О ЦСКА, Сталине и Иване Грозном
Победа Дональда Трампа на президентских выборах оказалась для многих большой неожиданностью. Президент Федерации еврейских общин России (ФОЕР) Александр Борода заявил, что приветствует выбор американского народа и надеется на улучшение отношений между нашими странами. Также раввин рассказал, что рад обещаниям Трампа поддерживать государство Израиль. А вот где евреям жить лучше – в России или в другом гостеприимном государстве – Борода однозначно сказать не может, однако, по мнению раввина, по некоторым показателям все-таки лучше в России.
В интервью корреспонденту «МИР24» раввин рассказал о своем отношении к России, Иосифу Сталину, Ивану Грозному, футбольным фанатам и тренеру ЦСКА Леониду Слуцкому.
У героя интервью свой кабинет, дверь которого ничем не отличается от всех остальных дверей религиозно-культурного центра. Кроме одной детали – на ней буквы: «Александр Борода. Раввин». За нами к этой двери собирается очередь. Видимо, вопросы у людей важные, потому что, когда Борода открывает нам и шутливо приглашает: «А теперь папарацци», женщина в очереди, с узнаваемой анекдотической интонацией, спрашивает у своего спутника: «Ой, а як же ш мы?».
Женщину обязательно примут, только чуть позже, – к раввину ведется запись по времени, как к врачу в городской поликлинике. Однако раввин для многих важнее, чем врач, – «хорошее слово лучше плохого врача», гласит еврейская пословица. За словом раввина о российских событиях последнего времени – установке памятника Ивану Грозному, реанимации положительного образа Иосифа Сталина, конфликту вокруг тренера ЦСКА на национальной почве – мы и обратились к Президенту ФЕОР, раввину Александру Бороде.
Фото: архив ФЕОР
– Если мы посмотрим на историю антисемитизма в России, то увидим, что он изначально строился чисто на религиозных принципах. «Черту оседлости» ввела только Екатерина Вторая, но даже в ее время основным посылом ненависти к евреям было то, что евреи отрицают богоявление Иисуса. То есть, здесь чисто религиозная основа, а не какая-нибудь ментальная особенность русских. А далее… Советский Союз вообще уравнял все национальности.
– А «пятый пункт»?
– Ну, шутки насчет «пятого пункта» были связаны уже с государственным антисемитизмом, который, разумеется, во многом, – следствие создания государства Израиль. Власти были крайне недовольны одним только фактом, что из Советского Союза вообще можно было куда-то уехать. В тот же Израиль. Естественно, государство отвечало на эти отъезды евреев своей национальной политикой. Но, хочу подчеркнуть, что это не было бытовым антисемитизмом. Никакой огульной ненависти по отношению к евреям среди простых советских людей не было. Все всё понимали.
– А сегодня – антисемитизм в России есть?
– Смотря о каком антисемитизме вы говорите. Государственного нет, религиозного мы тоже не видим. Бытовой антисемитизм, я считаю, в России есть, но он вымирающий.
Есть какие-то отдельные маргинальные группы – да. И в их доктринах иногда присутствуют антисемитские лозунги, но эти лозунги не являются фокусными, титульными.
– А в странах СНГ?
– Я не слышал ничего про антисемитизм в Беларуси, ничего не слышал про него в Украине.
В Украине есть неоднозначные процессы – например, реабилитация коллаборационизма или антисемитов Гражданской войны типа Симона Петлюры. Но сказать, что это какой-то акт по развитию антисемитизма, я не могу. Это такие единичные случаи, которые не влияют на общую ситуацию, и если говорить про реальные, масштабные всплески антисемитизма, то их на бывшем пространстве Союза уже нет.
Александр Борода обладает одной особенностью – он может вести разговор, одновременно читая что-то на планшете. Но как только речь заходит об истории или культуре России, раввин забывает про гаджет.
Фото: Алан Кациев.
Да – Грозный был жестоким правителем, однако те времена вообще были жестокие. Например, сторонники монархизма-империализма могут поставить ему в заслугу сильное расширение Русского государства. Но это их мнение.
Вопрос Ивана Грозного точно лежит вне рамок еврейской общины. И я думаю, что роль этой исторической фигуры должны оценивать граждане России русского происхождения.
– Безотносительно того, что Сталин причинил евреям, я отношусь к этой фигуре крайне негативно. Когда мы говорим про Ивана Грозного – тут довольно немного информации, и во многом эта информация спорная. А вот случай Сталина – тут мы все видим отлично: миллионы пострадавших. Сказать, что Иосиф Сталин выиграл эту войну, я не могу никак. Войну эту выиграл именно советский народ, ее выиграли люди, которые шли на амбразуры, это то их победа. А Сталин уже сделал как раз все, чтобы советский народ эту войну не выиграл.
Он [Сталин] уничтожил лучший командный состав. Плюс – все эти пакты и договоры с немцами, которые вводили в заблуждение самих же себя….
Советский народ выиграл войну вопреки Сталину.
Конечно, иногда злодеи делают хорошие дела. Но можем ли мы ставить в заслугу злодеям эти хорошие дела? Я не уверен.
Вот есть пример. Как мы знаем, после «Пакта Молотова-Риббентропа» Польша была разделена на две части. Из той части Польши, которая попала под советскую сферу влияния, Сталин всех евреев выслал в Сибирь и Казахстан. И эти евреи стали думать, что все – наступил крах их жизни.
Но когда в 1946 году Сталин вернул всех евреев обратно в Польшу, то они увидели, что их братья, которые остались на немецкой земле, они все погибли. И вот возникает вопрос: можем ли мы сказать, что Сталин спас польских евреев? Думаю, нет. Он никого спасать не собирался. И я бы не вчинял ему в заслугу то, что он их не расстрелял, а просто выслал на голодную смерть, где, вопреки всему, они выжили. Вряд ли это заслуга Сталина.
Сталин был безусловный злодей. И если ставить памятники Сталину, то можно, например, и Кощею Бессмертному поставить памятник.
– Ваши родственники участвовали в войне?
– Мой дальний родственник Давид Абрамович Драгунский был дважды героем Советского Союза. Братья моей бабушки прошли всю войну. Часть оказалась в блокадном Ленинграде. Мой дед Даня – Книжник Даниил – тоже прошел большую часть войны.
Пока мы ожидаем свою очередь к раввину, я предлагаю окружающим плитку шоколада. Просят убрать – этот шоколад считается некошерным. На столе у Александра Бороды, помимо техники: несколько священный книг, хабадская шляпа и блюдце с кусочком сахара.
Фото: Алан Кациев.
– Дай Бог!
– Не весь он, разумеется, кошерный, но москвичей в таких кафе много. С чем можно связать популярность еврейской кухни среди москвичей?
– Ну, смотрите. Что такое еврейская еда? По сути, в ней используются все те же ингредиенты, что и в русской кухне, только приготовлены они по-другому. И соблюдается кашрут. Поэтому я не вижу в еврейской кухне чего-то уж прям экзотического для России. Отчасти растущую популярность еврейского общепита можно связать с затуханием антисемитизма в стране. Общий негативный фон по отношению в еврейской культуре изменился, да.
Фото: архив ФЕОР.
– Я считаю Мандельштама и русским, и еврейским поэтом. Точнее, русским-еврейским поэтом. Почему? Я бы мог назвать его русским поэтом, ведь главные темы его последних годов, так или иначе, были связаны с Россией. Но тут важно другое. Особенности его стиля, особенности его пассионарных действий – они были воспитаны еврейским характером и еврейским взглядом на жизнь.
– Что это за еврейский взгляд на жизнь?
– Непримиримость и бескомпромиссность. Стихотворение, которое Мандельштам написал про Сталина («Мы живем под собою не чуя страны, 1933 г. – Ред.), это был, безусловно, подвиг. И этот подвиг был обусловлен отчасти его еврейской позицией, позицией, которая была заложена его еврейским менталитетом. Не может быть еврей прям «русским-русским» поэтом. Нет. Он может быть и русским, и еврейским поэтом – поэтом, который пишет о России, любит Россию, но при этом остается евреем.
Русский патриотизм Мандельштама накладывался на его еврейский характер.
– Мандельштам в «Шуме времени» писал, что ему не нравится, как пахнет в еврейских домах. Писал про «хаос иудейский», который не дом, не очаг, а именно – хаос. То есть он пытался демонстративно отказаться от своего еврейства. И после этого он еврей?
– Отказ от еврейства – это тоже такая еврейская черта: отчего-то отказаться, что-то категорически не принимать, отвергать. Это очень по-еврейски.
Мандельштам после ареста в 1938 году. Фотография НКВД.
– Кого из еврейских писателей и поэтов вы можете порекомендовать тем, кто хочет понять, если можно так выразиться, «еврейскую душу»?
– Шолом-Алейхема, Фейхтвангера, Горенштейна.
– Исаака Бабеля?
– Понимаете… Бабель… [Борода задумался.] В Бабеле все-таки было очень много одесского. Можно ли назвать одесское именно «еврейским»? – это очень большой вопрос. Одесская культура – это культура, по правде говоря, очень специфическая. Она очень локальна. И это не чисто еврейская культура. Это смесь сразу нескольких культур – польской, еврейской, русской, украинской, – которая помножена на некоторые свободы, на определенные вольности и возможности, связанные с наличием в городе морского порта. Поэтому Бабель не совсем еврейский писатель.
В сентябре в интернете появилась реклама еврейского нового года (Рош Ха-Шана). В рекламе снялись Александр Борода, Иван Ургант, Андрей Макаревич и тренер ЦСКА Леонид Слуцкий. Последний, как и другие герои рекламы, стоит в кадре в синагоге, на плечах у него надет талит – молитвенное облачение иудеев. Ролик вызвал неоднозначную рекламу среди националистически настроенных фанатов клуба.
Кадр из рекламного ролика
– Многие футбольные фанаты недовольны тем, что тренер ЦСКА Леонид Слуцкий снялся в рекламе еврейского культурного центра. Это напрямую связано с их ультраправыми взглядами. Фанаты вывешивали баннеры на трибунах, сейчас активно негодуют в социальных сетях. Можно что-то сказать тем, кто недоволен, что Слуцкий заявил о себе как еврей?
– Слуцкий – он сам православный человек. Еврей у него только отец. Но есть маргинальные и неадекватные люди, которые упрекают Леонида Викторовича, что он снялся в рекламе еврейского праздника. Что можно с такими людьми сделать? Ими должны заниматься правоохранительные органы. И еще: очень большой вопрос – нужно ли их вообще пускать на стадион. Мне кажется, что нужно убрать подобных маргиналов со стадионов. Убрать так, как, например, это было сделано в Англии. Ведь теперь в Англии на стадионы ходят только адекватные люди, и стадионы от этого не пострадали, и бюджеты клубов не уменьшились, а, наоборот, увеличились. Эти социальные группы – полубоевиков и полумаргиналов – это большой вопрос к клубу. И не только к ЦСКА.
Есть, например, хороший футбольных клуб «Краснодар», который формирует свою культуру поведения на стадионе, формирует среду своих болельщиков. Совсем не агрессивную среду, между прочим. У них есть нормальная клубная культура – это хороший пример для других.
Конечно, мы видим, что нынешняя клубная культура досталась ЦСКА в наследство от прошлых времен, в том числе и от 90-х. Но если мы видим, что эта культура мешает клубу, а по большому счету сегодня она мешает, то ее надо менять. Ведь Слуцкий – талантливый тренер. Но при этом клуб ЦСКА получает массу негатива – например, штрафы за поведение своих болельщиков. Тут встает вопрос – нужны ли такие болельщики вообще? Может, надо других поискать?
О РОССИИ
– Вы выросли в Марьиной роще, в районе, который был гопническим…
– Нет. Таким, как вы его называете, районом Марьина роща был только после войны, если я не ошибаюсь. А я родился позже. В моем возрасте там уже стояли обычные «хрущевки», и жили нормальные люди. Марьина Роща – это спокойный и интеллигентный московский район. Никаких страшных историй я там не видел.
– Тяжело было жить в Марьиной роще евреям?
– Я тогда еще не был религиозным евреем, но и свое еврейство никогда не скрывал. Никаких конфликтов на национальной почве у меня не было. Когда меня называют евреем, я не обижаюсь.
– А на слово «жиды» – обижаетесь?
– Да, я обижаюсь на это слово, но никогда его при себе не слышал. В современной России это слово является безусловным оскорблением. И если бы меня так называли, я бы обижался. Причем обижался активно. Обижал бы в ответ, может быть.
– В одном интервью вы сказали, что Россия – лучшая страна для евреев. Это так?
– Сегодня точно – Россия одна из лучших стран в мире для евреев. Но тут все сравнительно. В России отсутствует антисемитизм, и, скажем, если посмотреть на Европу, то евреи в России живут спокойнее. Здесь нет того арабского маргинального антисемитизма, который наблюдается сегодня во многих странах Европы. Сложнее сравнивать Россию с США. Там тоже нет антисемитизма. Но есть нюансы.
С одной стороны, в США более развита инфраструктура еврейской жизни, ведь там живет больше 5 миллионов евреев. Но в США нет и государственного содействия еврейской общине. А в России государство оказывает нам содействие.
Каждый год российская еврейская община становится больше. Мне бы хотелось, чтобы в России все больше евреев возвращались к своим корням.
– И уезжали в Израиль?
– Мы вообще никого не призываем никуда уезжать. Мы просто призываем возвращаться к своим корням. Каждый еврей сам выбирает, где жить.
С раввином говорил Алексей Синяков