Менахем Яглом

28 января 2015, 02:29

Сегодня, по поводу Международного дня памяти жертв Холокоста, в ленте множество траурных постов. Но вот попыток найти в происшедшей трагедии духовный смысл совсем не много — не только в Фейсбуке, но и вообще. Слишком страшно. Жертвам Холокоста, которым было некуда спрятаться от происходящего кошмара, иногда удавалась прикоснуться к сокровенному смыслу происходящего. На мой взгляд, ближе всего к этому подошел Ребе из Песячны.

Р. Калонимус‑Кальман Шапира из Песячны (1889–1943), «Святой Огонь» — один из крупнейших хасидских мыслителей ХХ в., создатель варшавской ешивы Даат Моше, важнейшего центра польского хасидизма. В начале Второй мировой войны он отказался покидать Варшаву и до самой смерти оставался наставником Варшавского гетто. Зимой 1943 г. он был депортирован в Освенцим, где вскоре скончался. Рукописи его многочисленных трудов, спрятанные в запаянных молочных баллонах, были найдены при расчистке развалин гетто. Среди рукописей был сборник проповедей, которые р. Калонимус произносил по субботам в одной из синагог гетто в 1940‑1942 гг. Этот сборник, впервые изданный в 1960 г. под заглавием «Святой огонь» (Эш кодеш) — величайший опыт религиозного осмысления того, что невыносимо для разума. Ниже — несколько отрывков из этой книги.

 

Год 5700 (1940)

Суббота раскаяния (Шабат Тшува, сентябрь 1940 г.)

«Обратись, Израиль, к Господу, Богу своему, ибо споткнулся ты о грехи свои» (Гошейа 14:2).

Ибо Святой, да будет Он благословен, исполняет все, что сказано в Торе, и этим исполняет и заповедь раскаяния — тшува. Когда отвратился Он от зла, которое, не дай Бог, наслал Он на народ Израиля, или угрожал ему, это и есть как бы Его тшува. И об этом сказано в стихе: «И утешился Бог, решив не делать того зла, которым угрожал народу своему» (Шмот 32:14). Что значит: «И утешился»? Как бы отступился — с этого и начинается раскаяние. Однако, если Его раскаяние всегда касается только зла, которое уже сотворил Он, или которым угрожал народу своему, то останется народ Израиля все в том же тяжелом положении — ведь только от зла, которое угрожал Он добавить, не дай Бог, отступился Он и отвратился. И остается народ там же, где был до постигшего его бедствия, ведь и тогда был он в немилости. И об этом сказано в псалме: «Возвратись, Господи! Доколе? Смилуйся над рабами твоими. Насыть нас по утру милосердием Твоим, и мы будем радоваться и веселиться все дни наши» (Пс. 90:13,14). То есть, соверши тшуву ради нас. Доколе? Смилуйся над рабами Твоими. Доколе каждое раскаяние Твое будет отступлением от зла, предуготовленного рабам Твоим, и от бед, которые истощают нас? Ведь так вновь окажемся мы в той же немилости.

Так же и мы должны совершать тшуву, подобную этой, ибо когда раскаивается человек во грехе, о который споткнулся, не дай Бог, в мыслях и речах своих, остается он в том же состоянии, в котором пребывал до греха. Ибо и тогда до совершения греха не был он на подъеме. Главный смысл раскаяния: «Обратись, Израиль, к Господу, Богу своему». Поэтому нужно сказать тебе: раз споткнулся ты о грехи свои, подумай — довольно тебе только каяться во грехах. От этого и предостерегает пророк — обратись ты и дойди до Господа, Бога твоего, чтобы возвысился ты в Святости, чистоте и служении Господнем.

 

Недельный раздел Толдот (ноябрь 1940 г.)

И еще нужно сказать, что говорит стих: «…И придут пропавшие в земле Ашура и заброшенные в земле Египетской, и будут они поклоняться Господу на горе святой…» (Шмот 27:13) о свойстве «пропавшего» и свойстве «заброшенного». «Заброшенный» –тот, кого забросили откуда‑то в далекое место, но знают о нем и наблюдают за ним. Однако, «пропавший» — это «потерянный», следов его не видно, и что с ним — не известно, ибо беды пока все еще умножаются. И говорят об этом старцы Израиля, что невозможно стало узнать их извне. Череда преследований и невыносимых мучений, которые с трудом можно себе представить, привела к тому, что они стали неузнаваемы также изнутри, так что человек доходит до потери себя и сам себе кажется чужим. И не помнит, как чувствовал себя еще год назад, в субботу, или в будни, перед молитвой или во время нее, и так далее, ведь вот сейчас он попран и раздавлен? Так что не различает он уже, еврей ли он, человек ли, или скотина, неспособная чувствовать. Тогда‑то он и зовется «пропавшим». «И придут пропавшие…».

Но говорит Гемара: «Потерявший возвращается за своей потерей» (Кидушин 2). Ибо даже когда потерялась пропажа, и нет следов ее, и никто не знает о ней, возвращается за ней тот, кто потерял ее, чтобы найти и возвысить и приблизить к себе. И разве Святой, да будет Он благословен, не потерял нас? И поэтому благословил Ицхак отца нашего Яакова. «И даст тебе Бог от росы небесной и от туков земли…» (Берешит 27:28). И не только в час, когда знают о человеке из Израиля и наблюдают за ним, но и когда «пропавший» — не видно и не слышно о нем ничего. «И вернется, и даст» (так объяснил упомянутый выше стих Раши) — Хозяин потери вернется за нами, чтобы найти нас и дать Свое благо. И вернуть нас к Нему, да будет Он благословен, и дать нам избавление, и выкупить тело наше и душу в милосердии великом и помощи благой.

 

Год 5701 (1941)

Второй день праздника Суккот, первая годовщина смерти сына (октябрь 1941 г.)

…В будущем скажет Ицхак Святому, да будет Он благословен: «Вот, приблизил ты душу мою к Себе» (Шабат 89б). И почему о разрушении Храма или о других бедах Израиля не сказано, что искупит их Святой, приближая к Себе душу? Но ведь поступки отцов служат знаком для сыновей их, в них — основы служения Израиля. В каждой молитве повторяем мы: «Бог Авраама, Бог Ицхака, и бог Яакова…». Ведь жертвоприношение Ицхака не было испытанием для одного Ицхака, оно стало началом самопожертвования потомков его ради Святого имени. Испытание Авраама и Ицхака происходило на уровне мысли и воли, и не завершилось деянием, ибо сказал ангел: «Не заноси руки своей на отрока и не делай ему ничего…» (Быт. 22:12). Однако же, когда народы мира убивают сынов Израиля, происходит обратное — деяние без мысли, и это расплата за жертвоприношение Ицхака. Ибо там было начало — мысль и воля, а здесь — завершение и деяние. Таким образом, жертвоприношение и убиенные позднее –суть одно.

Поэтому то, что сказано в Гемаре об Ицхаке, говорит о будущем, которое свершится в скорости во дни наши — ведь убиенные деянием своим заплатили за жертвоприношение Ицхака. Скажет Ицхак: «Вот, приблизил ты душу мою к Себе». То есть, приблизил вместе со всеми теми, кто завершил деянием сближение это. Об этом говорилось ранее, что еще не оплачены все поступки Ицхака и сыновей его, ибо жертвенно убиенные сыны Израиля не могли пока сказать: «Вот, приблизил Ты…».

И в этом смысл стиха: «И было после этих событий, Бог испытывал Авраама» (Быт. 22:1). Не только во время тех событий, которые происходили с Авраамом и Ицхаком, было испытание, но после этих событий. Ибо все убиенные — плата за жертвоприношение. Плата избавила Израиль от гнева, а если так, разве не ради всего Израиля убиенные эти? И это есть проявление милосердия Авраама. Поэтому не называет стих убиенных праведников иначе, чем «Рабы Твои», ибо, хотя и возвышаются они в истине выше других, главная цель и желание их — милосердие, которое совершают они ради Израиля, а не ради самих себя. Поэтому слово хасид — “праведный” происходит от хесед — “милосердия” народа Израиля».

 

Шмини Ацерет (октябрь 1941 г.)

Пророки взирали на страдания Израиля, сверху вниз, и потому видели в них великий свет Но тому, кто смотрит на страдания снизу, трудно увидеть свет, заключенный в них. Моше сказал Всевышнему: «Зачем сделал Ты зло народу этому, зачем ты меня послал?» (Исх 5:22), потому что и в те времена евреи думали и чувствовали как мы, каждый миг ожидая спасения, но им становилось лишь хуже и страдания их лишь усугублялись. Сказал Моше Всевышнему: “Я вижу, что все это к добру, но зачем причиняешь зло народу этому, они не могут вынести этих страданий, и потому не видят сокрытого в них добра”.

В те времена были пророки, изрекавшие увещевания и песнопения, а были и такие, что изрекали только увещевания и предрекали будущие несчастья. но в грядущем раскроется великий свет, сокрытый в Суде, и он представится Милосердием, и об этом сказано: «Суждено всем пророкам хором вознести песнопения» , ведь песнопениями предстанут все их слова, как о добром, так и о злом.

 

Год 5702 (1942)

Рош га‑Шана (сентябрь 1942)

Когда творил Святой, да будет Он благословен, этот мир, то строил миры и разрушал их, как сказано в мидраше (Берешит Раба) — это и есть «разбиение сосудов», из которых делал Он эти миры и мир Исправления (олам га‑тикун), как известно. Учили мы у святого Ари, благословенна будь память праведника, что Десять убиенных царством погибли из‑за того, что умножились повсюду клипот (силы зла), и все миры могли бы разрушиться, как это произошло во время разбиения сосудов. Но Десять убиенных царством исправили мир. Так или иначе, когда мы видим, как беды валятся на нас, и уходят из мира души Израиля — мудрецы и праведники, служащие Господу одному, и страдает каждый человек во Израиле, а ведь каждый, кто покинул этот мир — праведник он Господень, и нельзя не воскликнуть: довольно бедствий наших и бед народа Твоего, дома Израиля, — тогда понимаем мы, что и сейчас время «разбиения сосудов». Поэтому должны вы укрепиться еще более в раскаянии вашем, для обновления деяний ваших и ради нового творения.

И прежде всего мы должны по‑новому совершить тшуву, не просто сделать то, что уже делали раньше, но только хорошо, а так, чтобы создать из себя новые творения — служителей и рабов Господних. И тогда исправятся все миры…

«Из теснин воззвал я к Господу, и ответил мне из просторов Господь» (Пс. 118:5). Как известно, рассказано в «Тикуней Зогар», что тот, кто молится в Рош га‑Шана о собственных нуждах, воет, подобно собаке: «Дай нам остаться в живых, пошли нам пропитание». Но когда сыпется на человека, как удары, тяжкие бедствия, трудно ему не вопить о болях своих, за исключением великих праведников, отделенных от тела и от самих себя. Поэтому невозможно, чтобы люди, подобные нам, в горьких муках не возносили вопль свой и не молились и в Рош га‑Шана и в Судный день о горестях и страданиях своих. Но также и об этом будут горько рыдать души наши, что даже в эти святые дни вынуждены мы умолять: «Дай нам остаться в живых, пошли нам пропитание», а не возносить высшие моления во имя Небес. Как мы уже сказали о стихе: «И застонали сыны Израиля от работы…» (Шмот 2:23), Израиль стенал только из‑за работы и бедствий. Но: «…И возопили, и вознесся этот вопль…» ¬— то есть поднялась молитва их от работы — к Богу. Именно об этом молились они, чтобы молитва их от работы вознеслась к Богу, и чтобы испрашивали они не нужд работы той, но нужд небесных.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Отправить

Выбор редакции