 евреев (12,6%), 4 латыша, 4 украинца, 2 грузина, 2 поляка, по одному немцу, болгарину, белорусу, армянину. Из 9 членов Политбюро 2 еврея.

1930-е годы, XVII «съезд победителей» (расстрелянных). 71 член ЦК ВКП (б). 38 русских (53%), 11 евреев (15%), 5 украинцев, 5 грузин, 4 латыша, 3 поляка, 2 армянина, по одному литовцу и узбеку. Уничтожены в 1934-39 гг. 50 человек, из 11 евреев — 8, затем в 1941-м покончил с собой еще один (Моисей Каганович, брат Лазаря). Начиная с 1940-х годов процент евреев в ЦК ВКП (б) — КПСС вполне соответствовал их проценту среди населения СССР или был меньше. В Политбюро после 1927-го был один кандидат, а с 1930 года член — Лазарь Каганович. После 1957-го не осталось ни одного (если не считать «таинственного еврея» Андропова).

Наконец, обожаемое всеми антисемитами ВЧК — ОГПУ — НКВД.

Среди 11 членов первой коллегии ВЧК евреев — 0. В 1919-м из 14 членов коллегии ВЧК 1 еврей. В 1920 — 2 из 13. Но постепенно число евреев в руководстве ОГПУ — НКВД увеличивалось.

Вероятно, максимальная концентрация была в 1936-37 году. Из 26 руководителей НКВД (начальники управлений центрального аппарата) — 16 евреев, включая наркома Ягоду и его первого зама Агранова. Именно им Сталин доверил важную работу — истребление «ленинской гвардии», кадровую чистку 1937-го, когда было уничтожено большинство евреев, входящих в номенклатуру (в том числе самоистребились и эти чекисты).

Так что ни о какой «национальной солидарности» в ходе работы «чекистов-резников» говорить уж точно не приходилось.

Миф о «еврейской власти» оказался самым удачным и живучим из всех белогвардейских мифов. Еще бы: он снимает ответственность за все ужасы революции с русского народа и перекладывает на «извечного врага».

Но может, большевики отстаивали какие-то «еврейские цели»? Правда, Троцкий сказал «Я — не еврей, я — большевик», но может, врал?

Повторяю, равноправие евреи уже получили в марте 1917-го.

Еврейская элита — буржуазия — была как и вся остальная крупная буржуазия «уничтожена как класс». Значительная часть еврейской интеллектуальной элиты бежала из России — писатели Алданов и Саша Черный, философы Франк и Шестов, многочисленные публицисты, адвокаты, политики (либералы, социалисты).

Еврейская религия попала под запрет — куда более жестокий, чем православие. Это понятно: за раввинов заступаться было некому, а заигрывать с ними Кремлю было незачем. Был категорически запрещен «буржуазный сионизм».

Репрессиям евреи подвергались в том же (или большем — из-за своей гиперактивности) объеме, что и все остальные. Может, если еврея-подследственного избивает еврей-следователь, то ему (кому из них двоих?) приятнее?

Конечно, многие евреи добились видного положения. Но и без Октябрьской революции Ландау стал бы физиком, Ильф — писателем, Утесов — шансонье, и даже Ванников — организатором промышленности.

Так почему же большевизм и революцию многие — вполне искренне — считают «еврейскими»? Да потому, что до конца 1930-х годов не было государственного антисемитизма! Что ж — если считать госантисемитизм нормой в России, то его отсутствие и, правда, есть «еврейская власть».

Итог революции и советской власти.

1914-й — в Российской империи 4 000 000 евреев.

2000-й — на территории бывшего СССР меньше 400 000 евреев. В основном стариков.

 

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 363)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Советские евреи: психоаналитический очерк

В расколдовании «евреев молчания», как называл советских евреев Эли Визель, инициирующую роль сыграло еврейство крупных городов СССР, главным образом столиц – Москвы, Киева, Вильнюса... Именно там религиозные праздники собирали массу народа, несмотря на контроль и противодействие этому властей. «Тот, кто не видел своими глазами, как отмечается Симхат-Тора в Москве, тот никогда в жизни своей не наблюдал подлинной радости», – писал посетивший СССР в 70-е гг. ХХ века Визель.

«Расцвел цветок невидимой породы»: Февральская революция и евреи

До сих пор события Февраля вызывают у исследователей серьезные споры. Среди наиболее дискуссионных вопросов, поднимаемых историками, встречаются и такие: принимали ли евреи участие в Февральской революции, почему Временное правительство сразу взялось за отмену вероисповедных и национальных ограничений — разве не было более насущных вопросов? — какие слои еврейства поддержали Февральскую революцию, а какие стремились к радикализации ситуации?

Еврейский март 1917‑го: эйфория и толпы

Февральская революция и первые шаги Временного правительства, ведущие к отмене национальных и вероисповедных ограничений и установлению гражданского равноправия, вызвали ликование этой части еврейского общества. Авторы «Недели» пытаются «настроить свое перо на новый лад», дабы приветствовать «новый свет счастливой эры возрождения к счастью и свободе».